Цель: популяризация принципов здорового образа жизни; воспитание устойчивого негативного отношения к спиртному как одному из факторов, разрушающих здоровье людей, их отношения с близкими и социумом; прививать стремление работать над собой, совершенствовать характер и физическое состояние организма
Оборудование: плакаты соответствующей тематики, реквизит для выступающих, экран и проектор, одноименная презентация.
Мероприятие проводится не только в рамках месячника для учащихся 7–11 классов, оно может быть проведено перед родительским собранием, кинолекторием, сходным по теме. Сцена условно поделена на две части: в одной располагается экран, в другой – «Кабинет нарколога», к которому на прием приходят «Пациенты», постоянно сменяя друг друга; на финальные слова все выстраиваются по краю сцены и скандируют, поднимая плакат:
Алкоголизм – вреднейший пережиток! Здоровью враг, Источник зла и пыток!
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
ГОЛОС ЗА КАДРОМ (может быть ученик, читающий реп):
Тебя не трогают уже чужие слезы и боль, Тебе не надо ничего, ты занят только собой. Твоя задача необычна, но до боли проста, В максимально сжатый срок уничтожить себя...
Звонит телефон на столе в «кабинете» врача…
ВРАЧ (входя в «кабинет», берет трубку и отвечает): Алкоголизм – это заболевание, вызванное длительным злоупотреблением спиртными напитками. Оно характеризуется формированием сначала психической, затем физической зависимости от алкоголя. С употреблением алкоголя связан ряд соматических нарушений, таких как цирроз печени, некоторые виды злокачественных новообразований, артериальная гипертензия, инсульт и врожденные аномалии развития. Сильная степень опьянения влечет за собой другие проблемы, например, проявление насилия или смерть от несчастного случая… Да, прием уже начинается…
Входит первый «пациент». Врач предлагает ему присесть, но тот, нервно заламывая руки, ходит по «кабинету» и рассказывает:
Вот весь город На ладошке, По спине ползут Мурашки, На душе скребутся Кошки – Так не долго До кондрашки.
Вот перед глазами Рожки, Презабавные мордашки, Больше кошек, Но не кошки, И вреднее Барабашки...
Видишь, с кисточками Ушки, И жуют ещё жевачку, Думал, – хрюшки, Но не хрюшки – Это белая горячка...
(Борис Барский )
Из-за кулис выходят два «санитара» и под руки уводят первого «пациента». Тут же вбегает второй «пациент» и начинает свою «исповедь»:
Вот зыбучая трясина Засосала и меня – Я напился, как скотина, Я напился, как свинья. Я проснулся и размяк, Загудели перепонки, Я узнал, что отходняк – Это тоже, что и ломки.
В голове моей гудит, Пульс чихнул и замер мёртво, Я томлюсь, хрипит в груди, И подушки пальцев тёрпнут. Я трясусь, я весь дрожу, Вкус исчез от перегара, В зеркале я нахожу Пёсью морду сенбернара.
Перестало сердце биться, Вот и челюсти свело: Вниз всегда легко скатиться, А подняться тяжело. Все болит, мне нелегко, Я смотрю, а взгляд коровы. Люди! Пейте молоко – Будете всегда здоровы!
(Борис Барский)
Последние две строчки читает у края сцены с поднятым вверх пальцем, взъерошивает волосы и убегает. Врывается третий «пациент», он произносит свой монолог гневно, периодически стуча кулаком по столу врача:
День подлец и ночь зараза, Я не сплю, мне не до сна. Сквозь окно огромным глазом Смотрит дерзкая луна.
Одноглазо строит рожи, В небе – море светлячков, Полоумная дорожка Из жемчужных облачков.
И я, ночь держа рукою, А другой – бокал с луной, Пью мерцание покоя, Упиваясь тишиной.
Пью дрожанье перламутра В тишине безделья, Но ползёт дыханье утра И растёт похмелье.
(Борис Барский)
В «кабинет» вламываются трое «подвыпивших» друзей:
ПЕРВЫЙ.
Дорога длинная, Душа невинная, Бутылка винная, Да песнь козлиная, Она умрёт в моей гортани. Бутылка кончится в стакане. Стакан в руке... Рука в сметане... Луна... Лягушка в молоке... А я стою невдалеке, Неловкий, с дулею в кармане.
Никак понять не могу толком: Я в измерении каком? Как стал овцой, ведь был-то волком? Дурак, короче, дураком... Стою, усатый таракан, В одной руке держу стакан, Другая – с дулею в кармане – Закон не писан дуракам...
Ночь... И вино еще в стакане... Стакан в руке... Рука в сметане... Луна... Лягушка в молоке... Пусть песня кончится в гортани, А злая брань на языке.
Стою, качая головой, А за моею, за спиной – Дорога длинная, Душа невинная, Бутылка винная, Да песнь козлиная.
Поют на мотив песни Ю. Антонова «Есть улицы центральные»:
Есть воды минеральные, Напитки PEPSI-кольные Полезные для печени, Приятные на вкус. Но мне милей нормальные, Милее алкогольные, И я без них, поверьте мне, Ни дня не обойдусь.
Приму стакан "Перцовочки", Залью его "Столичною", Разбавлю "Старорусскою" С "Кубанской" пополам... "Лимонная", "Особая", "Сибирская", "Пшеничная" – Для истинного русского Вы – истинный бальзам!
Я пил ликеры разные, Коньяк и пиво пенное, Пил вина первоклассные, Шампанское и ром. Но самая прекрасная Из них обыкновенная Простая водка "Русская" В бутылочке с "винтом".
Приму стакан "Рябиновой", Залью его "Московскою", Разбавлю после "Старкою" С "Посольской" пополам... "Охотничья", "Петровская", "Стрелецкая", "Смирновская" – Для истинного русского Вы – истинный бальзам!
ВТОРОЙ (поддерживая первого и обращаясь к нему; третий в это время присел перед врачом, обхватив голову)
И это не моя вина, Что истина в вине, Что чашу полную до дна Испить придётся мне. Что в чашу полную до дна Я по ночам глядел, А в ней качалася луна, Как пьяницы удел. К теплу стремясь, я находил Чуть тлеющий костер, Воспоминанья ворошил, Но память кто-то стёр. И много-ль я объездил стран, Но сердце – «Тук-тук-тук, С тобою рядом твой стакан – Гранёный верный друг...» А рядом с ним я не грущу, И всё понятно мне. Я нахожу то, что ищу, То, что на дне, в вине.
(Борис Барский)
ТРЕТИЙ (произнеся, уходит, махнув рукой)
Прощай, зеленый змей И сигаретный сизый дым... Теперь я стал умней – Я не чета вам, молодым, Пугающим с утра Икотой бледный унитаз. За этот стыд и срам Мне непутевых жалко вас.
Я, как Тургенев, бросил пить, Курить, как Чехов, завязал. И что об этом говорить?! – Я этим все уже сказал. Я буду трезвый, как Маршак, Здоровый, как Аристофан... И сделать этот смелый шаг Давным-давно пора бы вам.
(Михаил Кочетков)
ВРАЧ (подходит к пациентам, становится между ними и, назидательно произносит, уводя из «кабинета) Алкоголь является третьим по значимости предотвратимым фактором риска в Европе и России и одной из основных причин психических расстройств, несчастных случаев и травм. Потребление алкоголя является серьезной проблемой в области психического здоровья и одним из важнейших факторов, лежащих в основе глобального бремени болезней. Нарушения, связанные с употреблением алкоголя, признаются и классифицируются как психические расстройства. Опасные и вредные формы потребления алкоголя связаны с широким кругом проблем в области психического здоровья и поведения.
Входит «мужчина в мятом пальто и шляпе», озирается по сторонам, никого не видя, начинает ходить по кабинету, произнося монолог и обращаясь к зрителю):
Внутри меня есть маленькая дверца, Не каждому открыть её дано. За этой дверцей поживает сердце, Капризно и обидчиво оно, То жалится, то денежку канючит, А то то то, то сё подай ему. Я потерял от этой дверцы ключик И что за ней твориться – не пойму.
Я только слышу, как за этой дверцей Оно стучится с частотой два герца.
Бывало, чуть проснёшься: словно пташка, Душа поёт и нежится с утра, А из-за двери, будто старикашка, Оно канючит: «Выпить бы пора». Пришибленный, как будто бы застали Меня за чем-то очень нехорошим, Я надеваю старые сандалии Или влезаю в новые калоши.
Как маленькая школьница, бочком, Шагаю в магазин за коньячком.
Играют на помойках ребятишки, Пьют дедушки на лавочках винцо, А я угрюмый, как художник Шишкин, Уродую пейзаж своим лицом. Оно внутри меня всё шепчет: «Внучек», – (Ну тоже мне, нашло себе внучка!) – «Возьми коньяк какой-нибудь получше». Ну ладно, коньячка так коньячка.
И сразу же от радости за дверцей Оно стучится с частотой три герца.
А, может быть, с ним как-нибудь покруче, Хотя бы раз отказом попужать, С другой же стороны, его, как внучек, Я вынужден любить и уважать. А то ему не то чего-то скажешь – Оно то стук тихонько, то молчок. Как говорится, сердцу не прикажешь – Приходится крутиться, как волчок.
А то ведь может страшное случиться – За дверцею никто не застучится.
И всё-таки, пока оно стучится, Заканчивая утренний вояж, Я с коньяком лечу домой, как птица, И украшаю уличный пейзаж. Детишки, шумно шмыгая носами, Вокруг меня кружатся, как волчки, И влажными от радости глазами Встречают у подъезда старички.
Я с вами попрощаюсь у подъезда – Ведь всё, что дальше будет, вам известно...
Мужчина, опустив плечи, уходит, нарочито кланяясь входящей женщине.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ. Пьющий человек живет и работает среди людей, и ущерб, наносимый злоупотреблением алкоголя, касается широкого круга медицинских, социальных, нравственных и других проблем как самого пьющего, так и его семьи, производственного коллектива, общества в целом.
ЖЕНЩИНА читает монолог – рассказ Л.С.Петрушевской «СТРАНА»
Кто скажет, как живет тихая, пьющая женщина со своим ребенком, никому не видимая в однокомнатной квартире. Как она каждый вечер, как бы ни была пьяна, складывает вещички своей дочери для детского сада, чтобы утром все было под рукой. Она со следами былой красоты на лице – брови дугами, нос тонкий, а вот дочь вялая, белая, крупная девочка, даже на отца не похожая, потому что отец ее – яркий блондин с ярко-красными губами. Дочь обычно тихо играет на полу, пока мать пьет за столом или лежа на тахте. Потом они обе укладываются спать, гасят свет, а утром встают как ни в чем не бывало и бегут по морозу, в темноте в детский сад. Несколько раз в год мать с дочерью выбираются в гости, сидят за столом, и тогда мать оживляется, громко начинает разговаривать, и подпирает подбородок одной рукой, и оборачивается, то есть делает вид, что она тут своя. Она и была тут своей, пока блондин ходил у ней в мужьях, а потом все схлынуло, вся прошлая жизнь и все прошлые знакомые. Теперь приходится выбирать те дома и те дни, в которые яркий блондин не ходит в гости со своей новой женой, женщиной, говорят, жестокого склада, которая не спускает никому ничего. И вот мать, у которой дочь от блондина, осторожно звонит и поздравляет кого-то с днем рождения, тянет, мямлит, спрашивает, как жизнь складывается, однако сама не говорит, что придет : ждет. Ждет, пока все не решится там у них, на том конце телефонного провода, и наконец кладет трубку и бежит в гастроном за очередной бутылкой, а потом в детский сад за дочкой. Раньше бывало так, что пока дочь не засыпала, ни о какой бутылке не было речи, а потом все опростилось, все пошло само собой, потому что не все ли равно девочке, чай ли пьет мама или лекарство. Девочке и впрямь все равно, она тихо играет на полу в свои старые игрушки, и никто на свете не знает, как они живут вдвоем и как мать все обсчитывает, рассчитывает и решает, что ущерба в том нет, если то самое количество денег, которое уходило бы на обед, будет уходить на вино – девочка сыта в детском саду, а ей самой не надо ничего. И они экономят, гасят свет, ложатся спать в девять часов, и никто не знает, какие божественные сны снятся дочери и матери, никто не знает, как они касаются головой подушки и тут же засыпают, чтобы вернуться в ту страну, которую они покинут опять рано утром, чтобы бежать по темной, морозной улице куда-то и зачем-то, в то время как нужно было бы никогда не просыпаться.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ. Алкоголь является третьим по значимости предотвратимым фактором риска в Европе и России и одной из основных причин психических расстройств, несчастных случаев и травм. Потребление алкоголя является серьезной проблемой в области психического здоровья и одним из важнейших факторов, лежащих в основе глобального бремени болезней. Нарушения, связанные с употреблением алкоголя, признаются и классифицируются как психические расстройства. Опасные и вредные формы потребления алкоголя связаны с широким кругом проблем в области психического здоровья и поведения.
На сцену выходят все участники постановки и скандируют:
АЛКОГОЛИЗМ – ВРЕДНЕЙШИЙ ПЕРЕЖИТОК! ЗДОРОВЬЮ ВРАГ, ИСТОЧНИК ЗЛА И ПЫТОК! |