В основу программы для учащихся, нуждающихся в корригирующей гимнастике, положены программа физического воспитания для учащихся средней школы и программа для школьников, отнесенных к специальной медицинской группе, а также программа физическою воспитания с оздоровительной направленностью.
Целью корригирующей гимнастики в школе является коррекция отклонений здоровья и физическою развития учащихся.
Достижение цели обеспечивается решением следующих основных задач, направленных на
-
укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;
-
повышение физиологической активности органов и систем организма учащихся, ослабленных заболеванием;
-
повышение физической и умственной работоспособности;
-
приобретение знаний об организме человека, профилактике и возможном исправлении отклонений в здоровье;
-
формирование у обучающихся навыков здорового образа жизни;
-
формирование потребности к занятиям физическими упражнениями, ответственности за свое здоровье.
Программа рассчитана на обучающихся 1–11 классов, отнесенных по заключению врача к подготовительной и специальной медицинским группам с рекомендацией занятиями корригирующей гимнастики.
По приказу директора школы комплектуются группы для занятий, где учащиеся объединяются по возрасту или диагнозу на основании заключения врача. Содержание программы предполагает двухразовые в неделю занятия в группе по одному часу каждая, веет о 68 часов в г од.
Рекомендуется создать благоприятные условия для проведения занятий босиком, в облегченной одежде, со специальными ковриками или простынками для выполнения упражнений на полу.
Основу учебного материала составляют теоретические сведения об организме человека, закаливании, самоконтроле, влиянии физических упражнений на организм, профилактике и способах коррекции отклонений в здоровье; практическое применение гимнастики, формирующей осанку, упражнения для профилактики и исправления плоскостопия.
Прогнозируемые результаты применения программы заключаются в возможном исправлении отклонений, в первую очередь, опорно-двигательного аппарата, и переводе учащихся впоследствии в основную медицинскую группу на основании результатов очередного медосмотра.
Программа по корригирующей гимнастике для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Учебно-тематический план
№ |
Наименование разделов и тем |
Общее количество |
В том числе: |
|
|
|
Теоретических |
Практических |
|
Основы знаний |
7 |
7 |
|
1 |
Здоровье и физическое развитие человека |
1 |
1 |
|
2 |
Оценка собственного здоровья |
1 |
1 |
|
3 |
Влияние физических упражнений на организм человека |
1 |
1 |
|
4 |
Азы массажа и самомассажа |
1 |
1 |
|
5 |
Закаливание и здоровье |
1 |
1 |
|
6 |
Питание и здоровье |
1 |
1 |
|
7 |
Образ жизни как фактор здоровья |
1 |
1 |
|
|
Общая физическая подготовка |
10 |
|
10 |
|
Специальная физическая подготовка |
|
4 |
47 |
1 |
Формирование навыка правильной осанки |
17 |
1 |
16 |
1.1 |
Комплексы упражнений для создания естественного мышечного корсета |
7 |
|
7 |
1.2 |
Растяжение и развитие подвижности позвоночника |
3,5 |
|
3,5 |
1.3 |
Упражнения в равновесии |
2,5 |
|
2,5 |
1.4 |
Тренировка основных исходных положений и развитие "мышечно-суставного чувства” |
3 |
|
3 |
2 |
Повышение тонуса и укрепление мышц свода стопы и мышц голени |
9 |
1 |
8 |
2.1 |
Комплексы упражнений в различных и.п. |
3 |
|
3 |
2.2 |
Комплексы упражнений в движении |
3 |
|
3 |
2.3 |
Упражнения с применением предметов |
2 |
|
2 |
3 |
Дыхатeльная гимнастика |
4 |
0,5 |
3,5 |
4 |
Самомассаж биологически активных точек |
2 |
|
2 |
5 |
Упражнения в расслаблении |
3 |
|
3 |
6 |
Гимнастика для глаз |
2 |
0,5 |
1,5 |
7 |
Индивидуальная коррекция отклонений опорно-двигательного аппарата |
14 |
1 |
13 |
|
|
|
В течение года |
Итого часов: |
68 |
11 |
57 |
Распределение часов на разделы и темы условно, т.к. в большинстве занятий предусмотрено содержание теоретического и практическою материала, упражнения и комплексы упражнений различных разделов и тем в одном занятии.
Содержание программы
Основы знаний.
1. Здоровье и физическое развитие человека.
2. Оценка собственного здоровья.
3. Влияние физических упражнений на организм человека.
4. Азы массажа и самомассажа.
5. Накаливание и здоровье.
6. Питание и здоровье.
7. Образ жизни как фактор здоровья.
Общая физическая подготовка.
1. Развитие координационных способностей:
– ОРУ без предметов в сочетании с ходьбой и бегом;
– варианты челночного бега;
– подвижные и спортивные игры;
– упражнения на быстроту и точность реакции.
2. Развитие скоростных способностей:
– эстафеты, старты из различных исходных положений;
– бег с ускорением.
3. Развитие силовых способностей:
– лазания по канату, гимнастической стенке;
– упражнения в упорах;
– упражнения с гантелями, набивными мячами.
4. Развитие выносливости:
– бег с препятствиями;
– подвижные игры;
– круговая тренировка.
5. Развитие гибкости:
– ОРУ с повышенной амплитудой движения, на растягивание;
– упражнения с партнером.
6. Физические упражнения прикладного характера.
Основные движения включают способы передвижения (ползание, ходьба, бег, прыжки, метания, лазание), используемые в естественных условиях.
Упражнения в ходьбе усложняются за счет соблюдения правильной осанки, сочетания ходьбы с дыханием, включения различных вариантов передвижения: на носках, на пятках, наружном и внутреннем краях стопы, с перекатом с пятки на носок, высоким подниманием бедра, полуприседе.
Бег на месте, с переменным темпом, на носках, с высоким подниманием бедра, широким шагом, с препятствиями и т. д.
Варианты лазания (ползание, перелезание, подлезание и пролезание) способствуют развитию мышц туловища и конечностей при наименьшей статической нагрузке на позвоночный столб.
Специальная физическая подготовка
1. Дыхательные упражнения – гимнастические упражнения, с произвольным видоизменением характера или продолжительности дыхательного цикла, сочетание статических и динамических нюхательных упражнений:
– упражнения для овладения полным дыханием;
– для овладения смешанным типом дыхания;
– для развития носового дыхания.
2. Корригирующие упражнения – это специальные гимнастические упражнения, способе жующие устранению отклонений опорно-двигательного аппарата. Коррекция достигается подбором исходных положений, при которых распределение мышечного тонуса, сохраняющего принятую позу, способствует выравниванию имеющейся деформации. Коррекция обеспечивается также строго ограниченным воздействием мышечной тяги на патологически измененный участок опорно-двигaтeльного аппарата.
1) Упражнения для формирования естественного мышечного корсета:
– упражнения для укрепления поверхностных мышц спины;
– упражнения для глубоких мышц спины;
– упражнения для мышц, удерживающих лопатки в правильном положении;
– для растяжения передних связок поясничного отдела позвоночника и мышц поясничной области;
– для укрепления прямых и косых мышц живота;
– для укрепления мышц-разгибателей и растяжения мышц-сгибателей тазобедренных суставов и т.д.
Эти упражнения применяются с целью развития силы и статической выносливости мышечных групп, которые обеспечивают функцию прямостояния (мышцы стопы, голени, сгибатели бедра, разгибатели позвоночника) и мышечных групп, не имеющих ведущей роли в сохранении прямостояния (мышцы брюшного пресса, плечевого пояса, шеи). Упражнения для укрепления "мышечного корсета” целесообразно выполнять с отягощениями: гантелями, набивными мячами, резиновыми бинтами.
2) Упражнения на активное и пассивное растяжение позвоночника (в положении сидя, лежа, стоя):
– для растягивания мышц шеи и затылка;
– мышц спины и передней стенки живота;
– мышц грудной клетки;
– мышц, участвующих в боковых наклонах туловища;
– мышц рук и ног.
3) Упражнения для развития подвижности во всех отделах позвоночника (наклоны и повороты туловища в стороны, ползание и т.д.):
– упражнения, вытягивающие позвоночник;
– для растягивания мышц груди в положении сидя;
– упражнения в самовытяжении.
4) Тренировка основных исходных положений.
5) Упражнения на развитие "мышечно-суставного чувства” (упражнения у вертикальной смены, стоя перед зеркалом).
6) Упражнения для укрепления мышечно-связочного аппарата стопы.
3. Упражнения в равновесии направлены на тренировку вестибулярного аппарата и позных реакций. Они выполняются при умеренной площади опоры, изменениях положения головы и туловища, в стойке на одной ноге, поворотах и т. д. Эти упражнения так же способствуют улучшению координации движений, воспитанию и закреплению навыка правильной осанки.
4. Упражнения на расслабление – это гимнастические, активно выполняемые упражнения с максимально возможным снижением тонического напряжения мускулатуры. Упражнения на расслабление мышц играют чрезвычайно важную роль в воспитании правильной осанки. Они способствуют уменьшению чрезмерного напряжения мышц, снимают утомление, вызванное однотипными упражнениями, способствуют улучшению крово- и лимфотока в перенапряженных мышцах.
Требования к учащимся
1. Знать о влиянии упражнений на организм, их назначении.
2. Знать о правилах питания и закаливания.
3. Осознанно выполнять комплексы специальных упражнений (по заболеванию).
4. Уметь выполнять простейшие приемы самомассажа.
Методическое обеспечение программы
Теоретический материал программы лучше давать темами, сообщение знаний организовывать в форме бесед (групповых или индивидуальных) до, после или в процессе выполнения двигательной деятельности.
Практические упражнения объединяются в комплексы, которые периодически изменяются, обновляются; широко применяются упражнения с использованием различных предметов и снарядов.
В формировании правильной осанки играет большую роль равномерность тонуса мышц передней и задней поверхности бедер, туловища, плечевого пояса, а также тонкое восприятие ощущений от положения тела и отдельных его частей. Последнее достигается с помощью упражнений у вертикальной стены, стоя перед зеркалом (развитие "мышечно-суставного чувства”), упражнений с удержанием груза на голове и упражнений в равновесии. Упражнения в наружных выгибаниях с успехом могут быть применены для укрепления мышц спины у школьников среднего и старшего звена. Чтобы противодействовать поясничному изгибу, следует чередовать сокращение и растягивание мышц, а после напряженного выгибания несколько раз выполнить глубокий наклон вперед. Для младших школьников, в первую очередь, нужно рационально подобрать физические упражнения, которые бы "разгрузили” позвоночник, т.е. в большей мере принимать исходные положения, изменяющие направление силы внутрибрюшного давления и силы тяжести самих органов (положения с приподнятым тазом, коленно-локтевое, коленно-ладонное, лежа на спине или животе).
Укрепляя мышцы спины, нельзя забывать о мышцах живота: брюшной пресс имеет большое значение в поддержании правильной осанки. Большое значение имеет и воспитание у тетей на уроке и дома мышечно-суставных ощущений положения тела и отдельных его частей, степень напряжения и расслабления мышц в покое и в движении, что приобретается посредством многократного положения тела: лежа, сидя, стоя, проверкой этих положений у стены, гимнастической стенки, у зеркала на каждом занятии. Также ставится задача развития у детей самоконтроля и взаимоконтроля, что требует от них сознательного отношения и мобилизации внимания. Хорошо усваивается навык правильной осанки в играх, большое значение имеют упражнения в равновесии. В целях более совершенного овладения напряжением и расслаблением отдельных групп мышц рекомендуются упражнения с удерживанием груза на голове.
Целесообразно некоторые упражнения давать индивидуально как домашние задания.
При проведении занятий должны быть учтены особенности организма учащихся, его пониженные функциональные возможности, также то, что в группе могут быть ученики с различным диагнозом. Поэтому индивидуальный подход должен быть одним из основных принципов организации занятий.
|