РАЗДЕЛ 1. История становления и развития авторской песни.
Тема 1. Истоки авторской песни. (1час)
Барды в истории нашей страны: гусляры, лирики, былинный певец- сказатель Садко, «Слово о полку Игореве». Единство слова и музыки. Виды авторских песен: русская лирическая песня, городская песенная лирика (В. Трутовский), романс (О. Куловский, А. Алябьев), революционные песни (К. Рылеев, А. Бестужев).
Расцвет авторской песни, как жанр массовой культуры 20 века.
«Последнее письмо» (А. Вертинский), «Пока не выгорел дотла» (В. Туриянский).
Тема 2. История становления и развития авторской песни. (1 час).
Расцвет современной авторской песни.
Влияние событий конца 1950-х начало 60-х годов на творческий подъём среди деятелей искусств.
Первые барды – исполнители: А. Якушева, Ю. Визбор «Милая моя», Б. Окуджава. Тематика бардов 1960-х В. Берковский «Свежий ветер», А. Круп «Сто дорог».
Тема3. Особенности жанра авторской песни: мелодичность языка, опевание тона, включение речитатива и декламации. (1час)
Отличительные особенности бардовской песни: правдивость, открытость, высота нравственных критериев.
Понятие авторской песни (В. Высоцкий)
Широта тематического диапазона: единство текста, музыки и сценической зримости образов. Ю. Визбор «Милая моя».
Тема 4. Авторская песня. Слёты и фестивали. (1час).
Движение любителей самодеятельной песни.
Гимн клубов любителей песен Б.Окуджава «Союз друзей».
Его основная идея: дружба, единство, братство.
Фестивали авторской песни. (Тушинские фестивали). Р. Ченборисова «Люди идут по свету», А. Городницкий «Атланты».
Тема 5. «Они были первыми…» (4 часа).
Авторская песня Б. Окуджавы. Основоположение движения авторской песни: жизнь, символы и творчество. Мастер лирики Б. Окуджава «Нам нужна одна победа», «Пожелание», «Союз друзей».
Авторская песня В. Высоцкого: поэта, композитора и актёра. Жизнь и творчество. Основные идеи песен: «Если друг оказался вдруг», «На братских могилах», «Прощание с горами».
Ю. Визбор – защитник жанра студенческой и туристической песни. Творческий портрет. Ю. Визбор как личность. Патриотизм и любовь к Родине, основные идеи творчества Ю. Визбора.
Александр Галич – один из классиков жанра авторской песни: жизнь, творчество и трагический конец. Главная идея – борьба со злом по средствам сатиры, юмора, протеста, иронии и сарказма.
В. Высоцкий – продолжатель тем и образов, созданных А. Галичем «Литераторские мостики», «Ошибка», «Старательский вальсок».
Контрольный урок – концерт.
РАЗДЕЛ 2.
«Семь цветов радуги: тематический спектр бардовской песни». (7часов)
Тема 1. Красный цвет авторской песни. (1час).
Введение: семь цветов радуги – семь переживаний, чувств.
Понятие индивидуальной цветовой ассоциации.
Тематика авторской песни красного цвета – героизм, гражданственность и средство их выражения. Ю. Визбор «Вот это для мужчин», «Серёга Санин», А. Городницкий «Атланты».
Тема 2. Зелёный цвет авторской песни. (1час).
Единство человека – природы – любви.
Зелёный цвет в радуге: чувство любви к природе, её красота. Волшебные образы природы в бардовской песне: песни – картины, песни – раздумья, разговор человека с природой. Элементы романтики в «зелёных песнях» бардов. А. Городницкий «Паруса Крузенштерна», С. Крылов «Зимняя сказка», Н. Матвеева «Реченька», А. Якушева «В речке маленькой».
Тема 3. Чистое голубое небо прозрачная голубизна чувств в песнях барда. (1 час).
Понятие голубого цвета радуги: прозрачности любви, средства её выражения в бардовской песне. Мотивы появления песен о любви. Выход в свет сборников: В. Высоцкий «Я поля влюблённым постелю…», Б. Окуджава «Её величество – женщина». Высокая духовность песен о любви: уважение, восхищение, нежность, благородство. Ю. Визбор «Ты у меня одна».
Тема 4. Свет, мечта, солнце – это жёлтый цвет авторской песни. (1час).
Понятие мечты, фантазии, стремление к новому, к неизвестному; романтика странствий в «жёлтых» песнях бардов.
В. Смиренский «Песенка про Александра Грина», Н. Матвеева «Страна Дельфинария», М. Трегер «Песенка Битт-Боя».
Тема 5. «… искать ровесников следы.
… на четверть века старше нас».
«Фиолетовые» песни бардов. (2 часа).
Великая Отечественная война: «Никто не забыт, ничто не забыто».
Главные идеи песен: мужество воинов, героизм тыла, блокада Ленинграда. Трагизм войны и радость победы. Понятие фиолетового цвета радуги: печаль, скорбь, утрата. Средства выражения в музыке. Афганистан и Чечня: проклятие войне – злу, светлая надежда на будущее.
О. Митяев «Октябрь», Б. Окуджава «До свидания, мальчики», А. Круп «Ровесников следы».
Тема 6. «Синие набегают слёзы горькие». (Матвеева Н.)
Понятие синего цвета в радуге: воспоминание, чувство тоски об ушедшем, о прошлом.
Песни – воспоминания, песни – память: их особенности, средства выражения чувств.
Вихорев В. «Обелиск, Ладога», «На фронт трамвай уходил»,
Туриянский В. «когда вечернею порой»,
Швангин – Березовский Г. «Пройдёт ещё, наверно, много лет».
Тема 7. «Оранжевые» песни в творчестве бардов. (1 час).
Понятие оранжевого цвета в радуге: сила, добро, щедрость и свобода человека.
Особенности: способность человека шутить над собой, юмористичность раскрытия тем. Васильев Г. «Вечный думатель», Высоцкий В. «Песенка про жирафа», Визбор Ю. «Передовики», Ким Ю. «Рыба – кит».
Контрольный обобщающий урок по теме: «Семь цветов радуги: тематический спектр бардовской песни». (1 час).
Для решения поставленных задач в изучении курса авторской песни применяются самые различные формы и методы, которые мотивируют учащихся к активному слушанию, познанию изучаемого материала, а также обеспечивают наибольшую эффективность и оптимальность его восприятия.
- Активное слушание музыки; - Создание интонационно – образных картин; - Диалог: учитель – ученик; - Суждение, размышление, выводы; - Анализ: выделение особенного; - Работа с понятиями; - Работа с приёмами исполнения; - «Перевод» песен в рисунок; - Создание воображаемых образов; - Оценка мира песен по законам красоты; - Создание ассоциативных образов в цвете и музыке, выразительное исполнение песен – размышлений, песен – картин, песен – разговоров; - Нравственное суждение: рецензия; - Ассоциация цвета и музыки; - Эссе; - Анализ, суждение, умозаключение; - Утверждение « собственного – Я »; - Музыкальная драматургия, собственная оценка.
После каждой темы планируется проведение контроля в следующих формах:
- Понятийный диктант; - «Угадай мелодию» (определение авторской песни); - Домашнее задание: мини – сочинение; - Музыкальный тест на виды песенных жанров и их особенностей; - Краткая запись по алгоритму: 1) этап, годы; 2) содержание этапа; 3) личности – песенники. - Тест на знание, умения, навыки (с выбором ответа); - Выразительное исполнение авторских песен; - Рецензия «Авторская песня – средство нравственного воспитания молодёжи»; - Рассказ учащихся о жизни, творчестве, основных идей, символов, песни; - Суждение о песне – размышление и аргументация в исполненных песнях; - Нарисовать рисунки по тематике песен с выражением главной идеи и определить специфику исполнения; - Составить оценку песни по критериям красоты; - Выставка мини – сочинений и рисунков; - Музыкальный тест «Музыка и цвет»; - Эссе; - Выразительное исполнение и объяснение ассоциативных художественно – музыкальных образов; - Описание картины – песни.
ПОНЯТИЙНЫЙ СЛОВАРЬ
БЫЛИНЫ – русская народная эпическая песня – сказание о богатырях;
БАРДЫ – у древних кельтов: певец – поэт;
ГУСЛЯР – народный певец, играющий на гуслях;
ГИМН – торжественная песня;
ГРУШИН ВАЛЕРИЙ – бард, в честь которого с 1967 года названы фестивали авторской песни;
ДЕКЛАМАЦИЯ – выразительное чтение, произношение;
ЖАНР – вид музыкальных произведений. В данном случае эпический, лирический;
КОМИЗМ – смешной, забавный;
ЛИРИКА – род поэтических произведений, выражающих чувства и переживания;
ЛАУРЕАТ – человек, удостоенный особой премии в области искусства;
ДРАМАТИЗМ – напряжённость действия;
ОПТИМИЗМ – бодрое и радостное мироощущение, при котором человек верит в будущее, успех;
РОМАНС – небольшое лирическое музыкально – поэтическое произведение;
РЕЧИТАТИВ – напевная речь в вокально-музыкальном произведении;
РОМАНТИКА – направление в искусстве, проникнутое оптимизмом и стремлением показать в ярких образах высокое назначение человека;
САТИРА – обличающее, бичующее осмеяние;
СЛЁТ – массовое собрание прибывших из разных мест любителей и участников бардовской песни;
САМОДЕЯТЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ – непрофессиональная исполнительская деятельность.
ТРАГИЗМ – потрясающее событие, тяжкое переживание.
ФАНТАЗИЯ – способность к творческому воображению.
ФИЛОСОВ – человек, который разумно, рассудительно относится ко всем невзгодам, явлениям жизни.
ФЕСТИВАЛЬ – широкая общественная встреча, сопровождающаяся смотром каких-нибудь видов искусства.
ФОЛКЛОР – народное творчество, совокупность обрядовых действий.
ЭКСТРИМ – необычное по трудности, сложности действие.
ЭПОС – произведения народного творчества – героические сказания, песни.
ЭЛЕГИЯ – музыкальная пьеса скорбного характера.
Методическое обеспечение.
№ |
Автор |
Название песни |
Обеспечение |
1 |
Трегер М. |
«Песенка Битт-Боя» |
Аудиокассета |
2 |
Туриянский В. |
«Когда вечернею порой» |
Аудио |
3 |
Туриянский В. |
«Пока не выгорел дотла» |
Аудио |
4 |
Окуджава Б. |
«Союз друзей» |
Аудио |
5 |
Визбор Ю. |
«Серёга Санин» |
Исполнение учителем |
6 |
Визбор Ю. |
«Вот это для мужчин» |
Аудио |
7 |
Терновский В. |
«Свежий ветер» |
Исполнение учителем |
8 |
Киреев А. |
«Подари мне рассвет» |
Исполнение учителем |
9 |
Митяев О. |
«Октябрь» |
Видеокассета |
10 |
Визбор Ю. |
«Распахнутые ветра» |
Аудиокассета |
11 |
Галич А. |
«Старательский вальсок» |
Исполнение учителем |
12 |
Матвеева Н. |
«Страна Дельфиния» |
Исполнение учителем |
13 |
Городницкий А. |
«Паруса Крузенштерна» |
Исполнение учителем |
14 |
Круп А. |
«Ровесников следы» |
Аудиокассета |
15 |
Анчаров М. |
«Песенка про А. Грина» |
Аудиокассета |
16 |
Вихорев В. |
«На фронт трамвай уходил» |
Аудио |
17 |
Вахнюк Б. |
«Песенка влюбленного туриста» |
Исполнение учителем |
18 |
Круп А. |
«Сто дорог» |
Аудио |
19 |
Крылов С. |
«Зимняя сказка» |
Исполнение учителем |
20 |
Ким Ю. |
«Рыба – кит» |
Исполнение учителем |
21 |
Загот А. |
«Песня о двух» |
Аудио |
22 |
Миляев В. |
«Весеннее танго» |
Исполнение учителем |
23 |
Окуджава Б. |
«Пожелание» |
Исполнение учителем |
24 |
Окуджава Б. |
«До свидания, мальчики!» |
Исполнение учителем |
25 |
Визбор Ю. |
«Ты у меня одна» |
Исполнение учителем |
26 |
Визбор Ю. |
«Лесное солнышко» |
Исполнение учителем |
27 |
Ченборисова Р. |
«Люди идут по свету» |
Исполнение учителем |
Литература:
- В. Берковский, С.Никитин. «Папа, мама, гитара и я». Москва. Музыка. 1990 г.
- Л. Беленький. «Люди идут по свету». Москва. Физкультура и спорт. 1989 г.
- Л. Георгиев. «Владимир Высоцкий». Москва. Искусство. 1989 г.
- Н. Шантаренков. «В кругу друзей». Москва. АОЗТ РИФМЭ. 1995 г.
- Р. Шипов. «33 московских барда». АО Полигран. 1991 г.
- И. Михалёв. «Авторская песня. Слово музыка и гитара». Русский язык за рубежом.1989 г.
- А. Крылов, В.Новиков. «Антология авторской песни». Русская речь. 1989 г.
- И. Михалёв. «Авторская песня». 1989 г.
|