|
Чтобы сформулировать тему урока, обратите внимание на информацию на слайдах презентации.
Сл.-1
Сл.-2
Сл.-3
Сл.-4
Сл.-5
Предлагаю перейти к слайду "Постановка проблемы”
В ходе беседы формулируется тема урока в виде вопроса:
Сообщаю, что тема урока и есть та проблема, которую предстоит уч-ся решить. |
Почему назвали "азот”?
Соединения азота - селитра, азотная кислота, аммиак - были известны задолго до получения азота в свободном состоянии. В 1772 г. Д.Резерфорд, сжигая фосфор и другие в-ва в стеклянном колоколе, показал, что остающийся газ не поддерживает дыхания и горения. Д.Резерфорд назвал его "удушливым воздухом”.
К.Шееле назвал этот элемент, извлеченный из воздуха,- "дурным воздухом”.
В 1787 г. А.Лавуазье установил, что "жизненный” и "удушливый” газы, входящие в состав воздуха, это простые
в-ва, и предложил название "азот”. "А” - отсутствие, "зоо” - жизнь. "Безжизненный”- азот.
И не случайно: испытания проводили на лабораторных мышах, помещая их под колпак с азотом, где они погибали.
Нахождение в природе.
Азот – один из распространенных элементов на Земле.
- в атмосфере - 4•1051 по массе и 78% газообразного азота по объёму
- литосфере – 1,9•10-3 по массе
- в живых организмах - 0,3% по массе
В белке животных и человека - 16–17% азота. В организмах человека и плотоядных животных белок образуется за счёт потребляемых белковых в-в травоядных животных и в растениях. "Жизнь - есть способ существования белковых тел на Земле” - по определению Ф.Энгельса
Д.Резерфорд –"удушливый воздух”
К. Шееле – "дурной воздух”
А.Лавуазье – "безжизненный воздух”
Д.И.Прянишников – "Нет жизни без азота, ибо он является важнейшей составляющей частью белковой молекулы”
Запись темы урока в тетрадь
"Азот – "безжизненный” элемент или важная составная часть жизни на Земле?” |
|
Что уже известно из курса изучения химии об азоте? Ответьте на вопросы на следующем слайде.
Сл.-6.
"Азот – химический элемент” |
Учащиеся работают с текстом и заданием на слайде.
Азот – химический элемент
Положение азота в периодической системе
* Ar(N) = ?
* 7N +7 ) ) Каково строение атома азота?
? ?
- Составьте электронно-графическую формулу атома азота
- Составьте электронную формулу атома азота
- Степени окисления : ?
- Валентность : ?
Вывод : какова окислительно-восстановительная способность атома азота? |
|
Предлагаю учащимся, исходя из проблемы, наметить пути её решения.
Сл.-7.
Обращаю внимание на необходимость установления связи между строением, св-ми и применением.
Предлагаю составить план изучения нового материала.
Сл.-8. |
Цель урока:
- На примере сведений об азоте, привести аргументы в пользу двух точек зрения об элементе
- Азот – "безжизненный”.
- Азот – главный элемент жизни на Земле.
Учащиеся предлагают план изучения строения молекулы, св-в и применения этого в-ва.
Содержание:
* Азот – простое в-во
1. Строение молекулы
2. Физические св-ва
3. Химические св-ва
4. Способы получения
* Применение азота и его значение |
|
Сл.-9.
Предлагаю рассмотреть задания на слайде "Строение молекулы азота”
Обращаю внимание на оформление сведений об азоте в виде опорного конспекта
Сл.-10.
Сл.-11.
Сл.-12.
При переходе к слайду о способах получения обращаю внимание на гиперссылки на сайты в Интернете.
Сл.-13.
При переходе к слайду "Применение азота” обращаю внимание на гиперссылки на сайт Интернета. |
Уч-ся изучают сведения об азоте и строении его молекулы.(Учебник §30)
Молекула азота – N2
N = N
Напишите электронную формулу молекулы. В обычных условиях в свободном состоянии азот образует молекулу N2, где атомы связаны тремя ковалентными связями.
Молекула азота очень устойчива: энергия диссоциации ее на атомы составляет 942,9 кДж/моль, поэтому даже при температуре 3300° степень диссоциации азота составляет 0,1%.
Каков вид хим. связи в молекуле азота?
Физические свойства азота
Азот немного легче воздуха; плотность 1,2506 кг/м3 (при н.у.), tпл.= - 209,8оС, tкип.= -195,8оС. Азот сжижается с трудом: плотность жидкого азота 800 кг/м3. В воде азот менее растворим чем кислород: при 0оС в 1м3 Н2О растворяется 23,3 г азота.
Азот не поддерживает дыхание и горение.
Составьте описание физ. св-в N2 в виде уголковой схемы
Химические свойства азота
К металлам:
N2+Li (об.усл.) —> Li3N
N2+Mg (об.усл.) —> Mg3N2
N2+Al (to) —> AlN
К неметаллам:
N2+H2NH3
N2+O2 (2000o) —>NO
N2+F2 (эл. разряд) —> NF3
Вывод:
- Что можно сказать о хим. активности азота? Почему?
- В каких реакциях азот – окислитель, в каких – восстановитель?
Дома:
Составьте уравнения этих реакций с использованием электронного баланса.
Способы получения азота:
*Лабораторный способ:
NH4NO2N2+ 2H2O
*Промышленный способ
Технический способ получения азота основан на разделении предварительно сжиженного воздуха.
Интернет —> Азотные установки, азотные станции, генераторы азота
Применение азота:
- создание инертных сред в металлургии
- синтез аммиака и азотной кислоты
- производство минеральных удобрений
- производство взрывчатых в-в
- жидкий азот в медицине
- Какие св-ва азота лежат в основе применения?
|