Как показывает анализ качества выполнения конкурсных заданий городской олимпиады по физической культуре за последние три года, раздел «Акробатика» является одним из самых проблематичных. Низкий и средний уровень выполнения заданий показало около 70% участников. В связи с этим предлагаю вашему вниманию материалы по разделу программы «Акробатика».
Стойка на голове и руках
Техника выполнения.
Из ранее изученной стойки на голове и руках с согнутыми ногами медленно выпрямить ноги, не отклоняя их от вертикали. Согнуть ноги и вернуться в упор присев.
Стойку на голове и руках разучивают во время работы по станциям. Первые попытки выполняют с помощью учителя. Затем страховать занимающихся могут товарищи по отделению.
Подводящие упражнения.
1. Стойка на голове и руках с согнутыми ногами, возвращение в упор присев.
2. То же. Чуть отжавшись (фактически только ослабив нагрузку на голову), выполнить перекат вперед в упор присев или сидя.
Типичные ошибки.
1. Постановка головы не на верхнюю часть лба, а на темя. Ошибка приводит к потере равновесия и чаще всего к падению вперед. Исправляют замечаниями учителя.
2. Неправильная постановка рук по отношению к голове, ведущая к потере равновесия (нарушен принцип равностороннего треугольника; постановка ладоней на маты пальцами в стороны).
3. При правильной постановке рук, выходя в стойку на голове с согнутыми ногами, ученик начинает переставлять руки на одну линию с головой и теряет равновесие. Исправляют замечаниями и помощью учителя.
4. Отведение выпрямленных ног назад от вертикали (приводит к опусканию в упор присев) или вперед от вертикали (приводит к падению на спину).
Страховка и помощь.
Встав сбоку от ученика, выполняющего данную стойку, надо придерживать его одной рукой под спину, другой за голень согнутой ноги. Когда гимнаст выпрямляет ноги, страхующий придерживает его за голень и бедро, придавая телу вертикальное положение. В случае потери равновесия одна рука страхующего быстро перемещается на живот исполнителя, а придерживающая голень рука легким толчком возвращает исполнителя в первоначальное положение упора присев. Если ноги выполняющего стойку отклонились далеко назад, страхующий придерживает их и, опуская, помогает исполнителю выполнить мягкий кувырок в сед.
Длинный кувырок прыжком с разбега
Техника выполнения та же, что и при длинном кувырке с места (см. уроки для VI класса). Разбег выполняется с трех-пяти шагов и завершается одновременным толчком ногами перед дорожкой из гимнастических матов. В безопорной фазе ноги прямые, носки оттянуты, руки вытянуты вверх над головой. В момент касания матов руками голову прижать подбородком к груди и выполнить кувырок вперед в группировке в упор присев.
Подводящие упражнения.
1. С небольшого разбега толчком обеими ногами и взмахом рук вперед-вверх выполнить невысокий прыжок вперед-вверх с приземлением на одну или обе ноги и пробежкой вперед.
2. Повторение длинного кувырка с места.
3. Повторение длинного кувырка прыжком с места.
Типичные ошибки.
1. Толчок после разбега выполняют одной ногой, что приводит к «закручиванию» тела, и ученик начинает безопорную фазу чуть боком к оси движения. Ошибка может привести к падению и травме кисти. Исправляют замечанием учителя и повторением подводящих упражнений.
2. Слишком низкий полет, не позволяющий выполнить кувырок вперед. Ошибка происходит из-за слабого толчка ногами и может привести к травмированию кистей и удару головой о маты. Исправляют замечаниями учителя и повторением подводящих упражнений.
3. Отсутствие наклона головы подбородком к груди, приводящее к удару головой о маты в момент выполнения кувырка вперед. Ошибку исправляют замечаниями учителя и повторением второго подводящего упражнения.
Страховка и помощь.
Учитель, стоя на одном колене у матов в зоне их касания руками ученика, выполняющего данный прыжок, накладывает ему ладонь на затылок, наклоняя его голову к груди, и помогает выполнить кувырок вперед.
Длинные кувырки лучше разучивать не на поролоновых, а на обычных жестких матах, положенных один на другой. Поролоновые маты не дают твердой опоры — кисти «проваливаются», что может привести к их травме или ушибу головы. Поскольку не исключена вероятность выката ученика вперед после завершения кувырка и прихода в упор присев, гимнастическая дорожка по длине должна быть составлена не менее чем из двух матов. Длинный кувырок с разбега легко усваивается учащимися, его могут выполнять девочки и мальчики.
В дальнейшем длинный кувырок с разбега выполняют через препятствие:
1. Прыжок через гимнастическую палку. Палку держат только за один конец, чтобы в случае ее касания учеником, выполняющим кувырок, она не мешала завершению упражнения. Палку держат примерно в 30 см далее места толчка ногами, а высоту ее расположения от матов указывает сам исполнитель.
2. Прыжок через стоящего на коленях или в упоре присев ученика (первые попытки выполняют при страховке учителя).
Кувырок вперед в стойку на лопатках
Техника выполнения. Из упора присев начать кувырок вперед с прямыми ногами. Тело согнуто в тазобедренных суставах, ноги «зависают» над головой, носки прямых ног едва приподняты от пола или матов. В момент опускания на шею и лопатки подставить руки под спину и выполнить стойку на лопатках с согнутыми ногами. Приняв устойчивое положение, выпрямить ноги.
Подводящие упражнения.
1. Повторение стойки на лопатках.
2. Из стойки на лопатках опустить прямые ноги за голову к матам. Снова выйти в положение стойки на лопатках.
3. Кувырок вперед с прямыми ногами до положения седа.
Типичные ошибки.
1. Преждевременное сгибание ног при перекате на лопатки.
2. Чрезмерно сильный толчок ногами в начале кувырка, приводящий к перекату на спину, минуя положение стойки на лопатках.
Страховка и помощь.
Учитель, стоя сбоку от ученика, одной рукой придерживает его спину, не позволяя ей опуститься на маты, другой рукой, подставленной под голень, удерживает ноги в нужном положении.
Наиболее подготовленные ученики могут выходить в стойку на лопатках из упора присев с прямыми ногами. Кувырок вперед в стойку на лопатках можно разучивать фронтально вдоль длинной гимнастической дорожки из матов. |