Цели урока:
· Образовательная: cформировать систему знаний о водах своей местности как части гидросферы и путях охраны от истощения и загрязнения. Дать понятие «экология», «экологический кризис», «глобальный», познакомить с основными источниками загрязнения наших рек (выработать водоохранные мероприятия). Разработать план мероприятий по охране вод наших рек: Уй и Увелька.
· Развивающая: cформировать умение доказывать свою точку зрения, развивать географический язык.
· Воспитательная: пробуждать чувства патриотизма и любви к малой Родине, продолжить экологическое воспитание, воспитывать чувства товарищества, дружбы, умение работать в коллективе, сопереживать товарищу.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование:
· Краеведческий материал: карта «Экология наших рек», таблица «Неравнодушным глазом» (фото побережья рек со свалками мусора), вырезки из местных газет, рисунки детей на экологическую тему.
· Кассета с записью песни «Просьба» слова Р. Рождественского, музыка А. Пахмутовой, магнитофон.
· Плакаты: с эпиграфом урока «Бороться за каждую каплю воды, так как из отдельных капель состоят малые и большие реки. Сохранить реки чистыми – задача, достойная нашего поколения перед памятью предков и благодарности будущих поколений горожан.», с девизом урока «Качество воды – качество окружающей среды», плакат: за 30-40 последних лет в зоне Челябинской области исчезло свыше 85 малых рек, а также бесчисленное количество ключей и других ценных источников пресной воды, плакат «Мы все пассажиры одного корабля по имени «Земля». Пересесть из него просто некуда.» Антуан де Сент-Экзюпери.
· Тематическая стенгазета «Экологический вестник».
Записи на доске:
Экология – греческое слово «oikos» - жилище, «logos» - учение, наука. Наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой.
Экологический кризис – критическое состояние окружающей среды, вызванное ее загрязнением и хищническим отношением к природе.
Глобальный – французское слово «global» - всеобщий, относящийся к территории всего земного шара, охватывающий весь земной шар.
Основные источники загрязнения рек: ГРЭС и Муниципальное предприятие «Водоканал».
План урока.
Первый этап – подготовительный: подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний.
Второй этап – мотивационно-ориентировочный: разъяснение целей учебной деятельности учащихся на уроке.
Третий этап – основной: ознакомление с новым материалом.
Четвертый этап – первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения.
Пятый этап – заключительный: подведение итогов урока.
Шестой этап – постановка задания на дом.
Ход урока.
Первый этап.
Взаимное приветствие, определение отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к уроку.
Мотивационная заставка – чтение эпиграфа, объявление критериев оценок, которые ребята могут получить во время работы на уроке.
Учащиеся разбиты на три группы, не имеющие уровневой структуры, так как изучается новый материал и учащиеся не компетентны. Каждой группе раздаются опорные карточки с заданиями трех уровней.
Второй этап.
Учащийся читает стихотворение собственного сочинения «Земля».
Земля, в обломках вся планета
Под толстым слоем черноты.
Бутылки, рваные пакеты
И много-много всякой чепухи.
Пора давно нам исправляться
Пора природу уважать.
Сажать зеленые деревья
И тротуары очищать.
Учитель объявляет тему урока и ставит перед учащимися две цели:
1. Какое влияние оказывает хозяйственная деятельность человека на природу своей местности.
2. Составить или разработать план мероприятий по охране вод рек своего города.
Третий этап.
Так как тема урока «Экология наших рек», необходимо выяснить, что означает слово «экология». Впервые этот термин предложил в 1960 году немецкий ученый Эрнест Геккель. Это греческое слово, состоящее из двух слов: «oikos» - жилище и «logos» - учение, наука. (запись в терминологический словарь – учащиеся списывают с доски определение «экология»).
Человек, получивший неограниченную власть над природой, забыл, что сам является ее частицей. И в результате своей не всегда правильной, варварской хозяйственной деятельности человек столкнулся с жесточайшим экологическим кризисом. Что это значит? А это значит, что катастрофически быстро загрязняется ее вода и воздух. Пригодной для питья воды становится все меньше и меньше. Превращаются в пески плодородные земли, а они являются главными источниками жизни. Сокращаются площади лесов, дающих земле кислород. Выбросы в атмосферу различных газов ускоряют парниковый эффект, истощают озоновый слой Земли. Я вам перечислила глобальные экологические проблемы. Это проблемы, которые касаются всей планеты
(запись в терминологический словарь – учащиеся списывают с доски определения «экологический кризис» и «глобальный кризис).
Мы узнали, что существуют проблемы, касающиеся всей планеты. Возникает вопрос: существуют ли экологические проблемы в нашем городе? Да, они есть и их очень много. Сегодня мы поговорим только об экологии наших рек Уй и Увелька.
Учащийся читает стихотворение собственного сочинения «Река».
Бросают в речку грязь и мусор,
Не любят реченьку свою.
Ах, если б слышали вы, люди,
Как стонет речка поутру!
А возле леса на опушке
Грибы уже и не растут,
Завалена страшнейшей кучей,
И все везут, везут, везут.
Непонятно, зачем губят такую красоту, как наши реки Уй и Увелька. Протекая в одном из красивейших мест Южного Урала, они являются чудесным, неповторимым украшением, своеобразным ожерельем нашего города Троицка. Однако, бурное развитие города без учета экологических особенностей и условий, существенно отразилось на здоровье окружающей природы и прежде всего рек.
Проведя с ребятами нашей школы небольшое исследование о состоянии (чистоте) вод наших рек, прочитав большое количество статей, напечатанных в наших местных газетах «Вперед», «Челябинский рабочий», познакомившись с работами кандидата технических наук Наумова В.И., который занимался оценкой донных отложений рек Уй и Увелька, и, связавшись с экологическим центром нашего города, любезно предоставившим нам некоторые материалы, мы выяснили:
· в каком состоянии находятся воды наших рек;
· чем они загрязнены;
· кто является основным источником загрязнения наших рек.
Сообщения ребят об основных источниках загрязнения рек нашего города (опережающее задание):
1 учащийся – сообщение о Троицкой ГРЭС.
Основным источником загрязнения рек является Троицкая ГРЭС, которая выбрасывает в атмосферу окислы серы, азота и тяжелые металлы. Особенно высоки концентрации никеля, меди, цинка. Все это попадает в почву и на снег. При выпадении осадков и таянии снега все эти вещества попадают в реки. Источники поступления тяжелых металлов – это зола ГРЭС, да и автотранспорт увеличивает концентрацию свинца.
2 учащийся – Муниципальное предприятие «Водоканал».
Вторым источником загрязнения вод является МП «Троицкводоканал». Сточные воды, поступающие из очистных сооружений различных предприятий города, а также из жилых кварталов, недоочищаются из-за большой перегрузки водоканала и поступают в наши реки, загрязненные вредными веществами: азотом аммония, фосфатами, сульфитами, железом, нефтепродуктами, тяжелыми металлами (кобальтом, медью, свинцом, цинком, бором, оловом, молибденом, скандием, ванадием, хромом, никелем и цирконием).
3 учащийся – другие источники загрязнения рек.
4 учащийся – санитарное предписание о состоянии вод наших рек.
Я, главный государственный санитарный врач города Троицка и Троицкого района, проведя анализ лабораторных исследований воды из рек Уй и Увелька, установил следующее: по гигиенической оценке в ряде случаев реки Уй и Увелька относятся к водоемам с высокой и чрезвычайно высокой степенью загрязнения. В целом реки не справляются с вносимыми в них загрязнениями. В реках отсутствуют процессы самоочищения и разбавления чистой водой притоками, так как сами притоки несут значительные загрязнения. Содержание вредных веществ в воде, например, тяжелых металлов, приводит к тяжелым заболеваниям. Так при избытке никеля в организме возникает никелевый токсикоз. При этом заболевании происходит сильное исхудание, наблюдается выпадение волос, распад кожи или костей. При избытке цинка – цинковый токсикоз. Признаки этого заболевания: хрипы, кашель, одышка, судороги мышц. При избытке свинца происходят судороги жевательных мышц, слюнотечение, параличи конечностей.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что воды наших рек сильно загрязнены, то есть наши реки больны.
Можно раздать всем учащимся таблицы с основными источниками загрязнений рек, эти таблицы ребята вклеивают в свои рабочие тетради.
Кто виноват в том, что воды наших рек сильно загрязнены? Конечно же, человек. В том числе и мы с вами, жители нашего города. Давайте попробуем разработать план мероприятий по охране вод наших рек.
Физкультминутка.
Мы сегодня рано встали (шагать на месте)
И зарядку делать стали.
Руки вверх и руки вниз,
Влево-вправо повернись,
Ручками захлопали (хлопаем в ладошки),
Ножками затопали.
Работа в группах (по опорным карточкам)
Задания минимального уровня
Опорная карточка минимального уровня
Составить план мероприятий по опорной карточке, на которой выписаны лексика, примеры построения фраз, экологический рисунок.
1. Экологически чистое топливо: газ (уголь плохого качества дает много золы).
2. Предприятия – загрязнители.
3. Сбрасывать хорошо очищенные стоки
4. Штраф
5. Санитарная зона шириной 500 м.
6. От уреза воды
7. Вырубка леса
8. Корни деревьев, укрепление берегов (еще при Петре I в 1701 году был издан указ, запрещающий вырубку леса вдоль рек).
9. Группа экологов.
10. Нарушители - штраф
11. Предупредительные знаки.
12. Зона отдыха - штраф
13. Двустворчатые моллюски.
14. За сутки - 40 литров воды
Задания общего уровня
Опорная карточка общего уровня
Без примеров построения фраз составить план мероприятий по охране вод реки Уй и Увелька. Самостоятельно построить фразы из знакомых слов (здесь налицо конструктивный тип учебной деятельности с применением знаний частично знакомой, но измененной ситуации).
1. Свалка мусора в реки и на их берегах.
2. Чистая питьевая вода в школе и дома, исправность кранов, своевременный ремонт кранов, так как за 12 минут по капле наполняется целый стакан воды.
3. Бумага, пакеты, консервные банки, щепки, ветки, камни.
Задания продвинутого уровня
Опорная карточка продвинутого уровня
Реки нашего города в середине XXI века (здесь работает фантазия, идет включение высокого уровня развития воображения)
Учащиеся каждой группы сами выбирают, на каком уровне сложности они будут работать.
Составляют план мероприятий по охране рек Уй и Увелька. После выполнения задания каждая группа отчитывается перед классом. Время 10 мин. Звучит тихая, спокойная музыка.
Четвертый этап.
Отчет групп по составлению плана водоохранных мероприятий. Каждой группе отводится время – 3 мин.
План водоохранных мероприятий взять за основу и напечатать в тематической стенной газете «Экологический вестник».
Водоохранные мероприятия:
1. Перевести Троицкую ГРЭС на более экологически чистое топливо – природный газ или более чистый уголь.
2. Всем предприятиям-загрязнителям в реки сбрасывать хорошо очищенные сточные воды. За нарушение наложить штраф 1 млн. рублей.
3. Запретить распахивать земли вблизи рек, оставляя санитарную зону шириной не менее 500 м от берега.
4. Засадить берега рек деревьями и кустарниками, так как корни деревьев укрепляют берега.
5. Запретить вырубку деревьев и кустарников на берегах наших рек. Ведь еще при Петре I в 1701 году был издан указ, запрещающий рубку леса вдоль рек.
6. Запретить свалку мусора в реки и на их берега.
7. Запретить использование в наших реках малого флота (моторные лодки), так как они загрязняют воду нефтепродуктами (бензином) и разрушают берега.
8. Создать группу экологов из учащихся, представителей учреждений и организаций, которые будут выявлять нарушителей загрязнения рек, и наказывать их штрафами.
Пятый этап.
Подведение итогов урока. Выставление оценок за выполнение опережающих заданий, стихотворения собственного сочинения, экологические рисунки и количество набранных баллов за работу в группах.
Шестой этап.
Постановка домашнего задания:
1. С целью пополнения краеведческого уголка напишите заметку из воспоминаний ваших бабушек и дедушек о прошлом наших рек. Подобрать вырезки из газет с рассказами о наших реках, старые фото с изображением рек.
2. Написать небольшое сочинение «Река моего детства». Первые два задания на выбор.
3. Знать основные источники загрязнения наших рек, какими веществами загрязняются реки, какие мероприятия необходимы для |