Задачи: 1. Показать неминуемость изменения организмами среды обитания в результате обмена веществ и разных проявлений жизнедеятельности. 2. Выяснить связь биосферных процессов и жизни отдельных особей.
Ход урока.
1. Проверка ЗУН.
1)Перечислите основные среды жизни.
2)Какие факторы наиболее важны в водной среде?
3)Какие приспособления к жизни в водной среде есть у живых организмов? Что такое планктон?
4)Какие факторы наиболее важны в наземно-воздушной среде?
5)Какие приспособления к жизни в наземно-воздушной среде есть у живых организмов?
6)Перечислите особенности почвы как среды жизни? Какие живые организмы обитают в почве?
7)Что такое паразитизм? Охарактеризуйте среду обитания паразитов.
8)Вопросы 2-6 на стр.39.
2. Изучение новой темы.
I.Влияние растений на климат и водный режим.
II.Почвообразующая деятельность живых организмов. Лабораторная работа № 1: «Почвенные обитатели и их средобразующая деятельность».
Демонстрационный опыт «Роль червей в почвообразовании» (иллюстрация задания № 1).
Опыт закладывается при учащихся на уроке по § 4, на следующем уроке демонстрируется результат почвообразующей деятельности червей.
Материал и оборудование у опыту: садок для червей (по Б. С. Щербакову); чернозем, песок; дождевые черви.
Выполнение опыта: стеклянный сосуд, имеющий параллельные стенки, на 2/3 заполнить субстратом. Насыпать слои: чернозем – песок – чернозем (3 – 2 – 3 см). на уроке в сосуд поместить 10 живых дождевых червей. Субстрат должен быть достаточно влажным, на не залитым водой. Когда черви уползут в «искусственную почву» (так как им свойствен положительный геотропизм), на поверхность положить использованную чайную заварку. Она будет служить и кормом, и показателем нормальной влажности. Приготовленный садок поставить в темное место.
Через несколько дней отдельные кусочки чая будут обнаруживаться в «почве». Через 3 – 4 дня станут хорошо заметны дорожки, которые черви проделывают, переползая их слоя в слой. Через 7 – 10 дней можно будет заметить перемешивание дождевыми червями слоев почвы, вынос частиц из глубины почвы на поверхность и наоборот. Последнее ведет к увеличению плодородного слоя.
III.Влияние водных организмов на качество природных вод.
3. Закрепление.
1)Примеры дополнительной информации 1-5.
|