Вспомним факторы, определяющие индивидуальное здоровье человека: биологические (наследственность), окружающая среда (природная, техногенная и социальная), индивидуальный образ жизни и служба здоровья.
Наследственность - это свойство организма повторять от поколения к поколению сходные природные признаки, что обеспечивает характер индивидуального его развития. Каждый человек по своей наследственности индивидуален и неповторим.
Окружающая среда - условия, в которых живет каждый человек. Они тоже разные. Даже в одном городе могут быть разные районы, с присущими только им особенностями, разные жилищные условия, разное окружение (семья, соседи и т.д.).
Каждый человек индивидуален по своей наследственности и по условиям жизни, в том числе по влиянию особенностей окружающей среды. Отсюда здоровый образ жизни — это индивидуальная система привычек и поведения человека в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, призванная обеспечить ему необходимый уровень жизнедеятельности и здоровья.
Каждый человек должен создать свою, только ему присущую систему здорового образа жизни, максимально соответствующую его наследственности, учитывающую влияние на здоровье факторов риска конкретной окружающей его среды, учитывающую его стремления, обязанности и желания. Необходимо подчеркнуть, что такая система может быть создана человеком только для себя, с учетом своих возможностей и желаний, за счет собственных усилий.
Здоровый образ жизни на современном этапе становится необходимым условием жизнедеятельности человека, только разумный, взвешенный подход к своему поведению и привычкам может обеспечить ему физическое, духовное и социальное благополучие.
Особенно важно уделять внимание формированию привычек здорового образа жизни в подростковом возрасте, так как в этот период закладываются основные черты личности взрослого человека.
Под подростковым возрастом понимается период жизни человека с 12—13 лет до 17—18, обучения в 7-11 классах. Одной из важнейших особенностей подросткового возраста является то, что в это время происходит половое созревание человека, сопровождающееся ускоренным физическим развитием, в частности увеличением выработки ряда гормонов (роста, щитовидной железы, половых гормонов и др.). Они оказывают одновременное взаимодополняющее действие и обеспечивают правильное развитие человека.
В этом возрасте происходит постепенная подготовка организма к взрослой жизни и соответствующим умственным и физическим нагрузкам. У человека быстро растут и развиваются все части тела, ткани и органы, но темпы роста неодинаковы. Больше всего заметно увеличение длины рук и ног. Неравномерность роста отдельных частей тела вызывает временное нарушение координации движений - появляются неуклюжесть, неповоротливость, угловатость. После 15-16 лет эти явления постепенно проходят.
В этот период может произойти нарушение осанки из-за недостаточной двигательной активности и неправильной позы при сидении во время уроков и при приготовлении домашних заданий. В подростковом возрасте могут возникнуть временные функциональные расстройства различных органов.
В этот период наступают изменения и в сердечно-сосудистой системе. Повышенная двигательная активность вызывает усиление развития сердца, которое начинается в 12-14 лет. К 15 годам оно увеличивается почти в 15 раз, поперечник сердца достигает в среднем 8,5-9,5 см (от 7,5 до 12 см.). Надо сказать, что темп роста сердца превышает скорость увеличения кровеносных сосудов, поэтому в результате сопротивления относительно узких сосудов артериальное давление повышается, могут появиться шумы в сердце. Чаще изменение сердечно-сосудистой системы отмечается у подростков с ограниченной двигательной активностью, не занимающихся регулярно физической культурой и спортом, или наоборот - при чрезмерных не соответствующих возрасту физических нагрузках. |