Одной из важных задач всестороннего развития современной молодежи является воспитание музыкальной культуры. Восприятие музыки - сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Поэтому необходимо научить детей разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать их внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика и т. д.), различать музыкальные произведения по жанру, характеру.
В педагогической практике с этой целью все чаще стали применять музыкально-дидактические игры, которые, воздействуя на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом.
Вот несколько музыкально – дидактических игр, которые можно использовать на уроках музыки.
Сложи песенку.
Цель. Развивать у учащихся умение различать форму музыкального произведения (запев и припев), передавать структуру песни, состоящую из повторяющихся элементов в виде условного изображения.
Описание. Три – четыре кружка (красный, синий, зеленый, желтый) и такое количество прямоугольников (белого или темно – коричневого цвета ).
Методика применения. Учитель исполняет песню и просит определить, есть ли в ней запев и припев, сколько куплетов, сколько раз повторялся припев. После этого предлагается одному из учеников «сложить песенку» с помощью разноцветных фигурок: каждый новый куплет обозначить кружком какого-либо цвета, а припев – прямоугольником. Во время повторного исполнения песни ученик выкладывает геометрические формы в той последовательности, которая соответствует строению песни – чередованию запева и припева. Остальные учащиеся проверяют, правильно ли выложены формы.
Море.
Цель. Развивать у учащихся представление об изобразительных возможностях музыки, ее способности отображать явления окружающей природы.
Описание. Три карточки с изображением линий. Они условно передают различное состояние моря. На первой – линия, изогнутая на серо – голубом фоне – «море взволнованное», на второй – линия сильно изогнутая, фиолетовый фон – «море бушующее», на третьей – линия слабо волнистая, голубой фон – «море успокаивающееся, буря затихает».
Методика применения. Учащиеся слушают в записи вступление к опере «Садко», «Море» Н.А. Римского-Корсакого. После исполнения учащиеся делятся своими впечатлениями о характере музыки. Учитель вместе с учащимися обращает внимание на то, что композитор нарисовал яркую картину моря, показывая самые яркие его состояния; оно то взволнованное, то бушующее, то успокаивающееся. Затем учитель объясняет ребятам условные изображения, передающие то или иное состояние моря. Учитель предлагает еще раз послушать произведение и проследить, как изменяется характер музыки на протяжении звучания всей пьесы. Один из учащихся с помощью карточек показывает эти изменения, т.е. раскладывает карточки в той последовательности, которая соответствует развитию музыкального образа.
Узнай и сложи попевку.
Цель. Передавать ритмический рисунок знакомых попевок и узнавать по изображению ритмического рисунка ту или иную попевку.
Описание. Для этого используют прямоугольники разной длины, но одинаковой ширины. Длинные прямоугольники – красные – соответствуют долгим звукам, короткие – зеленые – коротким. И тех и других по 10 штук. Чередуя прямоугольники разной длины, можно условно изобразить ритмический рисунок знакомой мелодии, исполняемой учителем.
Методика применения. Разучивая вместе с учителем попевку, учащиеся с помощью карточек выкладывают ее ритмический рисунок, используя разные прямоугольники. Научившись выполнять это задание, ребята могут перейти к более сложному – узнать по выложенному учителем ритмическому рисунку знакомую попевку.
Лесенка – чудесенка.
Цель. Развивать у учащихся умение соотносить звуки по высоте, различать направление движения мелодии.
Описание. Карточка с изображением лесенки из семи ступенек. Каждая ступенька закрашена определенным цветом. Семь круглых фишек, соответствующих цвету ступенек лесенки.
Методика применения. Учитель исполняет на металлофоне знакомую детям попевку, затем предлагает поочередно «музыкальные загадки» : исполняет без слов первую фразу попевки, но не доигрывает последний звук, затем исполняет вторую фразу попевки, не доигрывая нижнего звука. Дети должны определить, какой из звуков попевки не был исполнен при движении мелодии вверх и при движении вниз. Определив его, они на соответствующую ступеньку кладут фишку того цвета, каким закрашена ступенька.
Выбери инструмент.
Цель. Развивать у учащихся представление об изобразительных возможностях музыки.
Описание. Набор маленьких карточек с изображением разных музыкальных инструментов. (инструменты симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов).
Методика применения. Учитель беседует с детьми о музыке, объясняя, что она может не только передавать разные чувства, но и рассказывать своими выразительными средствами о том, что встречается в жизни. Учащимся исполняют пьесы, в которых переданы характерные особенности звучания разных музыкальных инструментов. После прослушивания учащиеся должны выбрать карточки с соответствующим изображением инструмента.
|