Цели и задачи урока: Познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями; начать формирование представлений и знаний о географии населения мира; рассмотреть демографическую историю населения Земли, особенности изменения численности населения; познакомить учащихся с особенностями современного процесса воспроизводства населения, с явлениями «демографического взрыва» и «демографического кризиса»; сформировать представление о факторах, оказывающих влияние на уровень рождаемости и смертности; рассмотреть теорию демографического перехода, его сущность, характерные показатели и фазы, особенности их проявления в разных странах; сформировать представление об основных типах воспроизводства населения. их отличительны чертах,, странах мира для которых они характерны; определить основные направления демографической политики, проводимой Думой государствами разного типа; продолжить формирование умения работать с электронным учебником; работать с программой Мicrоsоft Wоrd, с приложением EХСЕL,статистическим материалом.
Воспитывать усердие, прилежание, старание при работе с компьютером, сознательную дисциплину.
Учебно-наглядный комплекс: Карта мира, атласы, таблица-справочник, программа GEО-10, (урок в компьютерном классе)
Термины и понятия: география населения, демография, этнография, воспроизводство населения, «демографическая зима», «демографическая весна», демографическая политика, «демографический взрыв», демографический кризис, демографический переход, депопуляция, естественная убыль, естественный прирост, рождаемость, смертность, тип воспроизводства населения, теория демографического перехода.
Имена: Т.Мальтус (автор теории о насильственном регулировании численности населения «с помощью» голода, войн, эпидемий)
Б.Ц.Урланис (советский ученый - демограф
А.Ландро (автор теории «демографического перехода»)
I. Новая тема.
Человека забыли!!! - Н.Н.Баранский
1)У. Актуализация темы.
2)Диктор (мультимедиа)
Учебная задача на урок: 1.Численность населения
Земли. Быстрый рост.
2.Воспроизводство.
3.Типы воспроизводства.
3) Самостоятельная работа учащихся со справочником терминов.
(мультимедиа) – на доске таблица: география населения, демография населения, этимология (этнография), воспроизводство, демографическая политика, демографический кризис, депопуляция, естественная убыль, естественный прирост, смертность, тип воспроизводства, демографический взрыв.
4.) Анализ картограммы - численность населения мира
5) Работа в ЕХСЕL (построение столбчатой диаграммы- страны с самой высокой численностью населения
построение полосчатой диаграммы- страны с самой низкой численностью населения)
II. Выступление детей по индивидуальному опережающему заданию.
Демографическая ситуация в России.
Демографическая ситуация в п.Троицкий.
III. Дискуссия «Если бы я был президентом …»
Вам известны разные способы регулирования численности населения в разных странах, то есть демографическая политика, проводимая государствами с различными типами воспроизводства населения. Если бы вы были президентом России, то какую демографическую политику бы вы проводили? Какие законы, льготы или штрафы необходимо предпринять, чтобы улучшить ситуацию в России. Ведь население России катастрофически уменьшается?
IV. Сообщение учащихся. - Какой должна быть семья будущего. Выводы демографов.-
Прогноз составлялся достаточно давно, но весьма привлекателен и интересен. Так вот, семья будущего должна быть такого состава: двое родителей и не менее трех детей. Третий ребенок необходим для компенсации в случае непредвиденных потерь (детской смертности, несчастных- случаев , болезней и др.)Семья будет жить в благоустроенной квартире со стерео телевизором, с голографическим эффектом, компьютером(хранителем информации, видео-телефоном. Домашний труд будет облегчен различной бытовой техникой, поэтому будет доставлять только удовольствие. Все члены семьи будут заниматься любимым делом, общаться с природой. Семья будет счастливой.
V. Работа с мультимедиа.
1) работа с таблицей – Демографическая история мира.
Определите по таблице в какие годы происходил переход населения через миллиард, два миллиарда, три … четыре… пять… шесть миллиардов
2) анализ графика - Динамика численности населения мира-
3) Доля развитых и развивающихся стран в росте численности населения мира.
VI. Индивидуальные выступления детей, проводивших исследование темпов роста численности населения мира.
1.По подсчетам статистов-демографов за всю историю человечества на Земле родились более 80 млрд.человек .На протяжении всей этой истории рост был медленным . а ускорение наступило только в период нового и особенно новейшего времени.
2.Если в начале века XX. абсолютный ежегодный прирост населения Земли составил 10-15 млн.. а в середине века 40-50 млн., то в наши дни он достигает 80-85 млн.чел.
3.Ежегодно рождаются около 140 млн. чел. СООТВЕТСТВЕННО КАЖДУЮ СЕКУНДУ ПОЯВЛЯЮТСЯ ТРОЕ, каждую минуту-17,5 , каждый час 10,4 тыс человек. а каждые сутки 250 человек, . новых землян мира, Каждую неделю на Земле добавляется как бы новый Гамбург, каждый месяц население Австралии, Туниса.
4.За последнее тысячелетие для первого удвоения численности населения потребовалось для первого удвоения численности населения потребовалось 600 лет, для второго 230 , для третьего около 100 , а для четвертого не многим более 40 лет.
ЭТО ЗНАЧИТ – что население никогда так не возрастало, как в середине и второй половине XX века.
VII. Самостоятельная работа учащихся в Wоrdе (Windows-D свернуть)
( Открыть папку на рабочем столе «Население мира»
Ответить на вопросы письменно.
VII. Работа с мультимедиа. Воспроизводство.
1. Что такое воспроизводство. Два типа воспроизводства.
(найти определения в тексте )
2. Работа с демографическими показателями. Смертность . Рождаемость .Естественный прирост.
Выводы по картограммам, обобщения, анализ.
VIII. Выступления учащихся по теории Т.Мальтуса, (графическое изображение)
Анализ теории демографического перехода.
IX. Рассказ учителя. Демографическая «весна»
«зима» «лето» «осень»
Рассказ детей. Расширенное воспроизводство, простое замещение, естественная убыль. (с использованием текста мультимедиа)
картограммы
X. Итог урока. Работа в текстовом редакторе Wоrd
Cоставить вопросы для взаимного контроля по теме «Население мира».
Домашнее задание.
Провести социологическое исследование в ваших семьях, выяснить: сколько детей было у вашей бабушки, прабабушки, прапрабабушки.
Постройте график, иллюстрирующий изменение числа детей в семье . Объясните почему . Проанализируйте его и сделайте выводы. Выявите причины изменения детей в семье. Изобразите графически.
|