В
настоящее время, хотим мы того или нет, информационные технологии прочно вошли
в нашу жизнь. Сейчас уже трудно ее вообразить без сотовых телефонов,
компьютеров, телевизора. К сожалению, в отечественной системе образования
современные технические средства обучения используются не в том объеме, как
хотелось бы. Это связано не только с оснащением кабинетов, но и недостаточным
информированием самих учителей. В своей статье мне бы хотелось восполнить этот
пробел, поделившись некоторыми наработками.
Учитывая
вышесказанное, алгоритмический подход к преподаванию позволяет:
Устанавливать
причинно-следственные связи, что является одной из основ развивающего обучения,
Способствует
формированию логического мышления у учащихся,
Позволяет
систематизировать учебный материал,
Развивает
творческое мышление учащихся,
Формирует
интерес у учащихся к предмету посредством использования современных технических
средств обучения.
Что
касается последнего свойства, то вообще, образно говоря, я ставлю знак
равенства между алгоритмом и компьютером.
И
этому есть много оснований, так как в основе работы процессора лежат различного
рода алгоритмы. Их применение на уроках зависит от творческого мышления и
навыков работы на компьютере. В настоящее время довольно-таки много алгоритмов по
химии разработано для учащихся 8-9 классов. Они встречаются как в учебниках,
так и на разных образовательных сайтах (например: Селезнева О. Н., Ахметов М. А
Учебно-методическое пособие (химия 8 класс) - Ульяновский институт
повышения квалификации и переподготовки работников образования).
Перевести
их в электронный вид не составит большого труда. Алгоритмы же по органической
химии редко встречаются в специализированной литературе, поэтому я и решил
заняться разработкой данной проблемы.
В
своей работе алгоритмы я использую на следующих этапах обучения:
Самостоятельная
работа учащихся при подготовке домашнего задания;
Самостоятельное
обучение учащихся, не посещающих учебное заведение по тем или иным причинам;
Объяснение
нового материала на уроке;
Обобщение,
систематизация и коррекция знаний и умений учащихся.
Примеры
использования алгоритмов на уроках химии в 10 классе
I.
Объяснение нового материала.
В
зависимости от подготовки класса я строю урок либо по дедуктивному, либо по
индуктивному методу.
1.
Примеры алгоритмов построенных по дедуктивному методу.
По
сути дела – это традиционный способ изучения нового материала. От простого к
сложному, от общего к частному, от общих положений к конкретным выводам, от
строения к свойствам веществ.
Алгоритм
к уроку "Физические и химические свойства алкенов”
(схема
оформляется поэтапно, либо на компьютере с использованием мультимедийного
проектора, либо на магнитной или обычной доске) Полный текст конспекта урока скачивайте по ссылке вверху страницы.
|