Тип урока: Урок-игра
Участники урока: учащиеся 10 класса
Цели урока: представить в игровой форме изученный материал и проверить знания учащихся по теме: «Основы информатики»
Задачи:
-
Воспитательные: воспитание аккуратности, дисциплинированности, чувства ответственности; формирование культуры общения "учитель” – "ученик”, "ученик” – ученик”.
-
Развивающие: развитие творческих способностей учащихся, логического мышления, повышение интереса к предмету;
-
Образовательные: закрепить знания по темам: «Компьютер и программное обеспечение», «Кодирование информации», «Системы счисления»
Оборудование:
-
Презентация;
-
Раздаточный материал с заданием;
-
Программа из серии Классификаторы для 2-го класса;
-
Тарелка с водой, стакан (2)
Подготовка к уроку: Разделиться на две команды, выбрать капитана, название команды
Ход урока
I. Вводное слово учителя
Сегодня у нас не обычный урок. А урок, который мы проведём в форме игры.
II. Представление команд
1. Разминка. Блиц-турнир
-
Основная микросхема, производящая в компьютере обработку информации? (Процессор)
-
Устройство ввода информации, часто применяемое в компьютерных играх? (Джойстик)
-
Стандартное устройство для ввода алфавитно-цифровых данных в ПК? (Клавиатура)
-
Комбинация символов после последней точки в имени файла, которая определяет тип файла? (Расширение)
-
Устройство визуального отображения информации. (ДИСПЛЕИ)
-
Совокупность нескольких ЗУ. (ПАМЯТЬ ЭВМ)
-
Операция отождествления символов или групп символов одного кода с символами или группами символов другого кода. (КОДИРОВАНИЕ)
-
Группа символов, состоящая из восьми, рядом записанных бит. (БАЙТ)
-
Устройство, вращающее магнитный диск, записывающее на этот диск информацию и считывающее с него информацию. (ДИСКОВОД)
-
Единица количества информации, наименьшая. (БИТ)
-
Лицо, которое пользуется ЭВМ. (ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ)
-
Устройство для считывания графической и текстовой информации в компьютер. (СКАНЕР)
-
Жесткий диск, предназначенный для постоянного хранения информации, используемый при работе с компьютером. (ВИНЧЕСТЕР)
-
Алфавитно-цифровое печатающее устройство. (ПРИНТЕР)
-
Программа, служащая для создания архивов, содержащих файлы в сжатом виде. (АРХИВАТОР)
-
Метка на экране, перемещающаяся при нажатии соответствующих клавиш. (КУРСОР)
-
Способ записи чисел с помощью заданного набора специальных знаков (цифр). (СС)
2. Конкурс умников. (3 – 8 слайды)
Участникам, учитель предлагает вопросы с тремя вариантами ответов. Участник должен назвать номер ответа, не соответствующим данному определению.
Отдельные вопросы написаны на слайде.
(знаком * помечены номера, которые должны быть выбраны):
Адрес — это: 1. Порядковый номер байта ОП. 2. Порядковый номер элемента программы.* 3. Часть письма в электронной почте.
Вирус — это: 1. Ошибка в программе.* 2. Возбудитель инфекционного заболевания. 3. Программа, обладающая способностью к самовоспроизведению.
Диск — это: 1. Носитель информации. 2. Геометрическая фигура.* 3. Спортивный снаряд.
Сеть — это: 1. Совокупность строк и столбцов в таблице.* 2. Рыболовная снасть. 3. Несколько соединенных между собой ПК.
Драйвер — это: 1. Водитель автомобиля. 2. Переводчик программы на машинный язык.* 3. Программа для обслуживания периферийного устройства.
3. Конкурс мудрецов. (9 – 12 слайд)
Участники команд должны выбрать понятие из информатики, соответствующее предложенным «крылатым словам». Фразы написаны на слайдах. Сначала варианты ответов не предлагаются. Если участники затрудняются, тогда можно предложить варианты ответов. В предложенных примерах знаком * выделены нужные понятия.
«На ошибках учатся»: 1) написание программы; 2) резервное копирование программ на дискету; 3) отладка программ *.
«Возмутитель спокойствия»: 1) звуковой сигнал на ПК; 2) антивирусная программа; 3) компьютерный вирус*.
«Как белка в колесе»: 1) зацикливание программы *; 2) использование в программе повторения; 3) «зависание» ПК.
4. Конкурс «Пойми меня».
Помните анекдот:
«Встретились двое глухих. Один держит в руке удочку. Другой спрашивает: «Ты что на рыбалку собрался?» «Да нет, я на рыбалку» «А я думал ты на рыбалку ...»
Информация была передана, но до адресата не дошла. При любом обмене информации должны существовать приемник и источник, иначе этот обмен не будет иметь никакого смысла.
Сейчас 2 команды по очереди будут выступать в роли приемника и источника информации. А передавать информацию они будут невербальным способом, т.е. с помощью мимики и жестов.
Задания попрошу получить капитанов у меня. На подготовку командам дается 3 минуты.
Задания: Изобразить мимикой и жестами:
I команде:
II команде:
-
Мышь.
-
Мальчика, играющего в компьютерную игру
5. Чей процессор работает быстрей.
Для хранения информации в компьютере есть несколько устройств, которые объединяются общим названием "память". Так в компьютере есть оперативная память и внешняя память.
Задания командам: дискета - это тарелка с водой, вода - информация, стакан - оперативная память. От команды выбрать одного человека - процессор, который будет при помощи ложки перекачивать информацию с дискеты в оперативную память. Жюри оценивает характеристики процессора - быстродействие и какой процессор больше перекачает информации.
6. Конкурс шифровальщиков
Помните в рассказе Артура Конан-Дойля «Пляшущие человечки», преступник применял оригинальный код для записи своих угроз. Одну и ту же информацию можно передавать разными сигналами и даже совсем разными способами. Главное, заранее договориться о том, как понимать те или иные сигналы. Если мы договорились, то уже получается код или шифр.
Сейчас вы попытаются расшифровать тексты и объяснить способы кодирования.
Капитанов команд попрошу получить задания.
Расшифровать закодированный текст и объяснить способ кодирования:
-
Роса шила ф фасе.
-
Коляманлядаля.
-
Акитамрофни.
Ответы:
-
Роза жила в вазе (способ кодирования: глухие согласные заменяются на звонкие, звонкие - на глухие)
-
Команда (способ кодирования: после каждого слога вставляется слог ля)
-
Информатика (способ кодирования: слово пишется наоборот)
7. Знатоки систем счисления
До нас дошла римская система записи чисел, которые в некоторых случаях применяются в нумерации. В римской системе в качестве цифр используются латинские буквы:
I V Х L С D М
1 5 10 50 100 500 1000
Чему равно следующее число МСМХС1Х? (1999)
2. Какое минимальное основание должна иметь система счисления, если в ней можно записать числа:
341 (5),
123 (4),
222 (3),
111 (2).
8. Конкурс «Соображалка»
На компьютеры загружены программы, одинаковые для обеих команд. Программы из серии Классификаторы для 2-го класса, требующие от участников логического мышления. Программы не сложные в работе. (Можно использовать другие программы)
Учитель: Каждому предстоит познакомиться с новым программным продуктом, с которым вы еще не работали. Ваша задача: - разобраться, как работать и что нужно сделать в этой программе.
9. Подведение итогов |