Цели и задачи урока:
-
сформировать у учащихся представление об особенностях климата Австралии; продолжить формирование умения работать с климатограммами.
-
сформировать представление об особенностях внутренних вод, устанавливать причинно-следственные связи на примере взаимодействия климата и рек.
-
познакомить учащихся с особенностями природы Австралии.
Оборудование: электронный учебник для 7 класса, интерактивная карта Австралии, отсканированные цветные фотографии Австралия – диковины природы из журнала «География и экология» №9 2006г, презентации учащихся об удивительных животных.
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
-
Каковы главные особенности климата Австралии? Какими причинами она объясняется?
-
в каких климатических поясах выделяют области?
-
почему времена года в Австралии не совпадают со временами года нашей местности? (угол наклона земной оси к плоскости орбиты Земли равен 66.5 градусов. Солнце освещает больше то северное полушарие, то южное).
Материк почти посередине пересекается тропиком, что наводит на мысль о тропическом климатическом поясе с высоким давлением и малом количестве осадков в течение года. В субтропическом поясе в большой части года сухие ветры дуют из центра материка, где температура летом +30, зимой 10-15. днем до +45, ночью опускается до 0. на севере субэкваториальный климат, где быстро двигающиеся циклоны «Вили-вилли» поражают с-з набережье. Летом пассаты перемещаются к югу. На востоке значительную роль играют юго-восточные пассаты, приносящие влагу и формирующие влажный тропический климат.
-
как по физической карте можно определить, что на большой части Австралии выпадает незначительное количество осадков? ( Малое количество рек, пересыхающие озера, большой частью соленые, условные знаки, обозначающие пески, свидетельствуют о засушливости данной территории)
Практическая работа. Определить типы климата по климатограммам в учебнике на странице 144.
Внутренние воды изучают по тексту учебника в игровой форме «Вопрос-ответ». Класс делится на две команды. Задача: соревнование на лучший вопрос и лучший ответ по абзацам. Учащиеся номеруют абзацы, затем одна команда задает вопросы. Другая отвечает, затем меняются ролями. Оценивается качество и глубина ответов.
ΙΙΙ Закрепление по тестам на интерактивной доске.
Климат и внутренние воды.
1. Напротив каждого пояса укажите цифру с соответствующей особенностью климата:
А – субэкваториальный пояс-
Б – тропический пустынный пояс-
В – тропический влажный пояс-
Г – субтропический средиземноморский пояс-
Особенности климата
1. зима на много холоднее лета, но отличается сухостью.
2. осадков выпадает мало
3. осадков выпадает много.
4. весь год дуют пассаты.
5. ветры по сезонам меняются.
6. летом господствуют экваториальные, а зимой тропические воздушные массы.
7. влажно и жарко весь год.
8. летом господствуют тропические, зимой умеренные воздушные массы.
9. господствует на востоке материка.
10. значительные сезонные различия в температуре и осадках.
11. способствует развитию саванн и редколесий.
12. способствует развитию жестколистных вечнозеленых лесов и кустарников.
13. способствует развитию пустынь и полупустынь.
14. способствует образованию криков.
15. распространен на большой площади материка.
16. находится на юго-западе материка.
2. Запишите подтверждения, что Австралия – самый сухой материк.
Австралия - страна контрастов. Этот континент представляет собой подлинное чудо. Он знаменит удивительным монолитом Улуру, великолепием Большого Барьерного рифа, здесь обнаружены древнейшие ландшафты, возраст которых 3,5 млрд. лет, удивительные животные, которых нет на других материках. На экране карта Австралии с английскими названиями географических объектов и смотрят картины обитания животных (связь межпредметная с иностранным языком). Учащиеся выходят и показывают, произносят заливы. Проливы. Моря и местообитание животных.
Подтвердить справедливость утверждения «Австралия – самый экологически благополучный материк Земли». Привести не менее 3-х аргументов.
ΙV Домашнее задание §24. подготовить презентации:
a) знакомство с диковинами природы
b) составить памятку туристу, отправляющемуся в Австралию
c) если бы у вас появилась возможность посетить один из районов Австралии, то куда бы вы отправились? Почему? Используйте карты атласа, дать описание этого района. |