Состав представленных материалов
1. Пояснительная записка.
2. Технологическая карта (раздаточный материал).
3. Ключ к технологической карте.
Пояснительная записка
Курс: Введение в экономику, 9-10-ые классы.
Программа: «Современная экономика» С.Равичев, Т.Протасевич, 34 часа.
Учебник: В.С.Автономов "Введение в экономику": из–во "Вита–Пресс",1998.
Количество часов: 1 (2) час
Цель урока:
самостоятельное применение знаний и умений, полученных на предшествующих темах и курсах (прежде всего - математики), в процессе решения учебных задач, построенных на новом материале; установление причинно-следственных связей, группировка фактов, сравнение и обобщение.
(Это делается в целях постепенного приближения учащихся к самостоятельному решению проблемных задач, а для этого их необходимо предварительно учить выполнению отдельных шагов решений, отдельных этапов исследования, формируя эти умения постепенно).
Основная познавательная задача: сформировать знания о таких ключевых понятиях экономической теории, как Кривая производственных возможностей (КПВ), экономический рост и его типы: экстенсивный и интенсивный; а также подготовка к дальнейшему восприятию последующих тем курса: типы экономических систем, фундаментальные вопросы экономики, экономическая эффективность, теории абсолютных и сравнительных преимуществ, мировая торговля.
Характер познавательной деятельности учащихся:
самостоятельная работа с использованием
· технологических карт, содержащих в себе алгоритм последовательного раскрытия новых знаний, вспоминание пройденного, закрепление изученного, а также задачи и задания разного уровня сложности;
· учебника Автономова В.С. «Введение в экономику»
(Такой методический прием позволяет планировать что и как должен увидеть, воспринять и усвоить ученик, при этом установка делается на понимание, а не запоминание материала. Технологическая карта несет на себе еще одну нагрузку: т.к. в школьном учебнике «Введение в экономику» В.С.Автономова тема «Кривая производственных возможностей» отсутствует, у школьников после выполнения заданий остаются все материалы и разработки по этой теме).
Форма организации работы:
индивидуально-групповая.
(Класс разбивается на группы по 3-4 человека, при этом каждый ученик работает со своей технологической картой. Работа в группе помогает включить в активную деятельность весь состав группы, развивает критичность мышления, умение слушать, понимать друг друга, излагать свою позицию и защищать ее. При этом ученик может изложить на технологической карте свое собственное мнение, если оно не совпадает с мнением других).
Тип урока по дидактическим целям:
комбинированный.
(Включает в себя все основные элементы: проверку опорных знаний и учений, изучение нового, закрепление и обобщение, задание на дом.)
Структура урока:
1. Класс разбивается на группы по 3-4 человек, каждому члену группы выдается технологическая карта.
2. Ставится проблемная задача на весь урок, например: почему, собственно говоря,... «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, \ А сапоги тачать пирожник»? Ответ ожидается после прохождения темы.
3. После этого класс приступает к работе с технологической картой «Часть № 1». (10 - 12 минут.) Деятельность учителя - консультант.
4. Обсуждение результатов первой части работы. Отведенное время - 10 минут. Деятельность учителя - ведущий обсуждения, в процессе которого выясняются вопросы, вызвавшие затруднения или непонимание.
5. Работа с технологической картой «Часть № 2». Время - 10 минут. Учитель - консультант.
6. Оставшееся время - обсуждение второй части самостоятельной работы.
7. Выполнение домашнего задания (индивидуально).
(Если по времени учитель не успевает обсудить вторую часть, то это можно сделать на следующем уроке при обсуждении результатов домашнего задания. Технологическая карта позволяет вообще всю работу сделать школьникам дома, а в классе только обсудить результаты этой деятельности. Правда при этом работа становится только индивидуальной.
Если на изучение этой темы учитель отводит два часа классного времени, то всю работу, включая и большую часть домашнего задания, лучше сделать на уроках.)
Опорные знания и межпредметные связи:
Для выполнения задания необходимо вспомнить из ранее изученных тем такие понятия, как экономические ресурсы и их виды, производительность труда, проблема и цена выбора; уметь определять альтернативную стоимость выбранного варианта действия; из курса математики необходимы навыки работы с графиками и формулами линейных и тригонометрических функций; из курса литературы - знание басни И.Крылова «Щука и Кот», а также, желательно, сюжет сказки А.Толстого «Золотой ключик».
Подобные формы урока должны способствовать более глубокому усвоению школьниками теоретических знаний, поддерживать у них высокий познавательный интерес к изучаемому материалу, облегчать и ускорять усвоение предмета.
Приложение скачивай вверху |