До последнего времени первая ступень курса физики /YII-1Х классы/ играла в основном роль базы для последующих систематических курсов физики /Х-ХI классы/ и астрономии /ХI класс/. Теперь ситуации коренным образом изменилась: курс астрономии исключен из списка обязательных для изучения дисциплин. Поэтому большое значение в формировании целостной научной картины мироздания на современном этапе имеет для учащихся элективные курсы по астрономии.
Элективный курс "Звездная азбука” призван способствовать формированию современно научной картины мира, знаками с развитием представления о строении Вселенной как одной из важнейших сторон длительного и сложного пути познания человечеством окружающей природы и своего места в ней.
Базой данного курса является программа по астрономии Е.П.Левитана.
Элективный курс "Звездная азбука” тесно связан с физикой и математикой и опирается на эти ранее изученные дисциплины. Адресован элективный курс учащимся 1Х классов, а также может быть частично использован при изучении соответствующих тем в курсе физики.
Элективный курс "Звездная азбука” построен в соответствии с требованиями Концепции профильного обучения, законом РФ "Об образовании” и другими нормативными документации.
В результате прохождения программного материала обучающиеся должны знать понятия: звездная величина, параллакс, светимость, главная последовательность, Млечный Путь, галактика, звездное скопление; иметь представление о связи физических характеристик звезд между собой: температуры, светимости, звездной величины, цвета, массы, плотности, размера; о методах определения расстояний; об особенностях физического состояния вещества внутри звезд; об источниках энергии звезд; о размере и структуре галактик.
Обучающиеся должны уметь: пользоваться шкалой звездных величин, диаграммой "температура-светимость”; различать по фотографиям различные типы звездных скоплений; решать задачи на определение расстояний до звезд, на связь между светимостью, радиусом и температурой звезды; объяснять смысл понятия "расширяющаяся Вселенная”.
Целью данного элективного курса, во-первых, является создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения путем показа взаимосвязи между астрономией, физикой и математикой на примере исследования физических характеристик звезд, изучения астрономических явлений.
Во-вторых, изучения этого элективного курса позволяет создать условия для формирования у обучающихся целостной картины научного мировоззрения, что в свою очередь дает возможность обучающимся по завершению основного образования иметь достаточно полное представление о строении и составе Вселенной.
В структуре изучаемого курса освещаются следующие разделы:
-
"Звездное небо”,
-
"Физические характеристики звезд”,
-
"Модели звезд”,
-
"Происхождение и эволюция звезд”.
При изучении элективного курса предусматривается проведение лекционных занятий, выполнение практических занятий, семинаров и других форм организации учебного процесса.
Освоение предлагаемого курса предусматривает, помимо посещения коллективных занятий, самостоятельную работу обучающихся с дополнительной литературой.
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста, который включает 10 заданий по основным вопросам курса.
Элективный курс "Звездная азбука” рассчитан на 9 часов лекционно-практических занятий в IХ классе.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п/п |
Тема занятия |
Содержание |
Форма проведения |
1 |
Источник изучения звездного неба человеком |
Предмет "Астрономия”.
Творцы астрономии. Астрономические наблюдения в древности Астрономия как основа и венец естественнонаучных знаний. |
Лекция, видеофрагмент |
2 |
Созвездия |
Созвездия. Вид звездного неба на различных широтах . Легенды о звездах. |
Эвристическая беседа и соблюдения учащимися. |
3 |
Определение координат звезд |
Звездные карты. Горизонтальная и экваториальная система координат |
Лекция, практическое занятие, сам. работа |
4 |
Физические условия внутри звезд. Источники энергии звезд. |
Давление и температура в центре звезд. Гравитационное сжатие. Ядерные реакции – основной источник энергии звезд. |
Лекция |
5 |
Физическая природа звезд |
Цвет и температура звезд. Светимость звезд. Радиусы звезд. Массы звезд. |
Лекция, практическое занятие, сам. работа |
6 |
Расстояние до звезд |
Определение расстояний до звезд. Годичный параллакс. |
|
7 |
Модели звезд |
Физические основы расчета моделей звезд. |
Лекция |
8 |
От "Большого взрыва” до образований галактик |
Эволюция Вселенной. Начало расширения. Радиационно – доминирующая стадия расширения. Образование реликтового излучения.
Возникновение галактик. |
Лекция |
9 |
Эволюция звезд |
Формирование звезд.
Начальная стадия формирования звезд. Стадия главной последовательности. Стадия красного гиганта. Последние стадии эволюции звезд. "Черные дыры”. |
Лекция, видеофрагмент |
10 |
Итоговый контроль |
|
Тест |
Учебно-тематический план
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
Форма контроля |
Всего часов |
Лекция |
пр. занятия |
Семинар |
Раздел 1. Звездное небо
1.1.История издания звездного неба человеком.
1.2. Созвездия
1.3. Определение координат звезд |
1
1
1 |
1
0,5
0,5 |
0,5 |
0,5 |
Сообщ.
С/р |
Итого по разделу: |
3 |
2 |
0,5 |
0,5 |
|
Раздел 2. Физические характеристики
Звезд.
2.1. Физические условия внутри звезд. Источники энергии
2.2.Физическая природа звезд
2.3. Растояния до звезд |
1
1
1 |
1
1
0,5 |
0,5 |
|
С/р |
Итого по разделу: |
3 |
2,5 |
0,5 |
|
|
Раздел 3. Модели звезд
3.1. Модели звезд |
1 |
1 |
|
|
|
Итого по разделу |
1 |
1 |
|
|
|
Раздел 4. Происхождение и эволюция звезд
4.1.от "Большого взрыва” до образований галактик
4.2. Эволюция звезд |
1
1 |
1
1 |
|
|
|
Итого по разделу |
2 |
2 |
|
|
|
Итоговый контроль |
1 |
|
|
|
тест |
ВСЕГО |
10 |
7,5 |
2 |
0,5 |
|
КОТРОЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
По завершении изучения элективного курса "Звездная азбука” оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста, который включает 10 заданий по основным вопросам курса.
Итоговый тест
1. Расстояния до звезд определяют по:
а) времени прохождения светового луча;
б) измерению годичного параллакса;
в) измерению угла восхождения.
2. При измерении расстояний до звезд используют:
а) световые года;
б) парсеки;
в) угловые координаты.
3. Спектры звезд различаются:
а) температурой и давлением в атмосферах звезд;
б) давлением в ядрах звезд;
в) температурой в фотосферах звезд.
4. Цвет звезды зависит от температуры ее:
а) короны;
б) хромосферы;
в) фотосферы.
5. Параллакс Веги 0,11 . Сколько времени свет от нее идет до Земли:
а) 6,9 св. лет; |
г) 7,1 св. лет; |
б) 11,6 св. лет; |
д) 29, 64 св. лет; |
в) 1,5 св. года; |
е) 21 св год. |
6. Светимость звезд зависит от:
а) расстояния до Земли;
б) температуры и размеров звезды;
в) массы и плотности звезды.
7. В состав нашей Галактики входят:
а) звезды, их скопления, газопылевые туманности, межзвездный газ;
б) звездные скопления, межзвездный газ;
в) звезды, планеты, астероиды, кометы, спутники планет.
8. Структура нашей Галактики:
а) неправильная;
б) эллиптическая;
в) спиральная.
9. К созвездию относятся все звезды:
а) находящиеся внутри его границ;
б) составляющие определенную фигуру;
в) видимые невооруженным взглядом и составляющие определенную фигуру.
10. Укажите, в каком созвездии находится Луна, если ее координаты равны L = 20ч.30мин., S = -200 :
а) Персей;
б) Лира;
в) Козерог.
Желаю правильных ответов!
|