Цели:
- способствовать формированию представлений о жизни и деятельности Д.И. Менделеева
- способствовать осознанию значимости трудов Д.И. Менделеева;
- создать условия для развития смекалки, эрудиции, умения быстро и четко высказывать свои мысли;
- способствовать повышению познавательного интереса к науке химии;
- способствовать приобщению учащихся к чтению художественной, научной и научно-популярной литературы.
Оборудование:
- портрет Д.И.Менделеева, А.А.Блока;
- периодическая таблица химических элементов;
- ТСО – мультимедийное оборудование;
- компьютер, презентация "Своя игра”.
На плакатах высказывания:
"Жить – это значит узнавать! Жить – это значит мечтать широко и привольно! Жить – это значит творить, трудясь без устали, с неисчерпаемым вдохновением.”
"Ну, какой же я гений? Трудился. Трудился всю жизнь. Искал, ну и нашел.”
Форма проведения: викторина по аналогии с правилами телепередачи "Своя игра”.
1. Организационный момент
Психологический настрой на внеклассное мероприятие. Учащиеся8-х классов разделены на 3 группы. Каждая группа будет отвечать на выбранные вопросы.
Целеполагание и мотивация
Учитель. Д.И. Менделеев – гениальный русский ученый, первоклассный химик второй половины XIX – начала XX века. Всемирную известность и громкую славу ему составило открытие периодического закона и создание периодической системы химических элементов (1869).
Но и другие работы Менделеева совершенно достаточны для того, чтобы обеспечить ему почетное имя в науке. Таковы исследования в области физико-химической природы растворов, состояния газов, теплоты сгорания топлива.
То же самое можно сказать о работах Менделеева в других областях знаний. Он автор фундаментальных исследований по химической технологии, физике, метрологии, воздухоплаванию, сельскому хозяйству, экономике, просвещению. Интересовался горнорудным делом, вопросами металлургии, работал над проблемой подземной газификации топлива, изучал нефтяное дело.
Круг интересов Д.И. Менделеева был весьма разнообразен. Литературное наследие огромно – полное собрание сочинений составляет 25 томов!
Это был ученый и педагог, замечательный семьянин и общественный деятель, к мнению которого прислушивались все слои общества. Это была историческая личность.
Из всего сказанного ясно, насколько актуально изучение биографии этого великого русского ученого, характера и результатов его деятельности. Особенно сейчас, накануне предстоящего празднования 175-летия со дня его рождения и 140-летия со дня открытия периодической системы и периодического закона.
Схема викторины
Открытие периодического закона |
10 |
15 |
20 |
25 |
30 |
40 |
Путешествие по периодической системе |
10 |
15 |
20 |
25 |
30 |
40 |
Биография Д.И. Менделеева |
10 |
15 |
20 |
25 |
30 |
40 |
Правила игры
В викторине принимают участие три команды, которые, пользуясь приведенной выше схемой, выбирают тему вопроса и его стоимость.
Право ответа принадлежит команде, первой поднявшей руку. В случае верного ответа на счет команды поступает количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, и команда получает право выбора следующего вопроса. Если команда дала неправильный ответ, то с ее счета снимается количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, а право ответить на этот вопрос переходит к другим командам. Если же в отведенное время правильную версию не может предложить ни одна из команд, отвечает учитель.
В викторине используется презентация, которая позволяет открыть вопрос, а затем соответствующий ему ответ. Учитель нажимает на гиперссылку, раскрывается вопрос. Кнопка внизу слайда позволяет по гиперссылке проверить правильность ответа. Та же кнопка по гиперссылке позволяет вернуться к слайду с вопросами. В викторине побеждает команда, набравшая большее количество баллов.
Презентация по адресу: http://poznayko.at.ua/load/29-1-0-671
Финал игры
Подведение итогов. Награждение победителей. Всем участникам вручаются медали "Знаток периодической системы Д. И. Менделеева” |