Пояснительная записка.
Вам предлагается еще одна разработка урока по альтернативной технологии «Мастерская». Хотя технологии проведения мастерских разработаны хорошо, но есть еще перспективы в этом направлении. На пример: « Как внедрить эту технологию на уроках музыки? Какие возрастные категории учащихся лучше справляются с данной технологией? Можно ли технологию «Мастерских» использовать в младших классах? » На все поставленные вопросы можно ответить одним словом «ДА»! « Противопоказаниями применения мастерских является недостаточная подготовка педагогов в организации творческого процесса в классе» А.Колеченко,( стр.277 Энциклопедия Педагогических Технологий). Поэтому авторы разработки урока взялись за эту проблему и подобрали недостающий материал в помощь учителю, для облегчения подготовки к уроку.
Цель урока: Усвоение современных музыкальных стилей.
Задачи:
1.Научить ребят самостоятельно ставить проблему и решать ее.
2.Пробудить интерес учащихся к изучаемой теме через поисковую и творческую деятельность.
3.Воспитывать и прививать эстетический вкус у учащихся.
Тип урока : Развивающий.
Методы и формы: проблемно-поисковые + диалог.
План урока:
1.Организационный момент.(5мин.)
2. Новый материал
· Просмотр презентации «Поговорим о джазе» для погружения в тему урока.(5мин)
· Работа по группам (10 мин) , постановка проблемы выдвинутой учащимися. Первая группа работает с цитатами о ритме.
Вторая группа : с понятиями синкопа и акцентами в музыке.
· Слушание музыки А.Вивальди в трех вариантах и решение поставленной проблемы учащимися.(10 мин.)
· Слушание Ч.Паркера « В тиши той ночи» для закрепления пройденного материала.(5 мин)
3 Итог урока . Д\ задание (5мин.)
4 Рефлексия.(5 мин).
Ход урока.
Класс делится на две или три подгруппы в зависимости от количества учащихся. Учитель сообщает : «Сегодня у нас урок будет необычным. Класс становится мастерской, в которой ученики есть подмастерья, а учитель – мастер. Вы должны будете сами добывать знания , примерно так как это бывает в мастерских художников, где все подмастерья равноправно участвуют в создании одного дела, прибегая к помощи мастера в том случае ,если возникнут затруднения .О чем будет идти речь подскажет «Презентация – Поговорим о джазе»сделанная учителем музыки школы №67 Булавиной М.В.»
Во время просмотра презентации звучит музыка , знакомая уч-ся по прошлым урокам : Л Амстронга «Блюз» Ч Паркера «Моя старая любовь», Д. Гершвина « Рапсодия в блюзовых тонах»
Фаза индукции
Учитель: На каждом уроке мы должны узнавать что-то новое. Чтобы, что-либо узнать необходимо, поставить вопрос: «Что мы хотим знать?»
Определим проблему.На доске записываются вопросы
Джаз, что это? - музыка
Из чего состоит музыка, в частности Джаз? – дети перечисляют средства музыкальной выразительности
Из всех названных средств ,какое важнее для джаза?
Уч-ся останавливаются на ритме. И ставят проблему: « Какова роль ритма в джазе?»
Фаза «Работа с материалом»
Работа в группах.
1.
· Музыка имеет свой ритмический звуковой орнамент – рисунок. И создается он путем равномерного чередования звуков различной длительности.
З.Н.Бугаева «Веселые уроки музыки в школе и дома» Из.г.Догецк 2002г.
· Ритм – это уже музыка. Даже ,когда звуки не различаются по высоте.
Эмиль Финкельштейн «Музыка от А до Я»
· «Библия музыканта начинается словами: вначале был ритм».
Т.Науменко, Алиев .Учебник музыки 6-класс Москва 1999г
2.
· Синкопа –перенесение акцента с сильной доли на более слабую.
· Синкопа (греч.)- пропуск чего-либо.
· Синкопа переносит ритмический упор на слабую долю и этим создает ритмический перебой, вносящий в музыку напряженность ,острату.
Большая Советская Энциклопедия т 23.
3.
· Ритм (гречес) – мерное течение
· Порядок и симметрия – коренные свойства ритма.
Л.Михеева Музыкальный словарь в рассказах М-1986г.
Фаза « Социализация»
Вывод: узнали новое о ритме синкопа, закрепили это понятие через игру слов, переставляя ударение с первого слога на второй. Например: /О-ля, /О-ля или О-ля/, О- ля/.
Фаза «Работа с материалом»
Учащимся предлагается прослушать произведение А.Вивальди «Весна» из «Времен года» в трех вариантах.
1. Классический вариант
2 Современная обработка пьесы
3. Джазовая обработка
Фаза «Социализация»
Сравнивая услышанную пьесу в тех вариантах дети сами смогли проанализировать ее и обратить внимание на синкопы присущие джазу.
Закрепление пройденного. Прослушивание Ч.Паркера « В тиши той ночи».
Рефлексия.
1.Что узнали нового?
2. Что понравилось на уроке?
3. Что нет?
Д/задание. Раздаются детям два высказывания о джазе Вопрос : «Подумать ,почему такие разно- полюсные высказывания о джазе М.Горького и Д.Мийо? Кто из них прав?
1. «Вдруг в чуткой тишине начинает сухо стучать какой-то идиотский молоточек – 1,2,3,10,20 ударов. И вслед за ними, точно кусок грязи в прозрачную чистейшую воду падает дикий визг ,свист, вой. Рев, треск: вырываются нечеловеческие голоса, напоминая лошадиное ржание, раздается хрюканье медной свиньи, вопли ослов, любовное кваканье огромной лягушки. Весь этот оскорбительный хаос в бешеных звуках подчиняется ритму, едва уловимому, и , послушав эти вопли минуты две , начинаешь невольно воображать, что это играет оркестр безумных»
Воспоминание М.Горького о джазе в Америке
2. «В небольшом дансинге можно услышать, как негритянка поет в течение часа и более все одну и туже мелодию, полную захватывающей силы, такого же тонкого рисунка, как любой прекрасный классический речитатив. Ей аккомпанирует джаз – бенд, из которого струится постоянно обновляющий мелодический поток. Вариации разрастаются, почти достигая мощи симфонии. Здесь мы соприкасаемся с самыми первоистоками музыки, с той глубокой стороной человеческой души, которой она обязана своим происхождением. И эта музыка волнует не менее глубоко ,чем какое-нибудь всеми признанное гениальное художественное произведение Д.Мийо.
|