Цель экскурсии: Выявить взаимосвязи между компонентами природы.
В зависимости от особенностей ландшафта объектом изучения могут быть лес, луг, река.
1. Образовательные задачи:
-
Выявить взаимосвязи между компонентами живой природы, составить схему этих взаимосвязей.
-
Выявить, в результате, какой хозяйственной деятельности людей эти связи могут быть разрушены.
-
К каким изменениям в природных комплексах это может привести.
-
Закрепить и расширить знания учащихся о растительном и животном мире своей местности, познакомить на примере отдельных видов растений и животных с приспосабливаемостью к условиям внешней среды.
-
Закрепить умения и навыки вести наблюдения в природе, самостоятельно объяснить явления живой и неживой природы.
2. Развивающие задачи:
-
Способствовать развитию наблюдательности, самостоятельности при проведении работ на местности, умений сравнивать и обобщать наблюдаемые явления природы,
-
Выделять признаки приспособления растений и животных к среде обитания; на конкретных примерах доказать взаимосвязь живой и неживой природы.
3. Воспитательные задачи:
-
Способствовать нравственному, эстетическому, трудовому и физическому воспитанию, профориентации учащихся: рассказать о профессиях лесника, егеря.
Оборудование: Полевые дневники, карандаши, компасы, линейки, веревка, водомерная рейка, белый диск, термометры.
План экскурсии:
-
Вступление.
-
Выявить особенности компонентов природы, причины особенностей каждого ПК.
-
Краткая характеристика растительности леса: деревьев, кустарников, трав.
-
Знакомство с особенностями строения сосны и березы.
-
Сравнение внешнего вида и условий обитания сосны и березы, произрастающих в лесу и на опушке.
-
Знакомство с животным миром леса.
-
Сравнение травянистой растительности леса и луга.
-
Изучение реки Карлы.
-
Дать оценку: не нарушаются ли требования по охране вод реки.
-
Проведение наблюдений за сезонными изменениями в природе.
-
Оценить влияние человека на ПК.
-
Сравнить ПК и сделать вывод о причинах их различия.
Подготовка к экскурсии. На предыдущем уроке учитель знакомит учащихся с задачами, планом проведения экскурсии, оборудованием, которое необходимо принести, знакомит с содержанием полевого дневника и требованием к его оформлению. План характеристики растений и животных учащиеся записывают в тетрадь. Учитель делит класс на группы. Каждый из них выбирает ответственного.
Ход экскурсии. Перед выходом на местность учитель рассказывает о порядке работы и о правилах поведения во время экскурсии. Важно напомнить учащимся, что собирать коллекции и гербарии не следует, поэтому результаты наблюдений необходимо оформить в виде записей, можно сделать зарисовки, фотографии. Ответственные докладывают о готовности групп и наличии оборудования. Для лучшей организации экскурсии можно привлечь семиклассников в качестве ассистентов.
Подведя ребят к лесу, учитель делает краткое вступление, которое настраивает на внимательное отношение ко всему окружающему.
Чтобы вступление получилось более эмоциональным, можно использовать отрывки из художественной литературы, стихи, в которых яркими красками описана весна.
"Май одел деревья в нежные зеленые шапки, раскрасил луга сочной травой, начистил до блеска яркое солнце. И повсюду щебечет, веселый пересвист птиц, которых можно различить и то лишь по голосу, - так надежно скрывает их нарядившийся в новую одежду лес… Теплые дожди умыли пробудившийся лес. Ещё ярче сияет береста березы. Свешиваются ветки с нежными листьями и сережками. Сменила береза свою гладкую зимнюю прическу. Узорами развиваются русалочьи кудри. (По Д. Зуеву, А. Стрижеву, Б. Рыбакову.)
Далее учитель обращает внимание ребят на лес и поляну, спрашивает:
"Есть ли различия в условиях обитания растений в лесу и на открытой местности?” (На открытом месте больше света, тепла, но меньше влаги в почве, чем в лесу.) "Каковы причины различия?” (Кроны деревьев задерживают часть солнечного света, испарения меньше, а влаги в почве и воздухе больше.)
Учащимся предлагает назвать известные им деревья, кустарники, травы; объяснить, чем дерево отличается от кустарника. (Деревья выше кустарников. Они имеют один главный стебель – ствол, от которого отходит много веток с листьями или иглами, как, например, у сосны или ели. Ветви с листвой образуют крону. Кустарники ниже деревьев. У них несколько почти одинаковых по толщине стеблей.)
Учитель продолжает: "Мы с вами находимся в лесу, где растут ели, сосны, березы, липы, дубы, клены, другие деревья и кустарники. Как такой лес называется?” (Смешанный.)
Учитель дает учащимся задание: описать по плану сосну и березу, растущие на открытом месте и в лесу. Ребята устанавливают, что береза, растущая на опушке, имеет кряжистый ствол с раскидистой пушистой кроной. А в лесу у березы ствол стройный, высокий. Ветви расположены только в его верхней части, а в средней и нижней части – засохли. Следовательно, береза любит, чтобы было много света, поэтому в лесу у нее засохли ветви там, где солнечных лучей недостаточно. Почва в лесу более влажная, чем на опушке, а березка не требовательна к почве и может переносить недостаток влаги. Делается вывод о том, что в зависимости от условий обитания изменяется внешний вид березы.
Затем учитель переходит с учащимися к изучению животных леса. Он просит назвать обителей леса, вспомнить, как они приспособились к жизни в лесу. Например, белка. У неё гибкое тело, сильные лапы, цепкие когти, длинный пушистый хвост, служащий рулем, зубы приспособлены к разгрызанию твердой пищи, мех имеет защитную окраску - рыжий летом, серый зимой; живет она в дуплах и гнездах, запасает на зиму корм. Вывод: белка приспособлена к жизни на деревьях и к холодам. Вот что могла бы белочка "сказать” о себе:
По хозяйству каждый день хлопочу, Все дела за лето сделать хочу. Насушу грибов и ягод, Чтоб семье хватило на год.
(В. Кожевников)
А как приспособлены птицы к жизни в лесу? Послушайте, о ком эти стихи?
Если в лесу захворала сосна, Если болезнь у сосны не ясна, Доктор к сосне прилетит на заре, Сядет на сук, постучит по коре… В красном берете и в белом халате Лечит деревья заботливый…..(дятел)
(В. Кожевников)
Наблюдая за поведением дятла, учащиеся делают записи в полевом дневнике.
Далее учитель предлагает учащимся рассмотреть травы, растущие в лесу (кислица, ландыш, копытень) и на опушке или на поляне (мятлик, клевер, подорожник), сравнить их по плану, найти и объяснить их различия в строении и приспособления к условиям обитания. Например, кислица растет в затененных местах. У неё тройчатые нежные листочки, расположенные так, что они не затеняют друг друга. Это не приносит длительного освещения солнцем. Если солнечный луч упадет на кислицу, то листочки опускаются. Следовательно, это растение теневыносливое, для своей жизни не требует много света, хорошо развивается под пологом других растений. А вот мятлик луговой может расти на сухих местах и заливных лугах. Это злаковое растение имеет тонкий стебель, узкие листья, испаряющие мало влаги, любит свет, поэтому растет на открытых пространствах.
Изучение реки Карлы. С помощью компаса определяем направление течения реки у г.Буинска. Свое начало река берет в Республики Чувашия и протекает в направлении с запада на восток.
С помощью веревки измеряем ширину реки, а глубину – водомерной меркой, далее измеряем скорость течения реки (с помощью поплавка), определяем характер и извилистость русла, размыв берега, отложения водой пород, образование отмелей, наличие притоков. Для определения прозрачности воды используем белый диск.
Обращаем внимание детей на особый мир реки, полный жизни.
В заключении даем оценку, не нарушаются ли требования к охране реки, её вод.
Сравнив изученные растения и животных леса и водоема, учащиеся делают вывод о зависимости строения, внешнего вида и признаков приспособления растений и животных от условий обитания. С помощью учителя дети приходят к очень важному мировоззренческому выводу о тесной взаимосвязи живой и неживой природы: каждой внешней среде соответствуют свои растения и животные, которые приспособились к условиям обитания. Вывод записывается в полевой дневник.
Затем учитель подводит итоги наблюдения за сезонными изменениями в лесу и на водоеме, предлагает учащимся прочитать стихи о весне, лесе, березе и др., вспомнить народные приметы и пословицы, связанные с маем. Например:
* Май леса наряжает, лето в гости ожидает, * Майская травка и голодного кормит. * Март сухой да мокрый, май – будут каша и каравай. * Май холодный – год хлебородный. * Дуб перед ясенем лист пустит – к сухому лету. * Апрель с водой, май с травой. * Коли в мае дождь – будет и рожь. * Много майских жуков – к летней засухе. * Мокро на Макея – жди лета еще мокрее. (24 мая) * Восход солнца багряный, а днем дождь – к мокрому грозовому лету (в этот же день.)
Далее учитель говорит о влиянии хозяйственной деятельности человека на природу, обращает внимание на меры по её охране в своей местности.
Лес – это легкие планеты. Он непрестанно обогащает воздух кислородом, дает много лекарственных растений и ягод. Следовательно, лес помогает сохранить здоровье людей.
До последнего времени люди мало задумывались над тем, что все её богатства не вечны, что они нуждаются в защите, пополнении и бережном отношении. Грубое вмешательство человека в природу привело к истреблению лесов, истощению почв, гибели отдельных видов растительности и животных, обмелению рек, образованию пустынь.
Поэтому охрана природы подразумевает охрану всей жизни на Земле. Во всем мире сейчас ведется борьба за разумное отношение к природе, разумную деятельность человека, которая не оказывала бы губительного влияния на природу.
Из-за губительного сбора многие травянистые растения находятся под угрозой исчезновения и занесения в Красную книгу – это почти все весенние цветы: подснежник белоснежный, медуница, купальница, первоцвет, ландыш майский, различные колокольчики, а также кувшинка белая и др. Из кустарников сильно истреблен можжевельник.
Как вы знаете, в Конституции РФ записано, что граждане РФ обязаны беречь природу и охранять её богатства.
Бывая в лесах, необходимо соблюдать правила пожарной безопасности, не допускать поломок и порубок деревьев, кустарников, повреждений растений, засорения лесов, разорения муравейников, гнездовий птиц.
Следят за охраной лесов специально подготовленные люди – лесники. На определенном участке они наблюдают за "здоровьем” леса, определяют больные деревья, которые подлежат санитарной вырубке, организуют посадку новых растений, выращивают саженцы в питомниках, ведет борьбу с вредителями леса и др. (встреча с лесником).
Известный писатель М. Пришвин писал, что мы – хозяева нашей природы, и она для нас – кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.
Учитель предлагает ребятам расчистить небольшой участок леса от мусора и валежника, провести работу на засыпке промоины, образовавшейся вследствие действия талых вод, и посадить на это месте подготовленные растения.
|