Цель: познакомить учащихся с новыми видами растений: растениями – хищниками и растениями – паразитами, с основными представителями этих видов растений, с растениями, произрастающими в Амурской области.
Задачи урока:
Образовательные:
-
изучить особенности растений – хищников и растений – паразитов, научить детей распознавать их;
-
учить выделять из всех растений растения, которые произрастают в нашей области.
Воспитывающие:
-
формирование у детей умения работать в коллективе, слушать товарищей;
-
воспитывать бережное отношение к природе.
Развивающие:
-
развивать восприятие, воображение, память, наблюдательность, любознательность;
-
расширять кругозор учащихся;
-
развивать познавательные способности учащихся, самостоятельность.
Оборудование: мультимедиапроектор; бочонки для игры "Русское лото”; конверты с заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент
Приготовление рабочего места. Настрой на работу.
Встало солнышко – ура! Заниматься нам пора! Учимся старательно, Слушаем внимательно! Думаем, запоминаем, Дружно руки поднимаем!
II. Повторение изученного материала
- Ребята, в течение многих уроков вы знакомились с разными растениями, их особенностями, условиями жизни. Сегодня на урок к вам пришёл Лесовичок и принёс игру "Лесные заморочки”, чтобы проверить ваши знания.
Игра "Лесные заморочки”. Ученики по очереди достают из мешка бочонки с номерами. Учитель читает текст под выбранным номером, ученик должен узнать, о каком растении идёт речь. Выигрывает тот, кто даёт наибольшее количество правильных ответов. Если ученик не может ответить или отвечает неправильно, право ответа переходит к следующему игроку. При отсутствии ответа среди учеников учитель отвечает сам.
1. Этот кустарник – ближайший родственник садовой красавицы, царицы цветов розы. Его ягоды используют в лечебных целях. (Шиповник).
2. Весной это дерево стоит нарядное, будто всё в белой пене, и запах его цветов чувствуется издалека. Жаль только, что из-за красивых цветов люди ломают ветки этого дерева. (Черёмуха).
3. Если тебе когда-нибудь понадобится расколоть полено этого дерева, сделать это будет нелегко: топор увязнет в древесине. И ты поймёшь, почему дерево так названо. (Вяз).
4. Лиственные деревья зимой стоят голые, хвойные – зелёные круглый год, потому что хвоинки у них осенью не опадают. А это дерево, хоть и хвойное, но осенью его хвоинки опадают, как у лиственного. (Лиственница).
5. В народе это дерево часто называют "сладким”. Нет, конфеты на нём не растут. Но посмотри, как во время цветения летят к нему пчёлы. И мёд потом будет самый вкусный и душистый. (Липа).
6. Дотронься летом до ствола этого дерева и почувствуешь, что он прохладный даже на солнцепёке. Так может быть только у одного дерева в мире: ведь это единственное дерево с белой корой, которая не нагревается на солнце. (Берёза).
7. "Красавец” - так переводится с латинского научное название этого дерева. Но оно не только красиво: это дерево – богатырь, дерево – долгожитель. (Дуб).
8. Весной в лесу на этом дереве "загораются” маленькие красные и синие "лампочки” - это почки дерева. А под Новый год на этих деревьях вспыхивают гирлянды настоящих лампочек. (Ель, ёлка).
9. Ягоды на этом дереве могут висеть всю зиму; и чем крепче прихватит морозец, тем слаще они будут. (Рябина).
10. Сверху листья этого дерева зелёные, снизу – серебристо-серые. От малейшего ветерка листья начинают дрожать, переворачиваются, и дерево от этого выглядит то зелёным, то серым – "переодевается”. (Осина).
Подведение итогов игры.
III. Сообщение темы и цели урока
- Ребята, оказывается, в природе существуют растения с очень странными названиями: растения – хищники и растения – паразиты.
- Как вы думаете, почему я сказала "странные” названия? (Потому что нам привычнее слышать, что хищники и паразиты относятся к животным).
- Ребята, а как вы думаете, почему эти растения так называют? (Ответы учащихся). Чуть позже мы с вами узнаем, правильно ли вы ответили на этот вопрос.
IV. Физминутка
Спал цветок и вдруг проснулся – Больше спать не захотел. Шевельнулся, потянулся, Взвился вверх и полетел. Солнце утром лишь проснётся, Бабочка кружит и вьётся.
Учитель.
- В мире насчитывается до 500 видов растений – хищников, для которых мясная пища так же необходима, как и для хищных животных. Многие насекомоядные растения так малы и выглядят такими изящными и нежными, что вовсе не кажутся коварными хищниками. Об одном из таких растений подготовила сообщение Катя. (Доклад о росянке) Ещё об одном растении-хищнике вам расскажет Вадим. (Доклад о жирянке)
Но, пожалуй, самое интересное насекомоядное растение нашей флоры – пузырчатка. (Показывает изображение.) Летом над гладкой поверхностью водоёмов со стоячей водой можно заметить стройные стебельки с крупными красивыми цветами – жёлтыми с оранжевыми крапинками. Стебель с сильно рассечёнными листьями находится под водой. Растение, совсем не имея корней, свободно плавает в водоёме. Среди нитевидных листьев этого растения расположено много мелких зеленоватых пузырьков, это так называемые ловчие пузырьки. На конце такого пузырька имеется клапан, напоминающий дверцу, которая открывается только вовнутрь. И, как стража, около дверцы, по бокам её, ощетинились длинные, настороженные, чрезвычайно чувствительные волоски. Стоит только мелкому животному слегка коснуться такой щетинки, как клапан мгновенно открывается, вода с силой устремляется внутрь пузырька, увлекая за собой добычу. Пузырёк, проглотивший добычу, минут 15-20 не может "открыть рот”, но затем снова приступает к ловле. С наступлением холодов на концах веточек пузырчатки образуются округлые зимние почки. Отделившись от растения, эти почки падают на дно и там перезимовывают. Весной из них развиваются новые растеньица, которые легче воды и поэтому всплывают вверх. В мире насчитывается более 250 видов этого растения.
Самое опасное из всех хищных травянистых растений – венерина мухоловка. (Показывает изображение.) В листьях мухоловки находятся специальные железы, выделяющие липкую густую слизь, и три чувствительных волоска. Лишь только насекомое дотронется до этих волосков – листья-створки мухоловки стремительно захлопываются. Между ними образуется подобие решетки, поэтому, если добыча очень маленькая, она может выползти наружу, но большое насекомое обречено на гибель; чем яростней оно бьётся, тем крепче сжимают его створки растения. Переваривающая способность растения очень велика; в течение дня оно может успешно справиться с несколькими крупными мухами. Португальцы выращивают мухоловку в комнатах, где она играет роль санитара; за день на её листьях погибает до 200 мух, а за сезон она уничтожает десятки тысяч насекомых.
Ребята, кто знает, какие растения-хищники произрастают в нашей Амурской области? (Росянка, пузырчатка.) Так почему эти растения называют хищниками? (Ответы учащихся.)
- Ребята, перед вами лежат энциклопедии. Посмотрите, пожалуйста, как в них описывается, кто такие хищники и сравните эти определения со своими ответами. Хищниками называют животных, пищей которым служат другие животные [(с.337) – Энциклопедический словарь юного натуралиста].
Существуют растения, которые питаются животной пищей! Ведь в природе обычно животные поедают растения. Тем не менее, таких хищников в природе довольно много – ботаники насчитывают около 500 видов (с.126); Сближает эти растения то, что питаются они животной пищей, то есть являются насекомоядными растениями [(с.142) – Растения. Полная энциклопедия].
Учитель.
- Большинство растений ведут полностью независимое существование: они получают воду и минеральные вещества из почвы, а органические вещества вырабатывают для себя сами. Но многие растения зависят от других растений. Среди них есть растения – паразиты, которые полностью существуют за счёт других, не отдавая ничего взамен. Об одном из таких растений расскажет Артём. (Доклад об омеле).
- Повилика – трава – паразит, шнуровидные стебли которой обвиваются вокруг растений – хозяев и присасываются к ним с помощью специальных присосок. Интересен цикл развития растения. Его семя произрастает в почве, появившийся молодой росток быстро вытягивается и, встретив любое растение, обвивается вокруг него. Затем корневой конец повилики засыхает, а стебель начинает расти по спирали. Питается повилика за счёт растения – жертвы.
Такие растения – паразиты, как омела и повилика, очень заметны, более того, они сразу бросаются в глаза. Однако есть и такие, которые годами живут внутри растения, и никто не знает об их существовании. Самый удивительный пример такого невидимого паразита – тропическое растение раффлезия. Вместо того чтобы закрепляться на корнях или стеблях другого растения, раффлезия живёт целиком внутри него, пронизывая его своими нитями так, что даже учёные специалисты с трудом различают их ткани. Когда же раффлезия наконец-то обнаруживает себя, зрелище оказывается весьма внушительным: на поверхности растения – жертвы появляется огромный, дурно пахнущий коричневато – пурпурный цветок.
Мой рассказ дополнит Лена.
- Ребята, как вы думаете, какой вред наносят растения паразиты? (Ответы учащихся)
- Из тысяч видов паразитирующих растений большинство не причиняют серьёзного вреда растениям, от которых они зависят: обычно паразит настолько меньше растения – хозяина, что количество отнимаемых им питательных веществ можно не принимать в расчёт. И всё же урон они могут нанести значительный, особенно когда дело касается сельскохозяйственных культур. Некоторые виды повилики могут, например, серьёзно уменьшить урожаи люцерны и клевера.
- Ребята, скажите, пожалуйста, почему же повилику, омелу и раффлезию называют паразитами? (Ответы учащихся). Давайте вернёмся к нашим помощникам – книгам найдём определения и сравним их со своими ответами. Паразитизм – форма отношений между двумя организмами разных видов, из которых один (паразит) питается тканями и соками другого (хозяина) или переваренной им пищей [(с.441) – Детская энциклопедия. Растения и животные (т.4) ].
Паразиты – растения, питающиеся полностью за счёт хозяина, на котором они поселились [(с.252) – Растения. Полная энциклопедия].
V. Физминутка
Мы входим с вами в лес. Сколько здесь вокруг чудес! Посмотрели вправо, влево Наклонились и присели Заниматься тихо сели.
VI. Закрепление изученного материала
- Ребята, сегодня на урок к вам пришли клоуны Кузя и Маркеша и принесли задания в конвертах. Работать вы будете по группам. Зелёный конверт для одной группы, синий – для другой. (Зелёный для более сильных учащихся, синий – для средних и слабых).
1) Узнайте растения, разделите их на группы.
- Шнуровидные стебли этого растения обвиваются вокруг растений – хозяев и присасываются к ним с помощью специальных присосок. (Повилика).
- У этого растения самый большой в мире (дурнопахнущий) цветок. (Раффлезия).
- Крохотное растеньице, на листочках которого в любое время суток поблёскивают прозрачные мельчайшие капельки, будто роса. Это растение произрастает и в нашей области. (Росянка).
- Это растение напоминает всем известную фиалку. На поверхности её листа разбросаны железки двух типов: длинные и совсем короткие. Насекомое прилипает к длинным железкам, а короткие - выделяют сок, помогающий переваривать добычу. (Жирянка).
- Это растение совсем не имеет корней, свободно плавает в водоёме. Произрастает и в Амурской области. (Пузырчатка).
- Это растение растёт на дубах и других деревьях. Его ягодами любят лакомиться птицы, которые являются разносчиками семян. (Омела).
- Это растение - санитар. За день оно уничтожает до 200 мух. (Венерина мухоловка).
(Растения – хищники: росянка, жирянка, пузырчатка, венерина мухоловка; растения – паразиты: повилика, раффлезия, омела).
2) Расшифруйте названия растений, распределите их по группам.
сянрока, карянжи, флезрафия, ливипока, лемао, ркачатыпуз
- Назовите растения, которые произрастают в нашей области.
VII. Домашнее задание
- Ребята, дома составьте, пожалуйста, кроссворд на тему "Растения – хищники. Растения – паразиты”; а для самых любознательных следующее задание: найти и прочитать материал о растениях – хищниках и растениях – паразитах, о которых мы не говорили на уроке, рассказать о них своим одноклассникам.
VIII. Итог урока
- Ребята, с какими видами растений мы познакомились сегодня на уроке?
- Назовите представителей этих видов растений, о которых мы говорили сегодня на уроке.
-Назовите растения, произрастающие в Амурской области.
- Все сегодня поработали очень хорошо. Молодцы! Спасибо за урок! Литература
1. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра: природоведение. – Ярославль: Академия развития, 1998.
2. Большая энциклопедия природы. Т.6. Жизнь растений. – Москва: Мир книги, 2003.
3. Азбука природы.- Москва: Ридерз Дайджест, 2001.
4. Растения. Полная энциклопедия. – Москва: Эксмо, 2005.
5. Энцеклопедический словарь юного натуралиста. – Москва: Педагогика, 1981.
6. Детская энциклопедия "Растения и животные. Т.4” - Москва: Педагогика, 1973.
Самоанализ урока
Урок азбука экологии проведён в 3 классе по теме "Растения – хищники. Растения – паразиты”. Урок является завершающим в разделе "Мир растений”, подготовительным для дальнейшего изучения курса азбуки экологии (4 класс тема раздела "Паразиты и хищники в природе”).
По основной дидактической цели данный урок является уроком ознакомления с новым материалом.
Количество человек в данном классе – 11. Из них двое слабоуспевающих, трое – среднеуспевающих, остальные учащиеся – сильные. Поэтому при планировании урока учитывала следующие особенности детей: индивидуальные особенности каждого ребёнка, любознательность, самостоятельность, умение работать в группах, умение сильных учеников оказать помощь слабым учащимся. В ходе урока осуществлялся дифференцированный подход при выполнении заданий.
Целью урока являлось знакомство детей с новыми видами растений: растениями – хищниками и растениями – паразитами, с основными представителями этих видов растений, растениями, произрастающими в Амурской области.
Были поставлены следующие задачи:
Образовательные:
- изучить особенности растений – хищников и растений – паразитов, научить детей распознавать их; учить выделять из всех растений растения, произрастающие в нашей области.
Воспитательные:
- формировать у учащихся умение работать в коллективе, слушать товарищей;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Развивающие:
- развивать восприятие, воображение, память, наблюдательность, любознательность;
- расширять кругозор учащихся;
- развивать познавательные способности учащихся, самостоятельность.
Цель урока была достигнута.
При подготовке этого урока были задействованы все учащиеся. Под моим руководством они отбирали материал из различных энциклопедий, книг о природе, чтобы подготовить доступные для восприятия своих одноклассников сообщения о растениях – хищниках и растениях – паразитах. Двое ребят – отличников работал и в парах со слабоуспевающими ребятами, готовили совместное сообщение. Дети самостоятельно оформляли доклад, рисовали рисунки растений.
Вначале урока мною была проведена игра "Лесные заморочки”, в ходе которой ребята вспомнили представителей различных видов растений (деревья, кустарники) и их особенности. Игра проводилась не только с целью повторения изученного материала, но и явилась "настроем” для детей к восприятию нового материала.
При сообщении темы и цели урока ребятам были заданы вопросы: "Как вы думаете, почему у растений странные названия?”, "Почему эти растения так называются?”. Ребята высказали свои предположения, которые в ходе урока подтвердились. Дети сами нашли определения хищников, паразитизма в "Детской энциклопедии”, "Энциклопедическом словаре юного натуралиста”, в энциклопедии "Растения”. Они сравнили эти определения и сделали вывод, что в разных источниках определения одинаковые (научные).
На уроке ребята успешно прочитали свои доклады, продемонстрировали нарисованные к докладам рисунки, сравнили их с иллюстрациями на мультимедиапроекторе.
При закреплении изученного материала (работа в группах) были даны задания для более сильных учащихся (по описанию узнать растения, распределить их по группам) и для слабых (расшифровать названия растений, распределить их по группам), назвать растения, которые произрастают в нашей области. С заданием ребята справились успешно, тему усвоили.
На уроке присутствовала доброжелательная атмосфера и в общении учителя с учениками, и в общении ребят между собой.
Поставленные задачи в ходе урока реализовались.
На дом детям были заданы творческие задания. Первое задание для всех ребят: составить кроссворд по теме "Растения – хищники, растения – паразиты”. Второе задание для самых любознательных: найти и прочитать материал о растениях – хищниках и растениях – паразитах, о которых мы не говорили, рассказать о них своим одноклассникам.
К следующему уроку многие дети рассказали о других растениях: Иван-да-Марья, петров крест, росолист лузитанский, непентесы, саррацении.
В дальнейшем я планирую приучать ребят самостоятельно добывать знания – пользоваться журналами, энциклопедиями, другими источниками, выбирать нужную информацию; учить использовать полученные знания при изучении нового материала, на уроках использовать как можно больше продуктивных и творческих заданий для реализации ТЦД урока.
|