Тема урока: «Решение экономических задач в электронных таблицах. Оптимальный выпуск продукции фирмой-монополистом и условие максимизации прибыли»
Цель урока:
-
обучающая – научить применять компьютерную информационную технологию обработки числовой информации на примере поведения фирмы?монополиста, максимизирующей прибыль;
-
развивающая – содействовать развитию экономического мышления через анализ поведение фирмы-монополиста; выбирать программное обеспечение для решения конкретных экономических задач развивать образное мышление, развивать мыслительные операции обобщения и систематизации;
-
воспитывающая – воспитывать гуманные отношения на уроке (т. е. отношение к другим людям через товарищество, дисциплинированность, вежливость, ответственность, честность), повысить активность творческой деятельности учащихся.
Этапы урока:
I. Организационный
– приветствие учащихся; – проверка готовности к уроку; – организация внимания.
II. Сообщение темы урока, постановка цели и задач урока:
1. Сообщение темы урока. 2. Постановка цели урока – сегодня на уроке вам предстоит построить модель расчета оптимального объема выпуска товаров фирмой-монополистом средствами компьютерной информационной технологии, для этого необходимо применение знаний, полученных на уроках экономики и информатики; 3. Постановка задач урока:
-
повторение основных понятий, связанных с оптимизацией объема производства фирмы?монополиста;
-
повторение алгоритма построения графика функции в электронных таблицах Microsoft Excel;
-
применение программы Microsoft Excel для расчета объема производства, максимизирующего прибыль и оптимальной цены товара.
III. Актуализация опорных знаний:
Учащимся предлагается система вопросов по экономике, связанных с поведением фирмы?монополиста в условиях совершенной конкуренции:
1. Вопросы по экономике
-
Что такое фирма?
-
Какая фирма считается экономически эффективной?
-
На каких рынках по степени конкуренции могут действовать фирмы?
-
Какую фирму можно назвать фирмой?монополистом?
-
Какие две главные задачи решает фирма?монополист?
-
Какой объем производства является оптимальным?
-
В чем заключается условие максимизации прибыли?
-
Чему равна максимальная прибыль фирмы?монополиста?
Итог: Итак, фирма?монополист находит оптимальный объем выпуска товаров, приравнивая предельную выручку предельным затратам MR = MC MR – от англ. marginal revenue (предельнная выручка); MC – от англ. marginal costs (предельные затраты).
Функции спроса, предельной выручки и предельных затрат представлены графически:
Равенство предельной выручки и предельных затрат есть точка пересечения кривой предельной выручки MR и кривой предельных затрат MC. Точку пересечения этих кривых проецируем на ось абсцисс и, таким образом, получаем оптимальный объем Q* выпуска товаров фирмы?монополиста. Затем нужно установить цену, при которой потребители купили бы не меньшее количество товара. Полученный оптимальный объем Q* проецируем на кривую спроса (кривая P(Q)), получаем точку, которую необходимо проецировать на ось ординат – в результате получаем оптимальную цену P*, установив ее, монополист будет получать максимально возможную прибыль.
2. Вопрос учащимся: «Возможно ли построить график функции кривой спроса P(Q) с помощью компьютерных информационных технологий?»
Алгоритм построения графика функции в Excel (составляется совместно с учащимися и выводится на экран)
-
Построить таблицу значений.
-
Выделить построенную таблицу
-
Запустить мастер построения диаграмм (Вставка – Диаграмма или соответствующая кнопка на панели инструментов
-
Выбрать тип диаграммы
-
Пройти все шаги мастера, заполняя соответствующие поля.
Далее выполняется построение графика функции кривой спроса P(Q) в электронных таблицах Microsoft Excel, если информация о спросе на продукцию некоторой фирмы представлена следующей таблицей (см. Алгоритм построения графика функции в программе Excel):
Q |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
P(Q) |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
3. Вопрос учащимся: «Как вычислить значения предельной выручки?» Чтобы вычислить предельную выручку, найдем сначала общую выручку: TR = Q*P(Q), затем рассчитаем предельную выручку по формуле: MR = DTR / DQ = (TR2 – TR1) / (Q2 – Q1)
Итог: Мы рассмотрели построение графика функции в электронных таблицах Microsoft Excel на примере кривой спроса, повторили формулу расчета предельной выручки, и, таким образом, готовы к выполнению следующих заданий.
IV. Обобщение и систематизация изученного
Задание № 1 (учебник И. В. Липсица «Экономика», книга 2, М., 2001, стр. 108 –109) Затраты на производство деталей мебелипри различных технологиях
Способ производства |
Затраты труда |
Затраты эл/энергии |
Затраты произв. оборуд. |
Всего затраты (10 дет.) |
Затраты на произв. 1 дет. |
Полностью ручной |
70 |
10 |
2 |
82 |
8,2 |
С использованием электроинструментов |
20 |
30 |
10 |
60 |
6,0 |
На основе компьютерного оборудования |
15 |
20 |
40 |
75 |
7,5 |
Представлена следующая диаграмма, показывающая наиболее предпочтительную технологию по сумме затрат, основанную на использовании электроинструментов.
Контрольный вопрос №3 (данный учебник, стр. 109)
Какой из способов производства, охарактеризованных в таблице, будет наиболее экономически эффективным, если заработная плата повысится в 2 раза, а цена электроэнергии – в 2,5 раза?
Задание №2
Информация о спросе на продукцию некоторой фирмы представлена таблицей:
Q |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
P (Q) |
13 |
12 |
11 |
10 |
9 |
8 |
7 |
6 |
а) Как вы считаете, данная фирма работает в условиях совершенной конкуренции или является монополистом?
б) Предположим, что предельные затраты фирмы постоянны и равны 4 ден. ед. (MC = 4).
-
Постройте графики спроса, предельной выручки и предельных затрат.
-
Используя построенные графики, определите оптимальный объем выпуска и цену, которую следует установить монополисту для максимизации прибыли.
Задание № 3
Предположим, услуги копировального аппарата, находящегося в приемной директора нашей школы, предоставляет фирма?монополист.
Информация о работе данной фирмы представлена в следующей таблице:
Цена за 1 лист копии (ден. ед.) |
Количество заказов (шт.) |
Общий доход TR |
Общие затраты TC |
Прибыль |
7 |
0 |
|
300 |
|
6 |
100 |
|
400 |
|
5 |
200 |
|
600 |
|
4 |
350 |
|
900 |
|
3 |
600 |
|
1400 |
|
2 |
900 |
|
1900 |
|
Заполните таблицу. Найдите максимальную прибыль фирмы?монополиста.
V. Подведение итогов урока:
VI. Домашнее задание
1. Предположим, что спрос на некоторый товар описывается линейной функцией, заданной в общем виде: P (Q) = a – b*Q
а) Представьте данную кривую спроса графически. б) Аналитически выведите функцию предельной выручки, соответствующую заданной функции спроса. в) Представьте кривую предельной выручки графически.
2. Дмитрий Ахимиков изобрел эликсир жизни и установил монополию на его производство и продажу. Предельные затраты изготовления дополнительного флакончика эликсира зависят от количества выпускаемых флакончиков следующим образом: MC (Q) = 2*Q.
Известно также, что предельная выручка зависит от количества проданных флаконов так, как описывает формула: MR (Q) = 40 – 2*Q.
Сколько флаконов эликсира жизни должен изготавливать и продавать каждый день Дмитрий Алхимиков, чтобы получать максимальную прибыль.
VII. Рефлексия:
Учащимся предлагается ответить на вопрос «Интересно ли было содержание урока?» по следующим категориям:
-
интересно;
-
50 / 50;
-
неинтересно. |