Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 22.12.2024, 06:21:47
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ
16.04.2009, 16:34:39

Цели:

1.                     Повторение, коррекция, закрепление и контроль знаний, умений по изученной теме.

2.                     Развитие умений самостоятельно формулировать социальные и экономические проблемы на основе географической информации и статистических данных о населении России.

3.                     Совершенстовование навыков работы с тематическими картами, графиками, таблицами.

4.                     Обучение приемам обработки, анализа и интерпретации количественных данных.

Оборудование: географические атласы, графики, пакет статистических данных, инструктивные карты.

Методы обучения: создание проблемной ситуации; организация частично-поисковой и исследовательской деятельности школьников; создание условий для развития познавательной активности учащихся, их самостоятельности в оценке географических фактов и явлений.

Ход урока

I. Организация работы в группах

Класс делится на 5 групп, примерно равных по силам. Каждая группа для работы получает пакет статистических материалов, инструктивную карту.

Приложение 1. Статистические данные

1 группа

Оценка динамики численности населения России

Цели: выявить изменения в численности населения, объяснить причины этих изменений.

Инструктивная карта

1.                     Вспомните определение естественного прироста населения. Что отражает это понятие?

2.                     Дополните таблицу 2 сведениями о коэффициенте естественного прироста.

3.                     Уточните, с какого периода показатели естественного прироста получили отрицательные значения. Подумайте, какими процессами вызван демографический кризис, о котором говорит падение естественного прироста населения.

4.                     Объясните, используя таблицу 3, почему при отрицательном естественном приросте населения, численность его к 1995 году практически не изменилась.

5.                     Анализируя таблицы 4 и 5, предположите, как изменится доля молодежи и доля людей пожилого возраста. Объясните причины изменения доли населения разных возрастов в общей численности населения.

6.                     Каковы основные особенности демографической ситуации в современной России? (Рис.1)

7.                     Используя полученные сведения и проанализировав таблицы 6 и 7, сделайте вывод о тенденциях общего прироста населения России на перспективу.

8.                     Составьте собственный демографический прогноз на 2010 год.

9.                     Какой, по вашему мнению, будет демографическая судьба России?

2 группа

Определение тенденции изменения численности трудовых ресурсов России

Цели: выявить изменения доли населения различных возрастов, объяснить причины и тенденции этих изменений.

Инструктивная карта

1.          Вспомните определения: трудовые ресурсы, экономически активное население.

2.          Используя таблицу 5, определите, как изменилось соотношение групп населения:
а) моложе трудоспособного возраста;
б) трудоспособного возраста;
в) старше трудоспособного возраста.

3.          Пользуясь сведениями таблицы 8, определите, как изменялась в России численность экономически активного населения.

4.          Проанализировав таблицу 8 и рисунок 2, определите, как изменилась в России доля безработных в экономически активном населении.

5.          Объясните, почему, несмотря на убыль численности населения, сохранилась доля населения трудоспособного возраста (используйте таблицу 9).

6.          Используя полученные сведения и проанализировав таблицы, сделайте вывод о тенденциях изменения численности трудовых ресурсов Росси на перспективу. Составьте собственный прогноз на 2010 год.

3 группа

Определение тенденций изменения доли занятых в отраслях современного хозяйства России по статистическим материалам

Цели: выявить изменения в занятости населения в период перехода к рыночной экономике; проследить взаимосвязь между современной экономической ситуацией в России и изменениями занятости населения по отраслям экономики.

Инструктивная карта

1.          Используя таблицу 8 и рисунок 2, познакомьтесь с численностью экономически активного населения.

2.          Анализируя таблицу 10 и рисунок 3, выявите динамику изменения занятости населения по отраслям экономики.

3.          Объясните причины изменений соотношения доли занятых в разных отраслях.

4.          По рисунку 4 познакомьтесь с распределением численности занятого населения в России по секторам экономики. Какова динамика изменений?

5.          Проанализируйте таблицу 11 и определите, как изменилась структура и основные показатели промышленности по формам собственности в годы реформ. Какие формы собственности становятся значимыми в промышленности России?

6.          Как это связано с современной экономической ситуацией в России?

7.          Составьте прогноз распределения экономически активного населения по отраслям и секторам экономики России. Обоснуйте полученную структуру экономики.

4 группа

Выявление особенностей миграций на территории России на основе карт и статистических данных

Цели: выявить изменения в миграционных потоках в Россию; проследить влияние миграций на численность населения России и долю трудоспособного населения.

Инструктивная карта

1.          Вспомните определения: миграция, эмиграция, иммиграция.

2.          Используя таблицу 9 и рисунок 5, проследите, как меняется число мигрантов в Россию.

3.          Как это связано с политикой, проводимой бывшими республиками СССР относительно русскоязычного населения?

4.          Какие еще факторы послужили причинами изменения численности мигрантов?

5.          Как миграция влияет на численность населения России? На долю трудоспособного населения?

6.          Используя карты атласа и рисунок 6 (рис. 13., стр. 41 учебника), объясните, какие изменения во внутренних миграциях в России произошли за последние годы.

7.          Составьте прогноз изменений миграционных потоков и численности мигрантов на 2010 год. Обоснуйте свое мнение.

5 группа

Религии народов России

Цели: выявить географию распространения религий в России; проследить влияние религии на общую численность населения и по регионам.

Инструктивная карта

1.          Вспомните, какие религии распространены на территории России.

2.          Какие религии являются ведущими? Подтвердите статистическими данными.

3.          Используя таблицу 12 (таблица 10, стр. 36 учебника) и карту атласа, выявите особенности распространения основных религий по территории России.

4.          Подумайте, какие причины определили географический "разрыв” между народами, исповедующими буддистско-ламаистскую и мусульманскую религии.

5.          Вспомните, какую религию исповедует большинство верующих в составе народов, получивших национально-государственные образования в составе РФ.

6.          Как религия влияет на прирост населения?

7.          Используя таблицы 13 и 12, составьте прогноз изменения соотношения численности верующих разных религий к 2010 году. Как это может повлиять на изменение численности населения России? Обоснуйте свое мнение.

II. Презентация результатов работы групп

Каждая группа в течение 3-5 минут представляет результаты своей работы.

Члены других групп могут задавать уточняющие, а также полемические вопросы, приводить собственные аргументы, точку зрения.

Роль учителя состоит, прежде всего, в организации условий для взаимодействия учащихся, направлении диалога, дискуссии, если она возникает, в русле темы урока.

По результатам работы организуется взаимооценка. Главными критериями является полное и четкое представление ответа на заданную тему, обоснованность прогноза, аргументация позиции группы.

III. Практическая работа

Тема: Изменение численности населения в России

Цели:

- совершенствовать умение работать со статистическими материалами;

- проследить территориальные закономерности демографического кризиса в стране;

- объяснить причины и факторы этих изменений.

Оборудование: контурные карты, статистические данные, цветные карандаши, географические атласы, тетради для практических работ.

Ход работы

1.          Проведите анализ данных переписи населения России 2002 года, используя таблицу.

2.          Пользуясь статистическими данными таблицы, сравните их с данными переписи 1989 года.

3.          Выделите регионы, где наблюдается рост численности населения. Выделите на контурной карте эти регионы красным цветом.

4.          Определите регионы, где численность населения сократилась более чем на 10 % в сравнении с 1989 годом. Выделите на карте эти регионы синим цветом.

5.          Остальные регионы выделите зеленым цветом. Это будет среднероссийский уровень изменения численности населения, т.е. умеренная убыль, не превышающая 10 %.

6.          Как можно объяснить, что население именно этих регионов в межпереписной период прибывало? Ответ запишите в тетради для практических работ.

7.          Почему именно так расположились эти территории? Можно ли выбрать какие-либо географические факторы их размещения?

8.          Какие социальные и экономические факторы способствовали резкому уменьшению численности населения во второй группе регионов.

9.          Почему именно так расположились эти территории? Ответ оформите в тетради.

10.     По результатам работы сделайте вывод.

IY. Подведение результатов работы на уроке

Обсуждение результатов практической работы.

Категория: ГЕОГРАФИЯ | Добавил: tineydgers | Теги: урок географии, учителю географии, конспект урока, экономическая география, физическая география в школе, скачать бесплатно
Просмотров: 1939 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0