Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний.
Задачи урока:
- Образовательные задачи: рассмотреть с учащимися новые понятия и термины; сформировать у учащихся представления об озёрах, их видах, особенностях, происхождении, месторасположении крупнейших озер мира.
- Развивающие задачи: продолжить развитие логического мышления на основе взаимосвязи внешнего вида озёр от происхождения котловин; закрепить приемы определения географического положения озер, формировать умение давать описание озёр по типовому плану.
- Воспитательные задачи: воспитывать у учащихся чувство любви к своей Родине, гордости за свой край.
Ведущие понятия урока: озеро, озерная котловина, карст, старица, сточное и бессточное озеро, болото.
Оборудование: физическая карта полушарий, физическая карта России, диапозитивы, кинофрагмент "Озеро ”, учебник "Начальный курс географии” Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова, "Дрофа”, М- 2005 г. атласы, к/карты, дополнительная литература об озёрах, иллюстрации озер.
Географическая номенклатура: озёра: Байкал, Каспийское, Аральское, Ладожское, Онежское, Виктория, Верхнее, Балхаш, Чад, Мёртвое, Эйр.
Ход урока
Вводная часть.
Ребята, на этом уроке мы продолжаем изучать внутренние воды суши. Вспомните, какие воды мы изучили на прошлом уроке? (Изучили реки)
2. Изучение нового материала.
Сегодня мы приступаем к изучению озёр. (Учащиеся записывают тему "Озёра ”)
- Писатели, поэты и художники в своих произведениях уделяют определённое место озёрам.
Ученик с опережающим заданием читает стихотворение из книги
М. Сергеева "Море Синее - Байкал”.
БАЙКАЛ
Лесистых гор полуовалы, Касанье голубых лекал, И скалы, срезанные валом, И небо, павшее в Байкал, И сам он – величав и вечен, В гранитной раме вырезной, И весь – до донышка - просвечен, И весь – до капельки – родной. И Ангары полёт строптивый, И ветра крик, и гул турбин, И птицы – сосны над обрывом, И дикий ветер баргузин – Всё это, без чего не в силах Быть далью даль и ширью ширь, И ты немыслима, Россия, И ты немыслима, Сибирь.
Далее предложить вниманию учащихся иллюстрации картин, моря и озера.
Дать возможность учащимся вспомнить понятие моря (море – это часть океана, отделенная от него островами или полуостровами, отличающаяся от океана свойствами воды, обитателями). Море соединяется с океаном, входит в систему Мирового океана.
Затем дать возможность учащимся самим сформулировать понятие озеро. Учащиеся читают свои понятия озера, а затем сравнивают эти сообщения с авторскими в учебнике.
Итак, озеро – это скопление воды в природном углублении на суше.
Это углубление на суше называется котловина (учащиеся записывают понятия озеро и котловина в тетради).
Вниманию учащихся предлагаются иллюстрации озёрных котловин. К этим иллюстрациям выполняется таблица в тетрадях учащихся.
ОБРАЗОВАНИЕ ОЗЁРНЫХ КОТЛОВИН
Остаточные |
В
грабенах
(тектони-
ческое) |
Карстовые |
Вулканические
или кратерные |
Озера -
старицы |
Ледниковые |
Запрудные |
Каспийское, Аральское. |
Байкал,
Мёртвое
Ньяса,
Титикака. |
В Архангель-
ской,
Нижего-
родской
областях,
на
Балкан-
ском
полу-
острове,
в
Подмосковье. |
На Кам-
чатке (Кро-
ноцкое),
Курильских
островах и
острове Ява. |
В
поймах
рек:
Оки,
Москвы-
реки,
Волги.
и
других
рек. |
Ладожское,
Онежское,
в Косино
(Белое,
Святое, Черное). |
Сарезское,
на
Памире,
Синевир
в
Карпатах. |
В процессе составления таблицы, учитель рассказывает об образовании этих котловин. Проверенным вариантом может быть опережающее задание учащимся, которые делают сообщения по каждому виду озер.
К озерам остаточного происхождения относятся Каспийское, Аральское и другие (обозначить на контурной карте).
Озера тектонического происхождения расположены в тектонических впадинах. По конфигурации имеют вытянутую форму; Байкал - в России, Рудольфа, Ньяса, Тана - в Африке, Титикака - в Южной Америке, Мёртвое - на Ближнем Востоке.
Карстовые озера возникают в результате заполнения карстовых воронок. Эти воронки образуются в мягких быстро растворяемых горных породах. Карстовые озера находятся в России между Онежским и Белым озерами в Архангельской, Нижегородской областях, за рубежом на Балканском полуострове.
В кратерах потухших вулканов образовались вулканические или кратерные озера. На нашей планете эти озера есть на Камчатке (Кроноцкое озеро), Курильских островах, острове Ява.
В поймах рек образуются озера - старицы. Извилистая река подмывает берега, меняет свое русло и образуются озера серповидной формы (стр. 97, рис. 64 учебника).
Озера ледникового происхождения в России - Ладожское, Онежское, в Косине - Белое, Святое, Черное.
В годы ВОВ по Ладожскому озеру была проложена ледовая автомобильная дорога. Народ очень точно назвал ее Дорогой жизни. От нее зависело спасение жителей Ленинграда, обеспечение фронта всем необходимым. 22 ноября 1941 года на еще неокрепший лед вышли первые грузовики с мукой.
После составления таблицы можно посмотреть кинофрагмент "Озеро”.
Далее учащимся сообщается о том, что питание озёр происходит в результате мирового круговорота воды.
Задания учащимся:
1.рассмотреть в картах атласа обозначение озер.
2. все ли озёра одинакового размера?
Ответ учащихся: величина озер может быть различная. Многие учащиеся знают, что самое большое озеро на Земле – это Каспийское, а самое глубокое - Байкал. Используя текст учебника (стр. 95), учащиеся читают об этих озерах.
Дополнение учителя: да, действительно, величина озёр может быть самая различная – от нескольких квадратных метров до десятков километров. Демонстрируются слайды о Байкале. Протяжённость озера Байкал – 636 км, примерно как расстояние между Москвой и Санкт-Петербургом, ширина около 48 км. В Байкале огромные запасы пресной чистой воды, около 1/5 мировых запасов. Исследователь Байкала гидрограф Верещагин говорил, что если только одна Ангара будет вытекать из озера без пополнения за счёт впадающих рек, а впадает в Байкал более 336 рек, потребуется более 400 лет.
В Байкале водится живородящая рыбка голомянка. Эта рыбка плавает по одиночке, только вверх и вниз.
Сточные озёра – это озёра, в которые реки втекают и вытекают.
Бессточные озёра – это озёра, в которые реки впадают, но не вытекают.
Используя физические кары России и полушарий в атласе, учащиеся выписывают и затем подписывают на контурных картах.
ОЗЁРА
СТОЧНЫЕ |
БЕССТОЧНЫЕ |
Байкал |
Каспийское |
Онежское |
Балхаш |
Ладожское |
Аральское |
Синевир |
Эйр |
Верхнее |
Чад |
Мичиган |
Эльтон |
Виктория |
Баскунчак |
Онтарио |
Мертвое |
Гурон |
|
Тана |
|
Учащиеся рассматривают в атласах, по легенде карты, как изображаются пресные и солёные озёра (пресные озёра – голубым цветом, а солёные – розовым).
Учитель дополняет, что по химическому составу озера делятся на:
пресные до 1‰;
солоноватые от 1‰ до 25‰;
солёные свыше 25‰.
Используя текст учебника (стр. 97), учащиеся выясняют, почему в бессточных озерах вода солёная.
Есть возможность провести краткую беседу с учащимися об использовании озер (ловят рыбу, для судоходства, разводят водоплавающую птицу, добывают соль).
Болота
Знакомства учащихся с болотами можно провести в виде беседы, можно дать опережающее задание.
Очень часто небольшие озера мелеют от принесенного рекой песка и глины. Постепенно берега озера зарастают осокой, камышом, тростником и мхом. Болотная растительность отмирает, оседает на дне озера и, со временем, образуется болото. Много болот в зоне лесов и тундре, мало или совсем нет их в степях и пустынях. Рассказ сопровождается иллюстрацией учебной картины, где показаны стадии превращения озера в болото.
3.Обобщение и закрепление материала.
Вопросы и задания для учащихся.
- Что нового узнали на уроке?
- Чем отличаются озёра от морей?
- Какие есть озёрные котловины, и чем они отличаются по происхождению?
- Чем отличаются сточные озёра от бессточных? Назовите их.
- Почему вода в бессточных озёрах солёная?
- Как образуются болота?
- Знакомство с планом описания озёр.
- Название озера.
- На каком материке и в какой его части расположено озеро?
- Между какими параллелями и меридианами располагаются?
- Происхождение котловины.
- Сточное или бессточное. Впадающие или вытекающие реки.
- Солёное или пресное?
|