Задачи урока: формировать культуру слушателя; дать понятие о выразительных и изобразительных интонациях; познакомить с тембром, его ролью в создании характера, образа; воспитывать в детях положительные черты характера.
Материал к уроку: Д. Кабалевский «Три подружки», М. Мусоргский «Балет не вылупившихся птенцов».
Ход урока:
Вход под музыку марша Э. Грига.
Ученики определяют, под какую музыку вошли в класс, определяют ритм, прохлопывают его, повторно прослушивают с целью подготовки к инструментальному сопровождению.
- Какая здесь интонация? /песенная и маршевая/
1. На предыдущих уроках мы с вами установили, что если нам чего-то хочется, то лучше не говорить, а петь. И музыки нет там, где нет чувства и слова «очень». Музыка там, где очень радостно или очень грустно. Музыка не рождается из обыкновенности, из скуки, серости. Поэтому воспринимает ее тот, кто умеет очень чувствовать, очень радоваться, очень удивляться, очень печалиться.
Интонации бывают выразительные и изобразительные.
Выразительные интонации показывают внутренний мир человека, его чувства, настроение, мысли.
Ученикам предлагается рассмотреть маски и определить чувства, которые выражены на этих масках.
Изобразительные помогают создать музыкальный образ. Это шумы, шаги, движения человека и др.
Прослушайте пьесу Кабалевского «Три подружки» (в исполнении фортепиано) и скажите, в какой последовательности нужно поставить портреты девочек?
- Какая девочка вам больше нравится?
- Какие недостатки вы находите в себе?
- Какие интонации нам рисуют характеры девочек?
Учитель показывает две картинки: нарисованную простым карандашом и цветную.
- Чем отличаются эти картинки?
- Какая из картинок вам больше нравится? Почему?
И в музыке существует окраска звука, которая называется тембром.
У каждого инструмента свой тембр.
Показ инструментария:
Игра 1 – вы композиторы, вам нужно изобразить в музыке:
1/ шум улицы прошлого века
2/ шорохи ночного леса
3/ заколдованный замок
4/ звуки зоопарка.
Игра 2 – подобрать инструментарий к картинкам.
- Сейчас мы еще раз прослушаем пьесу «Три подружки», после чего вы скажете, какое исполнение более выразительно показало образы девочек (на фортепиано или в исполнении оркестра).
- Какие инструменты звучат? Подберите соответствующие карточки с их изображением.
1/ резко, крикливо, сердито (резкие движения, крик)
2/ нежно, певуче, жалостно (капли слез)
3/ легко, быстро, шутливо (веселое настроение, смех).
- Что они изображают?
Обобщение.
Закрепление: Мы с вами разобрались, какие бывают интонации. А сейчас вы услышите произведение, по которому постарайтесь определить:
1/ какие здесь выразительные интонации (т.е. чувства)
2/ что и кого на ваш взгляд изобразил композитор музыкой? (писк, трепет неокрепших крыльев, суетность; подбор карточек зверей и птиц).
Высказывания детей.
- Это произведение называется «Балет не вылупившихся птенцов». Балет – это значит танец. Написал его М.П.Мусоргский – известный русский композитор. Однажды Мусоргский был на выставке картин своего друга Гартмана. Картины очень понравились композитору, и он к каждой картине написал музыку. Получился альбом музыкальных пьес, которые композитор назвал «Картинки с выставки». Дома, ребята, попытайтесь нарисовать к этой музыке рисунок, передающий настроение и ваше представление к этой музыке.
2. Разучивание песни «Раз, два, три, четыре, пять».
- Прослушайте и расскажите, какие чувства выражены в пьесе?
- Подберите карточки в соответствии с характером. (хвастовство, самолюбование)
- Какая здесь главная интонация?
- Чему нас учит песня?
Театрализованное исполнение песни (по ролям).
Выполнение ритмического аккомпанемента.
Повторение песни «Грустная песенка о слоненке».
- Почему грустит слоненок?
- А у вас есть друзья?
- Какая интонация выражает грусть слоненка?
- А как художник на рисунке показал, что слоненок грустит?
Повторение песни «Кто дежурные?»
Итоги урока:
- С чем мы познакомились на уроке?
- Что узнали об интонациях?
- Что показывают изобразительные интонации?
- Как называется окраска звука?
- Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? |