“Чтобы преодолеть опасность, надо знать, чем грозит она и как ее преодолеть”.
Цели урока:
- Проведение в игровой форме обобщающего занятия по теме “Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера”.
- Выявление творческих способностей учащихся при анализе ситуации и составление плана выхода из нее.
- Воспитывать чувство уверенности в себе в экстремальной ситуации и ответственность за жизнь других людей, сплоченность коллектива.
Организационный момент: объявить тему, план и цели урока.
Вступительное слово учителя:
Чтобы вдруг не настигла стихия, Не накрыла внезапно беда, Мы должны принять меры такие, Чтоб отпор был готов ей всегда!
Для победы решенья ищите, Пред стихией нельзя отступать, Солидарность с гражданской защитой Вам поможет с бедой совладать.
Сегодня мы проверим знания, которые вы получили на предыдущих уроках по этой теме. Учащиеся делятся на две команды, каждая команда выбирает себе капитана. Игра состоит из 4 геймов. В ходе игры команды получают баллы за каждый гейм и та команда, которая наберет больше очков, станет победителем.
Ход игры
Гейм 1. “Кто первый…”
Вопросы для команд (отвечает та команда, участник которой первым поднял руку). Правильный ответ оценивается в 1 балл.
- Что приходит перед цунами на берег? (внезапный отлив, быстрое понижение уровня воды и сильная воздушная волна)
- При каком стихийном бедствии возможна эвакуация даже с животными? (при наводнении)
- Чем отличаются низовые пожары от верховых и какие опаснее? (низовой пожар распространяется по нижним ярусам лесной растительности, а верховой охватывает весь полог леса, поэтому более опасен)
- Что такое эпицентр? (участок земли, находящийся под очагом землетрясения)
- Как называют первоочередные работы в зоне ЧС? (аварийно-спасательные)
- Отрыв и падение массы горных пород называют… (обвал)
- Какие виды наводнений преобладают на реках России? (половодья и паводки)
- Какие из видов ЧС техногенного характера имеют наиболее серьезные прогнозируемые последствия? (аварии с выбросом химически опасных веществ, пожары, радиационные аварии).
- Каковы основные параметры оползня? (скорость его движения, мощность и масштаб)
- Что является следствием снежных бурь? (прекращение движения транспорта, гибель животных и даже людей).
Гейм 2. Конкурс капитанов
По тестовым листам выбрать правильные ответы:
1. Где больше всего выпадает осадков?
а) в Индии б) в России в) в Бразилии
2. Может ли землетрясение быть сильным, но небольшим по разрушениям?
а) нет б) иногда в) да
3. Цунами – это:
а) сильная волна б) речное землетрясение в) “волна в гавани”
4. Где зафиксировано большее число землетрясений?
а) в Китае б) в Японии в) в Америке
Практическое задание: кто из капитанов быстрее наденет противогаз.
Гейм 3. “Заморочки из бочки”
Команды по очереди достают бочонки с номерами и отвечают на вопросы. За каждый правильный ответ присуждается 2 балла. При отсутствии ответа одной команды отвечает команда соперница.
- Назовите пути передачи инфекции и хотя бы по одному названию болезни, характерного для данного пути (обстоятельный ответ)
- Чем печально знаменита дата 26 апреля 1986 года? (авария на Чернобыльской АЭС)
- Как действовать в случае возгорания одежды на человеке? (обстоятельный ответ)
- Какие виды возгораний запрещено тушить не только водой, но и пенным огнетушителем? (электроустановки, электропровода).
Гейм 4. “Гонка за лидером”
Вопросы для 1 команды:
- Способ остановки венозного кровотечения – это (наложение жгута или закрутки)
- Кто последним покидает корабль при кораблекрушении? (капитан)
- Какой важнейший прибор на судне? (компас)
- Токсичные вещества называют… (яды)
- Затопление водой большой территории называют (наводнением)
- Ветер с большим количеством снега – это (буран, метель)
- Нарушение целостности кости называют. ..(переломом)
- Для чего предназначен противогаз? (для защиты органов дыхания от вредных примесей)
Вопросы для 2 команды:
- Первая помощь при пищевом отравлении – это (промывание желудка)
- Организованный вывоз населения из зоны ЧС (эвакуация)
- Нагромождение льдин, вызывающее подъем воды называют… (затор)
- Кто первым покидает судно во время кораблекрушения? (крысы)
- Что такое респиратор? (индивидуальное средство защиты органов дыхания от вредных примесей)
- Первая помощи при капиллярном кровотечении (промыть рану, наложить повязку)
- Простейший способ очистки воды (кипячение, фильтрование)
- Нарушение целостности кожи (рана).
Подведение итогов игры: объявить результаты по количеству набранных баллов командами.
Вывод по уроку: На этом уроке мы проверили знания о стихийных бедствиях. Участникам команды-победительницы выставляются оценки в журнал.
Литература.
- М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др “Основы безопасности жизнедеятельности”, учебник ОБЖ, 5-9 классы.
- Журнал ОБЖ. №№ 3,4 1998 г., 10,12 2005 г., № 2,2006 г.
- “Игры, обучение, тренинг, досуг”. Сборник под ред. Петрусинского В.В., Новая школа, 1994 г.
- В.И. Латчук, В.В. Марков, А.Г. Маслов “Методическое пособие по ОБЖ” 5-9 классы, Дрофа, 2004 г.
- Охрана безопасности жизнедеятельности. Экзаменационные вопросы и ответы. АСТ пресс, Москва, 2003 г.
|