Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 27.04.2024, 01:17:35
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [190]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [233]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [214]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Вода для большого города
14.05.2009, 16:15:49
 

Цель занятия: сформировать представление учащихся о водопотреблении и современном состоянии водной среды, а также об основных экологических проблемах, связанных с хозяйственным использованием источников пресной воды и о рациональном водопользовании.

Оборудование и материалы: технические средства обучения (проектор, компьютер, электронная презентация занятия), иллюстративный материал, карточки с заданиями, листы ватмана, маркеры.

Содержание занятия (1,5 часа)

Выполнение заданий (15 мин.)

Задание I. Вспомните свойства пресной воды. Перед началом занятия ребят просят перечислить все те физико-химические свойства, которыми обладает вода и выписать их на ватман. Сюда должны войти: три состояния воды (и ассоциации с ними - жидкая вода, пар, лед и снег), плотность воды 1 г/см3, образование льда при температуре 0 °С и кипение при 100 °С. А также пригодность пресной воды к употреблению. Вспомните ключевые понятия: круговорот воды, водоснабжение, сброс сточных вод.

Задание II. Какие водоемы относятся к пресным. Учащимся предлагается вспомнить и перечислить все существующие типы пресных водоемов. К таковым относятся: реки, ручьи, озера, пруды, болота, каналы, подземные воды. Следует напомнить, что водоемы бывают как естественного (реки, озера, болота), так и искусственного происхождения, т.е. созданы человеком для определенного назначения (пруды, водохранилища, каналы). Следующий вопрос: Какие из перечисленных нами водоемов могут оказаться пригодными для водопользования, а какие нет и почему? (Наиболее пригодны реки и подземные источники).

Задание III. Как и для чего используется пресная вода. Учащиеся должны причислить все возможные хозяйственные нужды, на которые человек использует воду и расположить их в пирамиде в порядке возрастания:
 

Объяснение материала (25 мин.)

1. Источники и использование пресной воды. Люди получают пресную воду для различных хозяйственных нужд, из которых основная доля идет на орошение сельскохозяйственных земель, производство энергии, меньше – на промышленность и бытовые нужды, в том числе и потребление питьевой воды. В качестве источников пресной воды, используют наземные природные воды (в основном реки, а также озера) и грунтовые подземные воды.

2. Берем воду "взаймы” у Природы. Вся вода, которую мы употребляем, в той или иной точке изымается из круговорота, а возвращается в природу уже загрязненная, с большим числом отходов. Бытовые и коммунальные стоки попадают в реки, заливы и моря через систему городской канализации. Промышленные предприятия, как правило, расположены на крупных природных водоемах, где получают неограниченное количество воды, используют и сбрасывают вместе с отходами. Смыв воды с полей вместе с содержащимися там удобрениями и химикатами также наносит вред на состояние природных вод.

3. Экологические проблемы. Использование воды в хозяйственных целях порождает следующие проблемы:

Природный источник может дать ограниченное количество воды: возникает опасность перерасхода речной воды и изменения в экосистемах и водосборных районах. Например, отвод воды из реки может сказаться на состоянии прилегающих болот и пойменных лугов – они пересыхают, так как не подпитываются периодическими паводками, что приводит к гибели многих организмов, обитающих в таких местах.

Использование грунтовых вод ведет к сокращению их запаса и просадке грунта: Объем поземных вод превосходит запасы наземной воды в 70-80 раз! Но грунтовые воды также истощаются, если потребление из них воды идет быстрее пополнения. Также при вымывании грунтовых вод может происходить постепенное опускание поверхности суши, называемое просадкой грунта. В населенных пунктах это приводит к разрушению дорог, фундаментов зданий, водопроводной и канализационной сетей, на побережьях – к затоплению и разрушению береговой зоны.

Вода, которая возвращается в Природу, сильно загрязнена: это опасно как для здоровья человека, так и для состояния окружающей среды и всех водоемов. Сточные воды среднего по размеру города содержат весь набор загрязнителей. Здесь присутствуют:

  • смытая в процессе разрушения почва;
  • остатки удобрений, инсектициды и гербициды, применяемые в садах, парках и на полях;
  • различные химические вещества с дорожного покрытия;
  • сажа и ядовитые вещества выхлопных газов транспорта;
  • горючее и машинное масло с дорог и автостоянок;
  • мусор и растительные остатки;
  • сточная вода с жилых помещений и предприятий;
  • отходы промышленности, использующие воду: наиболее сильные загрязнители – целлюлозно-бумажное производство.

Ядохимикаты в воде и проблема биоаккумуляции. Наибольшую проблему при загрязнении природных вод создают различные ядохимикаты, содержащиеся в бытовых, промышленных, сельскохозяйственных и других сточных водах. Они присутствуют в низких концентрациях, с трудом выводятся из вод, а также способны длительно накапливаться в живых организмах.

Большинство загрязнителей принадлежат к двум группам: тяжелые металлы (свинец, ртуть, кадмий, мышьяк и др.) и синтетические органические соединения (бензол, фенол, диоксины, гексахлорциклогексаны, хлорированные бифенилы и многие другие). Все ядохимикаты опасны из-за способности к биоконцентрации – то есть накоплению в малых дозах в течение длительного периода в организме, что приводит к мутациям, раку, различным патологиям.

В природе токсины накапливаются по пищевым цепям, на последних звеньях которых, концентрация вещества увеличивается в сотни тысяч раз по сравнению со средой (рис. 1).
 

Выполнение заданий (10 мин.)

Задание IV. Составьте схему "изъятия” воды и круговорота с учетом всех видов ее использования и сброса загрязненной воды (различные виды загрязнений – промышленное, сельскохозяйственное, бытовое и пр.) обратно в природные водоемы. Выполнить это задание можно сначала на ватмане или доске, а потом в тетрадях. Начните схему с типичного водного источника – реки.

Главный вывод: образуется замкнутый цикл – вся загрязненная вода никуда не девается, а поступает обратно в природные водоемы, откуда снова и снова берется на использование. Это пагубно влияет, как и на живые организмы, так и на качество питьевой воды для человека.

Задание V. Проведите в группе опрос:

- кто пьет воду из-под крана, а кто покупает ее домой в бутылках?

– кому доводилось пить воду в других городах России? В других странах? Насколько отличается наша вода от зарубежной?

– используете ли вы дома фильтры для очистки воды?

Объяснение материала (20 мин.)

4. Доставка воды потребителю (используется раздаточный материал – см. приложение). Вода, используемая в быту, обычно берется из реки или грунтовых вод в области водозабора. В Калининградской области это река Преголя, группа питьевых озер и подземные воды в некоторых местах области. Очистка и подготовка воды обычно идет по следующей схеме: Водоем – Фильтры грубой очистки для удаления крупных примесей – Водохранилище для отстаивания воды (удаляются мелкие примеси) – Обеззараживание воды для уничтожения патогенных микроорганизмов (наиболее часто используется хлорирование) – Флокуляция (осаждение взвешенных веществ в воде на осадке гидроксида алюминия) – Пропускание через песчаные фильтры – Резервуары очищенной воды – Водопроводная сеть – Потребитель (рис.2).

Цифры и факты: 1) среднестатистический россиянин потребляет 272 л воды в сутки; 2) около 50 млн. чел. в нашей стране пьют воду с повышенным содержанием железа; 3) за последние годы в водных объектах обнаружено около 750 химических соединений, из которых 600 являются канцерогенами и практически не обезвреживаются на водопроводных станциях.

5. Осторожно! Водопроводная вода! Главными причинами низкого качества питьевой воды "из крана” являются:

  • Загрязненность водозаборов;
  • Применение хлорирования;
  • Плохое качество водопроводных сетей;
  • Несовершенство песчаных фильтров.

Наибольшую опасность в водопроводной воде представляет собой технология хлорирования воды, поскольку после этого в воде остается так называемый "связанный хлор” - результат взаимодействия хлора и некоторых других органических соединений. Он представляет собой большой набор канцерогенных и токсичных соединений, не имеющих запаха и практически не удаляющиеся при кипячении отстаивании воды (к ним относятся такие вещества, как линдан, диоксины, бутилхлорид, трихлорфенол и другие).

Также на загрязненность питьевой воды влияет то, из какого материала сделаны водопроводные трубы. Например, чугунные водопроводы, проложенные более 80 лет назад, до сих пор работают исправно. А вот стальные трубы, проложенные в 70-е годы ХХ века уже доставили много хлопот. Кроме того, из-за плохого качества труб, содержание железа в воде превышает все нормы ГОСТа.

Заключительные задания (15 мин.)

Задание VI. Возвращаемся к уже разработанной схеме "изъятия воды”. Найдите на этой схеме те моменты, которые вносят наиболее значительный вклад в загрязнение воды (как природной, так и потребительской). Предположите, какими способами можно минимизировать этот вред, наносимый Природе и человеческому здоровью, внесите свои рекомендации. Это задание выполняется в группах.

Задание VII. Альтернативные источники воды: раздайте учащимся силуэты альтернативных источников водоснабжения – лесные озера, болота, подземные источники. Попросите написать плюсы и минусы этого источника с точки зрения обеспечения водой, оперируя следующими вопросами:

  • Насколько чистой является вода в источнике?
  • Хватит ли ее для обеспечения города водой?
  • Удобно ли "забирать” воду?
  • Далеко ли ее транспортировать?

Главныйвывод: разумной альтернативой остается забота об экологическом состоянии главных и ныне действующих источников воды.

Памятка для дальнейшей работы:

Очистка водопроводной воды способом вымораживания

В домашних условиях можно очень просто организовать очистку воды способом вымораживания (перекристаллизации):

Подберите эмалированную кастрюлю, которая влезает с крышкой в морозильную камеру холодильника,

Наполните кастрюлю водой, вскипяченной в другой кастрюле накануне или уже остывшей до комнатной температуры,

Накройте кастрюлю крышкой, так, чтобы между крышкой и водой оставался зазор в два пальца (в этом случае вода будет замерзать снизу и с боков, а под самой крышкой в течение 24 часов замерзнуть не успеет),

Вода должна успеть промерзнуть на половину или две трети. В центре останется часть незамерзшей воды бурого цвета, где скопилась вся химическая грязь, попавшая в водопроводную воду.

А вот лед, расположенный по краям, чист как алмаз. Его нужно вырезать ножом и слить всю грязную воду. Чистый лед оставьте на оттаивание.

Только следует помнить, что в вымороженной воде отсутствуют соли кальция, магния и некоторые микроэлементы, так что необходимо пополнять их недостаток!

 

Станция водозабора.

Подъем воды на очистительные установки

Использование насосов Расходуется много энергии
Удаление крупного мусора и частиц, содержащихся в воде Пропускание воды через специальные решетки  
Резервуар для отстаивания воды  

Удаляются мелкие примеси

 
Обеззараживание воды

(хлорирование)

Добавление хлора из баллонов, хлорамина или гипохлорита натрия Расход химических веществ
Флокуляция Осаждение примесей с помощью гидроксида алюминия  

Расход

химических

веществ

Пропускание через песчаные фильтры  

Удаление остаточных взвешенных частиц и примесей

 
Резервуар очищенной воды Вода подготавливается к отправке на водопровод  
Водопроводная сеть – отправка воды потребителю Насосы накачивают очищенную воду в водопроводные насосы Расходуется много энергии
Категория: ЭКОЛОГИЯ | Добавил: tineydgers | Теги: загрязнение природы, конспект урока, учителю экологии, урок экологии в школе, скачать бесплатно
Просмотров: 1202 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0