Цель урока: рассмотреть конкретные методы, посредством которых различные в институциональном и идеологическом плане экономические системы разрешают основные вопросы экономики.
Образовательные задачи: учащиеся должны понять, что такое экономическая система и какие проблемы она должна решать, должны уметь различать типы экономических систем, доказать преимущества и недостатки каждой системы.
Развивающие задачи: развивать долгосрочную память, диалогическую речь, аналитическое мышление, межличностное общение, устойчивость внимания, формировать умение принятия нестандартных решений, практиковать навыки сотрудничества.
Воспитательные задачи: формировать познавательный интерес, умение сотрудничать, развивать чувство коллективизма, трудолюбие.
Оборудование: карточки-задания.
Тип урока: урок усвоения нового материала.
Формы организационно познавательной деятельности: фронтальная, групповая.
Методы: наглядный, объяснительно - иллюстративный, самостоятельной работы.
Понятия, которые должны усвоить учащиеся в процессе изучения материала:экономическая система, традиционная экономическая система, командная (плановая) экономическая система, смешанная экономическая система, рыночная экономическая система, конкуренция, механизм цен.
ХОД УРОКА
1. Организациооный этап
1.1. Приветствие учителя. 1.2. Проверка отсутствующих. 1.3. Сообщение темы и цели урока.
2. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.
Повторения предыдущего учебного материала - работаем в классе:
Задание 1. Обозначьте соответствующим термином следующие выражения:
1) продукция, произведенная для обмена или продажи (товар); 2) обмен товара на товар (бартер).
Задание 2.
На парте лежит тест:
"При натуральном хозяйстве семья производит все, что ей нужно, своими силами. Все продукты, производимые в натуральном хозяйстве, потребляются только его участниками. Натуральное хозяйство способствует росту производительности труда, процветанию торговли. При товарном хозяйстве люди производят товары и услуги для обмена друг с другом. Разделение труда обеспечивает лишь минимальные условия для выживания. Разделение труда дает возможность механизировать производственный процесс. Самый древний вид торговли – бартер.”
Закрепляем понятия "разделение труда”, "товарное хозяйство”.
Физкультурная пауза – гимнастика для глаз.
3. Этап усвоения новых знаний.
Существуют различные способы организации товарного хозяйства, т.е. различные экономические системы. Каждая экономическая система отвечает своим способом на три главных экономических вопроса:
Что следует производить (какие товары и услуги)?
Как их производить (каким способом) ?
Для кого эти товары и услуги производить (кто их будет получать в свою собственность) ?
Исторически сложились три способа решения этих вопросов обществом:
-
по традиции, т.е. согласно древним обычаям;
-
командными методами, т.е. путем отдачи приказов сверху вниз;
-
с помощью рынка.
Переходим на работу в малых группах.
Формируем малые группы по 4 человека. Эти группы у нас называются "Основные”. Объединяем в четверки две ближайшие парты. Каждый из четверки будет экспертом по определенной теме.
Раздаем каждому в группе табличку определенного цвета:
-красный цвет – тема- традиционная экономическая система; -желтый цвет – тема – командная экономическая система; -зеленый цвет – тема – рыночная экономическая система; -синий цвет – тема – смешанная экономическая система.
Члены основных групп знакомятся с заданием.
Задание.
Ответить на вопросы:
1. В чем состоит принципиальное отличие рыночной системы от традиционной и централизованной экономических систем?
2 .Обладает ли централизованная экономика какими-либо преимуществами по сравнению с рыночной экономикой?
3. Почему, на ваш взгляд, бывшие социалистические страны отказались от жестокого регулирования экономики?
4. Существуют ли сегодня в развитых странах элементы традиционного принятия экономических решений? Являются ли они эффективными в современных условиях?
5. Почему характерной чертой социализма являются очереди в магазинах?
6. Можно ли наблюдать очереди за какими-либо товарами или услугами в рыночной экономике?
Познакомившись с заданием и обсудив организационные вопросы, члены "основных” групп расходятся по экспертным группам, в каждой из которых собираются эксперты по одной теме ( с табличками одного цвета).
Физкультурная пауза.
Работа в экспертных группах.
Каждой экспертной группе предложен теоретический материал.
Начало работы. Время работы 15 минут.
Изучив и обсудив теоретический материал, эксперты возвращаются в свои "основные” группы, обмениваются информацией, выполняют задание и докладывают результаты классу.
4. Этап закрепления новых знаний.
Предлагается мини-тест.
1. Три типа экономических систем – это….
А) феодальная, капиталистическая, коммунистическая; Б) развивающаяся, рыночная, централизованная; В) рыночная, смешанная, коммунистическая; Г) традиционная, рыночная, централизованная.
2. Признаки какой экономической системы НЕЛЬЗЯ было найти в экономике СССР в 1980-х годах ?
А) традиционной, Б) рыночной, В) централизованной, Г) в экономике СССР в 1980-х можно было найти признаки всех перечисленных выше типов экономических систем.
3. В какой из вариантов ответы включены основные вопросы экономики?
А) Что потребляется, как производится, кто производит? Б) Что производится, как производится, кем потребляется? В) Что производится, как потребляется, кто производит? Г )Что потребляется, как производится, кто потребляет?
Ответы представляем в таблице:
Подводим итоги, выставляем оценки.
5. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.
Написать в рабочих тетрадях о роли человека и фирм в экономической системе: продавец, производитель, покупатель, потребитель, налогоплательщик.
|