Тип урока: Комбинированный (Проблемное изложение, исследование и практическая отработка)
Цели урока:
- Общеобразовательные:
- Создать условия для приобретения практических навыков при работе со слоями.
- Закрепить практические навыки при использовании инструментов ретуширования.
- Развивающие:
- Способствовать развитию памяти, внимания.
- Способствовать развитию творческого подхода для освоения программного продукта, самостоятельности при работе с программным продуктом.
- Воспитательные:
- Воспитывать эстетический и художественный вкус.
Оборудование: компьютеры с ОС Windows XP, программа Adobe PhotoShop CS, проектор.
Литература, использованная при подготовке к уроку:
- Г.Боутон, Б. Боутон Самоучитель PhotoShop,DiaSoft, Киев, 1999
- Л.М. Стрелкова PhotoShop Практикум, Интеллект -Центр,2004
- Тайц A.M., Тайц A.A. Adobe PhotoShop 7. - СПб.: БХВ-Петербург, 2002.
Электронные издания:
- Диск Интерактивный мультимедийный обучающий курс «PhotoShop 6.0» (Кирилл и Мефодий);
- Диск. Самоучитель TEACH PRO. Adobe PhotoShop CS
Аннотация: Эта тема очень нравится детям и они готовы часами создавать свои рисунки-шедевры. Изучение этого материала желательно проводить после всех тем, т.к. при склеивании нескольких изображений необходимо будет применять клонирование, кисть, трансформацию, работать со слоями, настраивать цвет и т.д. и учащиеся должны уже к этому времени отлично это уметь. В качестве физических упражнений используются моменты активности учащихся. Перед тем как сесть за компьютер, учащиеся переходят к нему от столов, где слушали теоретический материал, при этом происходит физ. разминка. Практическая работа длится несколько минут, после которой учитель выделяет некоторые моменты подводит итог работы, учащиеся поворачиваются к нему для обсуждения. В конце урока учащиеся снова садятся за столы для подведения итогов. Во время выполнения практической работы проводится гимнастика для глаз.
Таким образом, выполняется комплекс мероприятий по укреплению здоровья учащихся.
На доске:
Тема урока: «Фотомонтаж»
Этапы выполнения фотомонтажа: (Записываются в процессе решения проблемы)
- Выделить
- Копировать
- Открыть нужный файл.
- Вставить из буфера обмена скопированное изображение.
Закрытая часть доски: Д/З:
- Знать порядок выполнения фотомонтажа.
- Раздаточный материал «Фотомонтаж».
План урока
- Объявление темы урока и целей
- Повторение
- a) Фронтальный опрос по пройденному материалу
- b) Тест
- 3. Изложение нового материала.
- 4. Постановка проблемы и исследование
- Практическая работа
- Подведение итогов урока
- Домашнее задание
Ход урока
1. Актуализация знаний. Проводится фронтальный опрос.
Вопросы:
- Выделение (способы выделения)
- a. В каких случаях следует использовать волшебную палочку?
- b. Чем инструмент Лассо отличается от Многоугольного лассо?
- c. В чем преимущества и недостатки Магнитного лассо?
- Слои (создание нового слоя, дублирование, удаление, свойства, эффекты, расположение, перемещение, объединение слоев, невидимый слой, создание плоского изображения, эффекты (стили) слоя)
- a. Что собой представляет слой?
- b. Какую палитру необходимо выбрать для работы со слоями?
- c. Перечислите способы создания нового слоя.
- d. Какими способами можно изменить расположение слоев?
- e. Какая пиктограмма делает слой невидимым?
- f. Перечислите, какие эффекты можно применить к слою?
- Способы копирования.
- a. Перечислите способы копирования
- ü Трансформация. (виды трансформации)
- a. В каких случаях следует использовать масштаб?
- b. Чем инструмент отражение отличается от поворота?
- c. Для применения трансформации нужно ли выделять изображение?
Провести тест (см. Презентация «Тест 2». Вопросы появляются на экране, учащиеся на листах записывают варианты ответов)
1. При копировании изображение вставляется:
- В старый слой
- Автоматически образуется новый слой и туда вставляется копируемое изображение
2. Для перемещения изображения по слою
- Нужно выделить изображение
- Достаточно просто воспользоваться инструментом перемещения
3. Для применения преобразования изображения (масштабирование, поворот и т.д.), расположенного в слое, нужно ли выделять изображение?
4. Преимущество работы со слоями:
- Каждый рисунок можно редактировать отдельно, независимо от всей картины
- Удобно выделять изображение.
5. Невидимым слой делает пиктограмма:
- Кисть
- Глаз
- Корзина
- Белый круг
Проверить тест.
2. Изложение нового материала.
Постановка проблемы:
Ребята, представьте, что Вы фоторепортеры и Вам необходимо совместить несколько снимков в один. Сможете Вы это сделать? (Нет.) Почему?
Сегодня на уроке мы научимся этому.
Многие из вас в детстве вырезали цветные картинки из журналов, украшая стены сияющими лицами кинозвезд и футболистов. Став постарше, вы совершенствовали нехитрое искусство, добавляя в необычный интерьер вырезанные с фотокарточек лица родных и знакомых. Получались достаточно комичные коллажи, которые можно было с успехом продемонстрировать на дне рождения. Сегодня на уроке
Монтаж (фр. montage) - подбор и соединение отдельных частей чего-либо в одно целое для создания единства, законченного произведения.
Фотомонтаж - это объединение двух и более изображений для создания сюрреалистических изображений.
Adobe Photoshop - прекрасный инструмент для выполнения фотомонтажа. Он имеет набор средств, позволяющих быстро и качественно совместить несколько изображений. Если хорошо постараться, то можно незаметно объединить несколько разных рисунков так, что всем будет казаться, что "так и было".
Немного из истории.
Споры по поводу того, кто изобрел жанр фотомонтажа, продолжаются и по сей день. Однако никто не оспаривает того факта, что авторство принадлежит одному из участников известной берлинской группы «DADA» Джону Хартфилду.
Джон Хартфилд [собственно Хельмут Херцфельде] (19.6.1891, Берлин, - 26.4.1968, там же), немецкий художник, плакатист и декоратор. Учился в мюнхенской Школе прикладного искусства (1907-11) и в училище художественного ремесла в Берлине-Шарлоттенбурге (1912-14). В 1930-31 жил в СССР, в 1933-50 в эмиграции в Праге и Лондоне. В 1950 возвратился в ГДР. Создатель пролетарского антифашистского, антиимпериалистического фотомонтажного плаката; работал также в журналах, кино и как художник книги. Лауреат Национальной премии ГДР (1957). Его творчество известно вследствие его активной борьбы с нацистским режимом.
Джон Хартфилд считал, что коллаж обязательно должен состоять из фотографий с подписями, поскольку текстовое послание и фотографическое изображение взаимодействуют и между собой и с другими элементами композиции.
При фотомонтаже самым трудным является подбор цветов и яркости, определение масштаба отдельных частей и их выравнивание в изображении. Самое незначительное противоречие быстро распознается глазом наблюдателя и разоблачает фотомонтаж.
Изучив программу Adobe Photoshop , Вы сможете сделать это на более высоком, профессиональном уровне. Чтобы работа получилась более продуктивной определимся с содержанием терминов, которые будем использовать на уроке ( Термины могут быть записаны на доске или в качестве раздаточного материала). На этом этапе урока следует обратить внимание учащихся на то, что лучшие работы учащихся нашей школы помещаются на выставку в кабинете информатики, высылаются на конкурсы рисунков. На стендах грамоты за победы в районных, областных конкурсах рисунков и двое учащихся школы стали лауреатами международного конкурса рисунков. Надеюсь и ваши работы пополнят нашу выставку. (Слова учителя сопровождаются показом презентации «Фотографии».)
Давайте выполним фотомонтаж в графическом редакторе Adobe Photoshop. Сразу возникает вопрос - А как это сделать?
В определенном порядке и этот алгоритм необходимо разработать.
Проведение исследования:
Ученики под руководством учителя решают проблему. Учитель задает вопросы. Ученики высказывают мнение. Учитель подбирает подходящий ответ и предлагает принять его за решение.
- Давайте вспомним, как Вы в детстве выполняли аппликацию? (Вырезали детали и склеивали их)
- Какое действие будет первое при выполнении фотомонтажа? (Вырезать часть изображения.)
- Как программе указать какую часть изображения вырезать? (Выделить)
Итак, этапы выполнения фотомонтажа:
- Выделить нужное изображение
- Вырезать
- Какой операцией необходимо заменить вырезание, чтобы не повредить исходный файл?
- Копировать
- Как указать программе, в какой файл будем помещать новый фрагмент изображения?
- Открыть нужный файл или если он открыт, сделать окно активным.
- Какой операцией поместим в нужный файл фрагмент изображения?
- Вставить
Во время ответов этапы выполнения записываются на доске.
Учащиеся записывают в тетрадь этапы выполнения фотомонтажа:
- Выделить
- Копировать
- Открыть нужный файл.
- Вставить из буфера обмена скопированное изображение.
Затем учитель проговаривает действия и показывает их выполнение на компьютере.
С помощью файлов «Фотомонтаж 2» Рис.1 и «Фотомонтаж 2_» Рис.2 создать файл «Фотомонтаж 2-1» Рис.3
рис.1
рис.2
рис.3
Учитель выполняет это задание на своем компьютере, учащиеся записывают этапы выполнения.
рис.4
Затем дети выполняют это задание, учитель помогает. Первое, что необходимо сделать для того, чтобы объединить два изображения - скопировать одно из них в другое. При этом копируемое изображение помещается в отдельный слой и может быть изменено независимо от второго изображения.
Обратите внимание, что нет необходимости копировать всё изображение целиком - нам нужна только птица. Рис 4
Во время работы можно использовать раздаточный материал «Фотомонтаж».
Затем дети выполняют это задание, учитель помогает. Первое, что необходимо сделать для того, чтобы объединить два изображения - скопировать одно из них в другое. При этом копируемое изображение помещается в отдельный слой и может быть изменено независимо от второго изображения.
Обратите внимание, что нет необходимости копировать всё изображение целиком - нам нужна только птица.
Во время работы можно использовать раздаточный материал «Фотомонтаж».
После выполнения работы анализируем выполненное:
- Каким способом удобнее выделить птицу?
- Каким способом вы производили копирование?
- Какой был следующий этап?
- Открыть файл «Фотомонтаж 2_»
- Как Вы поместили в этот файл скопированный фрагмент изображения?
- Редактирование - вставить
Гимнастика для глаз. (под музыку)
Решение проблемы
Ребята, в начале урока я просил вас выполнить задание репортера. Вы не могли этого сделать. А сейчас Вы сможете? Давайте выполним. (Следующее задание ребята выполняют на оценку):
С помощью файлов «Солдат» рис.5 и «Машина» рис.6 создать файл «Фотомонтаж2» рис.7
рис.5
рис.6
Возможный способ выполнения задания:
- Выделить солдата (Использовать различные способы выделения).
- Копировать (Редактирование - Копирование, Ctrl +Insert, Ctrl +C).
- Вставить в файл «Машина» (Редактирование - Вставить, Shift +Insert, Ctrl +V)
- Изменить масштаб солдата (Выделить, Редактирование - Трансформация - Масштаб).
- Убрать белый текст (Вспомнить тему «Реставрирование фотографий»).
- Применить прозрачность слоя.
- Исторической кистью нарисовать руль.
- Склеить слои.
- Сохранить изображение.
рис.7
Подведение итогов урока.
- Что такое фотомонтаж?
- Перечислите этапы выполнения фотомонтажа.
- Куда при копировании вставляется изображение: в старый слой или автоматически образуется новый слой и туда вставляется копируемое изображение?
Выставление оценок.
Домашнее задание.
Используя фотографии животных выполнить фотомонтаж (не менее 3 слоев) с надписью.
|