Цели урока:
-
Повторение и закрепление знаний по теме «Кодирование информации. Системы счисления»
-
Развитие мышления, умения применять полученные знания при решении нестандартных задач.
-
Активизация взаимодействия между учениками, стимулирование интереса учащихся к предмету.
Оборудование: компьютеры со стандартным набором ПО, карточки с алфавитом на каждую парту (приложение №1), карточка с заданием №1(приложение 2), подготовленные листы с индивидуальным домашним заданием.
Ход урока:
Здравствуйте, ребята, сегодня на уроке мы повторяем с вами изученную тему и готовимся к итоговой контрольной работе по теме «Кодирование информации».
1 задание: (КАРТОЧКА С ЗАДАНИЕМ №1 У ВАС НА ПАРТЕ)
В данном задании зашифровано изречение великого французского писателя Оноре де Бальзака. Каждое значение необходимо перевести в десятичную систему и найти в алфавите символ, соответствующий десятичному числу.
Ответ: «Чтобы дойти до цели надо прежде всего идти»
И мы с вами продолжаем идти к цели.
2 задание (ПРИЛОЖЕНИЕ №3) записано на доске или воспроизводится с помощью проектора)
Восстановите первую десятку двоичных чисел и прочтите русскую поговорку.
Ответ: «Что посеешь, то и пожнешь».
А теперь прошу ответить на следующие вопросы:
-
Какие виды информации вы знаете? ( Число, текст, звук, графика)
-
Что у них общего? (Они могут быть представлены в двоичном виде).
3 задание. (Проверка домашнего задания).
Сейчас я прошу вас обменяться друг с другом листочками с домашним заданием. Вы будете осуществлять взаимопроверку, ваша цель - расшифровать рисунок. ( На листочках шестнадцатеричный код рисунка размером 16 ´16 клеточек - например: )
0000 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0100 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
07С0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0АА0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1290 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2288 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4284 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3FF8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0100 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0100 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0100 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0100 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0100 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0500 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0700 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0000 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Какого вида графика получилась у вас? (растровая )
Оцените работу своего соседа. Кто не смог расшифровать рисунок ?
Задание №4 (записано на доске или воспроизводится при помощи проектора)
Вычеркните недопустимые записи и объясните, почему вы так считаете.
157 |
143 |
103 |
169 |
233 |
245 |
314 |
356 |
256 |
1F16 |
177 |
168 |
333 |
112 |
189 |
285 |
157 |
143 |
103 |
169 |
233 |
245 |
314 |
356 |
256 |
1F16 |
177 |
168 |
333 |
112 |
189 |
285 |
Задание №5 (записано на доске или воспроизводится при помощи проектора)
Расставьте знаки арифметических операций так, чтобы получилось верное равенство. Все значения записаны в двоичной системе.
-
1100 _ 11 _ 100 = 100000 (1100 * 11 - 100 = 100000)
-
1100 _ 10 _ 10 = 100 (1100 : 10 - 10 = 100)
-
1100 _ 10 _ 10 = 110000 (1100 * 10 *10 = 110000)
-
1100 _ 10 _ 10 = 1011 (1100 - 10 : 10 = 1011 )
-
1100 _ 10 _ 10 = 0 (1100 - 10 * 10 = 0)
Завершим этот этап нашего урока на лирической ноте.
Ей было 1100 лет, Она в 101 класс ходила, В портфеле по 100 книг носила - Все это правда, а не бред,
Когда пыля десятком ног, Она шагала по дороге, За ней всегда бежал щенок С одним хвостом, зато стоногий
Она ловила каждый звук Своими десятью ушами И десять загорелых рук Портфель и поводок держали.
И десять темно-синих глаз Рассматривали мир привычно, Но станет все совсем обычным, Когда поймете наш рассказ.
О чем же идет речь в этом стихотворении? ( О числах, выраженных в двоичной системе)
О роли двоичной системы в работе компьютера мы с вами уже говорили. А сейчас вашему вниманию предлагается еще один вариант использования двоичной системы.
Сообщение ученицы о китайской «Книге перемен».
Задание №6 Практическая работа.
Краткая инструкция по технике безопасности. Каждому выдается лист с заданием. (Приложение №4)
Цель задания: Используя таблицу кодов символов расшифровать текст.
Ответы:
А) «Когда вы делаете добро другим, вы делаете добро себе» Бенджамин Франклин, известный физик и общественный деятель
Б) «Кто страшится бедности, тот не достоин богатства». Вольтер
В) «To be or not to be» Шекспир, «Гамлет»
Итак, наш урок подошел к концу, сдайте свои листочки с домашней работой и ваши оценки за работу получите с учетом мнения ваших соседей по партам.
Домашнее задание:
-
Составить рассказ (до 10 предложений) с числами в любой системе счисления, отличной от десятичной
-
Подготовиться к контрольной работе
|