КОМПЛЕКСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ И РАЗВИТИЯ У НИХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ВКЛЮЧАТЬ В УРОКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В 1-4 КЛАССАХ (без уроков лыжной подготовки)
В результате использования предлагаемых комплексов и заданий учащиеся смогут улучшить показатели тестовых упражнений на конец года. Не надо стремиться включать в уроки сразу все упражнения комплекса. В зависимости от задач урока и времени его проведения нужно обязательно выбрать несколько упражнений на развитие физических качеств и лишь по мере усвоения вводить новые задания, расширяя диапазон двигательных умений и навыков учащихся.
1 класс.
1. Длительный бег (без остановок) до 5 мин.
Начинать с 2 мин. и постепенно увеличивать время непрерывного бега в зависимости от уровня подготовленности учеников.
2. Обучение бегу с высоким подниманием бедра:
а) на месте 3-4 раза по 5-6 сек. Выполнять как можно чаще, обращая внимание на то, чтобы опорная нога была прямая, а маховая опускалась вниз, твердо встречая грунт;
б) то же, но с продвижением вперед. Повторить 2-3 раза по 10-12 сек. Стараться не делать больших (широких) шагов. Отдых между повторениями 15 сек.
3. Прыжки на одной ноге (правой и левой, чередуя). Повторить 2-3 раза на каждой ноге по 20 сек.
4. Прыжки на обеих ногах на месте и с продвижением вперед, руки на поясе. Повторить 3 раза по 10-15 сек. Отдых между повторениями 20-25 сек.
5. Прыжки через длинную скакалку. Повторить 3 раза по 15 сек.
6. Прыжки с высоты 30-40 см (обратить внимание на мягкое приземление). Повторить 7-8 раз.
7. Ускорения 2-3 раза по 15-20 м. Отдых между ускорениями 30 сек.
8. Челночный бег 3х10 м. Повторить 2 раза. Можно проводить в виде игры-эстафеты.
9. Задание (серия) – 15 прыжков на месте на обеих ногах в быстром темпе + 10 приседаний в быстром темпе + 15 прыжков на месте. 2 раза. Отдых между повторениями 1,5 – 2,0 мин.
10. И.п. – лежа на спине. Ноги закреплены. Наклоны вперед. 5 – 7 раз.
11. В упоре лежа на стуле или гимнастической скамейке сгибание и разгибание рук. Два подхода по 7 – 9 сгибаний рук (мальчики и девочки).
12. Прыжки в длину с места. 5 -7 прыжков.
2 – 3 классы.
1.Длительный бег до 7-8 мин. Начинать с 2-3-мин., постепенно довести до 7-8- мин., учитывая подготовленность учеников.
2. Бег с высоким подниманием бедра:
а) на месте 3-4- раза по 6-8- сек. Отдых 15-20 сек. Проводить можно сразу со всеми занимающимися;
б) на месте у опоры (подоконник, стена) 2-3 раза по 6-8 сек.;
в) с продвижением вперед на 8-10 м. Повторить 2-3 раза. Следить за правильным выполнением движений. Отдых между повторениями 30-40 сек. Выполняется поточно.
3. Прыжки на одной ноге с продвижением (2-3 раза на каждой ноге в течение 15-20 сек.). Отдых – ходьба, 30 секунд.
4. Прыжки с ноги на ногу (бег с прыжками). 2 раза по 5-6 сек. Отдых 40 сек.
5. Прыжки на обеих ногах с продвижением вперед. 3 раза по 20-25 сек. Отдых между повторениями 40 сек.
6. Прыжки через короткую скакалку. 3 раза по 30 сек. Отдых между повторениями 40-45 сек. Прыжки следует чередовать с общеразвивающими упражнениями.
7. Бег с забрасыванием голени назад. 3 раза по 10 сек. Отдых 15 сек.
8. Ускорения 3-4 раза по 20 м (можно выполнять ускорения и по 10 м, но их количество должно быть в два раза больше). Отдых не менее 20 сек.
9. Челночный бег 3х10 м 2-3 раза. Упражнение проводить в виде эстафеты.
10. Прыжки с высоты 40-60 см. 6-8 раз.
11. Прыжки на маты - высота 40-50 см, толкаясь обеими ногами. Прыгнуть на препятствие и тут же соскочить в и.п. 6-10 раз.
12. На гимнастической скамейке, стуле или других предметах лежа на бедрах лицом вниз, руки за головой, ноги закреплены – поднимание туловища. 8-10 раз. 2 подхода.
13. То же, но лежа лицом вверх, руки за головой, ноги закреплены – наклон, касаясь головой колен. 8-10 раз. 2 подхода.
14. В упоре лежа на стуле сгибание и разгибание рук. 2 раза. 10-12 движений в каждом подходе.
15. И.п. – сед. 1- поднять согнутые ноги, колени к подбородку; 2 - выпрямить ноги, 3 – повторить положение 1; 4 – и.п. 10-12 раз.
16. И.п. – сед. 1 – поднять прямые ноги под прямым углом;2 – и.п. 12-14 раз.
17. Задание (серия): 25 прыжков на месте на обеих ногах в быстром темпе + 15 быстрых приседаний + 15 прыжков на месте. Задание повторить 2 раза. Отдых между повторениями 2 мин. В это время можно предложить учащимся выполнить вращения туловищем, наклоны и др.
18. Прыжки в длину с места. 12 прыжков.
19. Прыжки в длину с места поточно (не останавливаясь). Выполнить не менее 5 прыжков. 2-3 раза. Отдых 20 сек.
4 класс.
1. Длительный бег до 8-10 мин.
2. Бег с высоким подниманием бедра:
а) на месте 3-4 раза по 10-12 сек.;
б) на месте у опоры 3-4 раза по 10 сек.;
в) с продвижением вперед на 10-12 м. Следить за правильным выполнением движений;
г) с продвижением вперед и последующим ускорением до 12 м. 3 раза.
Отдых между повторениями 15-20 сек.
3. Прыжки с ноги на ногу (бег прыжками). 4 раза по 8-10 м. Отдых между повторениями 15 сек.
4. Прыжки на одной ноге (правой и левой) с продвижением вперед. 3 раза по 15 м на каждой ноге.
5. Прыжки на обеих ногах с продвижением вперед. 4- раза по 10м. Отдых между повторениями 30 сек.
6. Прыжки через короткую скакалку 4 раза по 40 сек. Отдых 40-60 сек.
7. Бег с забрасыванием голени назад. 4 раза по 15 сек.
8. Ускорение. 4 раза по 30 м (можно 12 раз по 10 м).
9. Старты из различных исходных положений (сидя, лицом вперед, спиной вперед, лежа, из упора присев и т.д.). 8-10 стартов.
10. Челночный бег 4х10 м. 3 раза. Отдых 1,5-2,0 мин.
11. Прыжки на препятствие высотой до 60 см. Можно на гимнастическую скамейку. Наскочить – соскочить вперед – повернуться кругом и повторить упражнение. 15 раз.
12. Повторить задание 2-3 классов (упр.12).
13. Повторить задание 2-3 классов (упр.13).
14. Упражнение из комплекса для 2-3 кл. (упр.14.). 2 раза, но 12-15 движений.
15. Повторить задание 2-3 кл.(упр.15). 15 раз.
16. Повторить задание 2-3 кл. (упр.16).
17. Задание (серия): 30 прыжков на месте + 20 приседаний в быстром темпе + 30 прыжков на месте. 2 раза. Отдых 2-3 мин.
18. Прыжки в длину с места поточно (не останавливаясь). Сделать не менее 5 прыжков. 3-4 раза. Отдых 20 сек.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ.
1. Приседания для развития силы ног, общей и силовой выносливости. 1-2 классы. И.п. – о.с. 1- присесть, руки вперед; 2 - и.п. Учитывается общее количество приседаний. Первоначальный результат необходимо улучшить к следующему уроку; 1 класс – на 10 раз; 2 класс – на 20 раз; 3-4 классы. И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 – присесть, руки вперед; 2 – и.п.; 3 класс – учитывается общее количество приседаний; улучшить на 10 раз; 4 класс – учитывается количество приседаний за 30 сек.; улучшить на 3 раза.
2. Прыжки вверх с поворотом для развития ловкости, координации движений. 1-2 классы. Прыжок на 180 градусов на точность приземления. 3-4 классы. Прыжок на 360 градусов на точность приземления.
3. Броски мяча вверх обеими руками дляч развития быстроты движений, ловкости рук, координации движений. 1-2 классы. И.п. – мяч внизу. Бросить мяч вверх и поймать перед собой обеими руками. На второе полугодие – то же, но после броска выполнить хлопок за спиной, поворот кругом. Учитывается количество бросков без потери мяча.
4. Прыжки со скакалкой для развития координации движений, силы ног, прыгучести, общей и силовой выносливости . И.п. – ноги вместе. 1. Скакалка вращается вперед. 1-2 классы. Учитывается общее количество прыжков. 1 класс - улучшить на 20 раз, 2 класс – на 30 раз. 3 – 4 классы. Учитывается количество прыжков за 30 сек.: 3 класс – улучшить на 4 раза, 4 класс – на 4 раза.
5. Поднимание туловища из положения лежа на спине для развития мышц брюшного пресса, силовой и общей выносливости. 1 – 2 классы. И.п. – руки на поясе, ноги закреплены. Учитывается общее количество подниманий. 1 класс – улучшить на 5 раз, 2 класс – на 10 раз. 3-4 классы. И.п. – руки на грудь, взяты за локти. 3 класс. Учитывается общее количество подниманий. Улучшить на 5 раз. 4 класс – на 15 раз.
6. Поднимание прямых ног из положения лежа на спине до угла 90 градусов для развития мышц брюшного пресса, гибкости, общей и силовой выносливости. 1 -2 классы. И.п. – руки произвольно.
Учитывается общее количество подниманий. Улучшить на 10 раз. 3-4 классы. И.п. – руки произвольно. Учитывается количество подниманий за 20 сек. Улучшить на 3 раза.
7. Наклоны вперед для развития гибкости, равновесия ,общей выносливости. 1-2 классы. И.п. – ноги на ширине плеч, руки внизу. 1 – наклон вперед, коснуться руками пола, 2 – и.п.. Учитывается общее количество наклонов и качество выполнения (касание пола пальцами, кулаками или ладонями, отсутствие нарушений структуры движений). Время выполнения 30 сек. Улучшить на 3 раза. 3 – 4 классы. Учитывается количество наклонов за 40 сек. и качество выполнения. Улучшить на 3 раза.
8. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа для развития силы рук, укрепления мышц брюшного пресса, спин, ног, развития силовой и общей выносливости. 1 класс. И.п. – упор лежа на бедрах. Учитывается общее количество раз. Улучшить на 3 раза. 2 класс . И.п. – руки на двух стульях. Учитывается общее количество раз. Улучшить на 3 раза. 3 – 4 классы. И.п. – руки на опоре высотой 30-35 см. Учитывается общее количество раз. Улучшить на 5 раз.
9. Прыжки вправо, влево для развития ловкости, чувства ритма, выносливости. 1 – 2 классы – прыжки через линию. Учитывается общее количество прыжков. Улучшить на 10 раз. 3-4 классы – прыжки из квадрата в квадрат. Учитывается общее количество прыжков за 30 сек. Улучшить на 4 раза.
10. Броски в стену и ловля мяча на расстоянии 2 метров для развития быстроты движений, ловкости, силы. 1-2 классы. И.п. – мяч в правой (левой) руке. Бросить мяч с стену и поймать его после отскока обеими руками. Учитывается количество без потери мяча. На второе полугодие – то же, на с поворотом кругом.
11. Переход из упора присев в упор лежа для развития общей выносливости, укрепления мышц рук, ног, спины, брюшного пресса. 1-2-3 классы. Учитывается общее количество повторений. Улучшить на 10 раз. 4 класс. Учитывается общее количество повторений за 30 сек. Улучшить на 3 раза.
12. Подтягивание для развития силы рук, укрепления брюшного пресса, мышц груди и спины. Мальчики подтягиваются из виса, девочки – из виса лежа. Во всех классах учитывается количество подтягиваний. Улучшить результат на один раз.
А ЕСЛИ ПОПРОБОВАТЬ ТАК?
Методические рекомендации при подготовке к тестированию по ОФП
На уроке нет мелочей. Все, что на нем происходит, отражается на наших учениках: заинтересовывает их, зовет к творческой деятельности, вынуждает с сожалением покидать спортивный зал или, наоборот, раздражает, навевает скуку, заставляет ждать, когда же, наконец, урок закончится. Одна из кажущихся мелочей – приход учащихся в спортивный зал и уход из него. Ведь и эти детали урока можно сделать интересными, необычными для ребят. И задачу они в силах решать ту же, что была поставлена на уроке. Поэтому я хотела бы предложить в младших классах начинать и заканчивать уроки в зале такими заданиями:
пролезть под гимнастической скамейкой;
получить от учителя мяч и вернуть его обратно (из рук в руки, с отскоком от пола, по полу, и т.п.);
войдя в зал, найти спрятанные в зале мячи ( по количеству учащихся; если спрятать на один мяч меньше, то оставшийся без мяча становится первым водящим в подвижной игре);
пробежать через обруч, установленный перпендикулярно в дверях;
преодолеть путь до двери, прыгая из одного обруча в другой;
пройти, не задев ни одну из палок, хаотично положенных в зале;
отгадать загадку;
назвать имя друга;
изобразить любую или заданную зверушку;
прочитать считалку, придуманную дома с родителями;
проделать путь из двери до противоположной стены зала или до двери, играя в чехарду, пролезая друг у другу между ног, взявшись друг с другом за руку;
выполнить определенное количество прыжков через скакалку;
назвать число выполненных на уроке подтягиваний, отжиманий и подобных им упражнений.
Естественно, кроме этих заданий можно придумать еще многие другие. Думается, что в начале урока это будет лучше нацеливать ребят на предстоящую работу, будет сразу же их вводить в атмосферу занятий, а по окончании урока станет звучать как последний аккорд, приглашающих ребят вскоре посетить спортивный зал в следующий раз. |