Тип урока: изучение нового материала.
Цели и задачи:
- расширение знаний о физико-географических закономерностях природы на примере Байкала, изучение особенностей его природы;
- формирование чувства любви к природе;
- формирования экологического сознания учеников;
- продолжить эстетическое воспитание детей при работе с художественными произведениями;
- совершенствование навыков общения;
- развитие навыков работы со справочными и публицистическими материалами, информацией Интернет-ресурса.
Оборудование: физическая карта России, мультимедийные средства.
Место проведения: кабинет информатики.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель. Тема нашего урока - «Байкал - жемчужина России». Эпиграф урока: «Чудо природы во всех отношениях» Л. С. Берг (тема и урок спроецированы на экране).
Задача сегодняшнего урока - обосновать данные высказывания и изучить это чудо - Байкал. (С начала урока звучит музыка песни « Славное море - священный Байкал).
2. Основная часть урока.
Учитель. Байкал включен в «Список Всемирного наследия», насчитывающий 506 объектов из 105 стран. Байкал - одно из уникальнейших чудес планеты, наша гордость.
- Что вы на сегодня знаете о Байкале? В течение 3-4 минут вам нужно заполнить левую колонку таблицы.
Я знаю Узнал(а) новое
Информацию записывайте в определенном порядке, т.е. по плану характеристики территории, но просьба не исправлять записей в дальнейшем, если даже они не верны. Всем успехов.
Затем короткое прочтение записей 2-3 учеников.
Учитель. Переходим к следующему этапу нашего урока. К сегодняшнему уроку за 2 недели группа ребят получила задание: подготовить презентации по Байкалу по темам:
- Физико-географический аспект.
- Растительный и животный миры озера.
- Образ Байкала в искусстве.
- Мои путешествия по Байкалу.
По ходу выступления ребят одноклассники делают записи в правую колонку таблицы. После защиты презентаций – обсуждение, где необходимо отметить:
- раскрыта ли тема,
- логичность изложения,
- оформление,
- речь.
А также предоставляется слово авторам презентаций:
- что это вам дало?
- Чем пользовались?
При подготовке презентаций были использованы материалы Интернет-ресурса, школьного учебника, туристических буклетов, научно- популярных книг по Байкалу, личные фотографии и слайды учителя.
Учитель. Следующий этап урока- это короткое обсуждение записей в тетради, которое будет продолжено на следующем уроке.
Итог урока.
Учитель. Почему Байкал называют жемчужиной России? Это одно из самых живописных, глубоких, прозрачных, древних озер мира, где солнечных дней больше, чем на курортах Черного моря, большая часть флоры и фауны эндемичны. Всем спасибо за работу и запишите домашнее задание: параграф...
Размышления после урока.
Использование подобных форм выполнения опережающего задания, как подготовка презентаций, для детей в нашей школе не нова, т. к. для этого существует соответствующая материальная база в кабинете информатики и уровень подготовки детей. Подобная интеграция знаний по курсу информатики и любого другого предмета, в т. ч. и географии, помогает понять взаимосвязь между различными предметами, практическое применение своих знаний. При выполнении задания часть детей работала только в школе, а кто- то использовал домашний компьютер. Данный вид работы можно использовать на различных уроках: обобщающего повторения, объяснения нового материала, комбинированном.
Дети переработали значительный объем информации. По технической части их особо увлекало использование всевозможных спецэффектов, приходилось убеждать использовать их в меру. Они отстаивали свою точку зрения, находили компромиссные варианты. Самое сложное - это защита своего творения перед одноклассниками. Порою не хватает убедительности и эмоциональности при защите презентаций в классе, но это придет со временем, а оно у них есть.
Подобные уроки требуют большой предварительной подготовки, в течение года их будет не много, но они запоминаются детям как маленькие победы, праздник, а они должны быть.
|