Одна из более значимых психолого-педагогических проблем – проблема организации и руководства учебной деятельности учащегося. Особенно это актуально в условиях модернизации образования, когда требуется по-новому взглянуть на различные аспекты работы с учащимися.
Учитель должен научить школьника учиться, в работе с детьми необходимо помнить мудрость древних: «Ученик это не сосуд, который нужно наполнить, а факел который нужно зажечь».
Успех работы с учащимися зависит от знаний и учета их возрастных, психологических и анатомо-морфологических особенностей.
Психологические: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик.
Анатомо-морфологические: акселерат, децелерат, нормальный конституционный тип телосложения (астеноидный, дигистивный, торакальный, мышечный).
Только тогда, когда ученик заинтересуется и поймет значимость того, или иного двигательного действия он воспримет учителя, как наставника и начнется сотрудничество учителя и ученика.
Задача учителя – побуждать и поддерживать интерес учащихся к занятиям, стремление к совершенству. Эта проблема заключается в учете индивидуальных особенностей каждого ученика. Решение ее строится в соответствии с личным опытом «научить может умеющий» и уровнем достижений школьников, их интересов и склонностей.
Наиболее приемлемым в работе с учащимися является метод индивидуального обучения навыкам. Индивидуальная работа позволит во-первых, - подобрать индивидуальный режим работы, во вторых – воспитать самостоятельность, активность при решении двигательных задач, целеустремленность и самоуважение.
Индивидуальный подход означает:
А) действенное внимание к каждому ученику;
Б) конкретизация задач;
В) варьирование методов с учетом личности каждого ученика.
Для этого достаточно разделить класс на группы по физическому состоянию и строго по желанию учащегося. Группы должны быть подвижны, то есть их состав меняется в ходе прохождения разных разделов программы. Для достижения лучших результатов необходимо использовать карточки-задания, составляя их включать не только упражнения, которые можно выполнить без особого труда, но и те что в данный момент еще пока не под силу, но станут выполнимы в результате активной познавательной деятельности. Задания строго индивидуальны с учетом знаний и умений данного ученика или группы и должны всегда подразумевать поиск нового оптимального решения (проблемно-поисковый метод).
Например: из предложенных акробатических элементов составить комбинацию, используя разумные связки. Количество элементов в каждом индивидуальном случае может быть различно. Из одних и тех же элементов каждый ученик может составить совершенно различные комбинации.
В дальнейшем эта работа усложняется:
А). Дать оценку выполнения упражнений;
Б). Проанализировать выполнение;
В). Сравнить свое выполнение с выполнением другими учащимися;
Г). Изменить технику выполнения отдельных элементов.
Д). Выставить оценку за выполнение.
Такая форма работы на уроке (ученик + учитель) :
1). Повышает эффективность урока;
2). Устанавливает психолого-педагогический контакт между учеником и учителем, когда ученику интересно учится, а учителю интересно учить.
3). Повышает сознательный интерес к занятиям физической культуры.
4). Появляется желание больше знать и уметь, то есть развивается познавательный интерес.
|