ВОПРОСЫ.
Нельзя задавать множество мелких, не по существу дела, повторяющихся вопросов. Это говорит о том, что вопрошающий желает понравиться жюри, или запутать докладчика, или беспомощен.
Вопрос должен быть:
1. Корректным и вежливым по форме.
2. Кратким и четким.
3. Существенным, вскрывающим основные положения доклада, а не его мелкие детали.
4. Конкретным, требующим однозначного ответа, а не повторения доклада или его части.
Вопросы по обоснованию модели:
1. Выяснение основных причин, факторов, влияющих на характер поведения рассматриваемых процессов.
2. Выяснение, уточнение основных допущений и приближений, их обоснованность.
Вопросы по теоретической части доклада:
1. Уточнение значений параметров, способов их оценки, методов получения.
2. Обоснованность применения уравнений (если они не очевидны).
3. Выяснение методов решения, его единственности.
Вопросы по экспериментальной части:
1. Уточнение деталей эксперимента, методик измерения.
2. Выяснение способов учета или устранения влияния побочных факторов.
3. Уточнение оценок погрешностей результатов.
оппонирование.
Задача оппонента: дать обоснованную и подкрепленную фактами и аргументами оценку работы докладчика, выявить сильные и слабые стороны доклада, указать на замеченные недостатки и промахи в работе, показать возможные пути их устранения.
Схема оппонирования:
1. Поблагодарить команду за выступление и за ответы на вопросы.
2. Оценить модель и теоретические исследования.
- обоснованность допущений и предложений (обосновать свои возражения или, если их нет, согласиться с предложенной моделью).
- обоснованность уравнений.
- достоверность численных параметров (на собственных результатах или на основе логики).
- оценка правильности выбранного метода решения (справедливы допущения и упущения, сделанные в ходе решения, эффективен ли метод).
- полнота представления результатов (все ли зависимости из данной модели проанализированы).
3. Оценить эксперимента.
- оригинальность схемы эксперимента (можно ли усовершенствовать или упростить).
- соответствие эксперимента предложенной теории (логично ли построение схемы эксперимента).
- учет посторонних сопутствующих факторов (все ли факторы учтены, возможность их устранения).
- оценка погрешности результатов, их достоверность.
- соответствие теоретических и экспериментальных данных.
4. Выводы (выполнена работа полностью, частично или не выполнена, пути улучшения).
рецензирование.
Задача рецензента: краткая оценка работы докладчика (достижения и недостатки), оценка выступления докладчика (доступность и четкость изложения материала, логическая последовательность выступления, умение выделить главные идеи доклада), оценка ответов на вопросы, оценка оппонента (качество вопросов, отметил ли оппонент основные достоинства и промахи работы), выводы (справились или нет докладчик и оппонент со своей работой).
Схема рецензирования:
1. Краткая оценка работы докладчика.
2. Оценка выступления докладчика (доступность и четкость изложения материала, логическая последовательность выступления, умение выделить главные идеи доклада, качество иллюстраций, их необходимость и достаточность).
3. Оценка ответов на вопросы.
4. Оценка работы оппонента (качество вопросов, использовались ли в выступлении оппонента, качество оппонирования).
5. Выводы (справились ли докладчик и оппонент со своими задачами).
Регламент турнира
1. Оппонент вызывает докладчика на задачу из числа подготовленных командой–докладчиком.
2. Подготовка к докладу (до 1 мин.)
3. Доклад (до 7 мин).
4. Вопросы команды-оппонента докладчику и ответы докладчика. до
5. Оппонирование (1 чел.). 5 мин.
6. Ответ докладчика оппоненту (до 2 мин).
7. Вопросы команды-рецензента к докладчику и оппоненту. до
8. Рецензирование доклада и оппонирования. 5 мин.
9. Заключительное слово докладчика (до 2 мин).
10. Вопросы жюри к докладчику, оппоненту, рецензенту (до 4 мин).
11. Выставление оценок за доклад, оппонирование, рецензирование.
12. Докладчики становятся оппонентами, оппоненты – рецензентами, рецензенты – докладчиками.
13. См. пункт 1.
За один тур все команды сыграют как докладчики, оппоненты и рецензенты. Рейтинг команды определяется по сумме баллов за доклад, оппонирование и рецензирование, и месту, занятому в группе. После трех отборочных туров определяются три команды-финалиста, набравших наибольший рейтинг.
ЗАДАЧИ ТУРНИРА.
Задача об эволюции.
Современная теория эволюции человека имеет огромное количество недостатков. Проанализируйте теорию и предложите свою гипотезу развития человека.
Задача об озоновых дырах.
В последние десятилетия происходит активное разрушение озонового слоя Земли. Считается, что причиной этого явления являются фреоны. В настоящее время фреоны заменяются на нейтральные по отношению к озону веществами, но озоновый экран продолжает разрушаться. Предложите причину разрушения озонового экрана.
Задача о ядерной войне.
В мире накоплено огромное количество ядерного оружия. Какие изменения в биосфере Земли на ваш взгляд произойдут в случае ядерной войны. Предложите свой сценарий развития процессов в биосфере. |