Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 09.05.2024, 03:19:00
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [190]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Музыкальный образ. Колокольные звоны
05.05.2009, 10:02:52
Этот урок составлялся долго. После исполнения песен Жанны Бичевской «Родник», «Мой духовный сад» и Дмитрия Белухина «Колокола» я обратила внимание на особый интерес ребят 6, 7, 8-х классов. Им интересно не только слушать, но и подпевать песни. Да, с ребятами надо говорить о чувствах души, о духовном, особенно сейчас, во времена нравственной бездуховности. Мой выбор пал на звон колоколов, где многое узнаешь и пропускаешь через душу и ощущения. Собирая материал я отбирала основное, но урок – ограничен и не все можно дать, что хочется. Я раскрываю виды колокольных звонов по теме: «Музыкальный образ». Ребята заинтересовались выполнением домашнего задания, разучиванием текста песни «Колокола», подбирали звон колоколов на металлофонах. В общем, интерес 7-х классов был заметен. Думаю, что материал заслуживает внимания. Вот что у нас получилось.
 

Цель: Знакомство с видами колокольных звонов, закрепление определения музыкального образа.

Задачи: 1. научить ребят определять музыкальный образ и виды колокольных звонов.

2. пробудить интерес к духовной музыке через слушание и исполнение колокольных звонов.

3. воспитывать чувства сопереживания, волнения, отклика на колокольные звоны.

                                      Эпиграф урока. «Много лет живете вы, колокола,

                                                                 Много знаете о жизни на Руси,  

                                                                            Много сможете, наверно, рассказать,

                                                                 Что нельзя забыть и что нельзя

                                                                                                      простить…»

                                                                         (Дм. Белухин «Колокола»)

 

Ход урока

1.     Вход. Приветствие.

2.     Слушание «Бом – бом - бом» Ж. Бичевская.

У: Мы продолжаем изучение темы «Музыкальный образ», но обратимся сегодня не к классической музыке, а музыке – колокольной. Наша задача: понять особенности, виды, определить муз. образы колокольных звонов, попробовать осознать явление колокольного звона, как части музыкальной культуры России, и разобраться в передаваемых ими ощущениях. Колокола появились на Руси 1000 лет назад и выполняли сигнальную функцию: собрать, оповестить. Высоко на холме стоит церковь, и на прошлом уроке мы заходили туда (Бах, Органная фуга, ля минор) и слушали органную музыку, а рядом с церковью колокольня, где располагаются колокола – звонница, какое звонкое имя звон-ни-ца. Давайте постоим возле нее и прислушаемся…

3.     Звучит колокольный звон.

У: - Когда мы слышим колокольные звоны, какие образы возникают в нашем воображении?

Д: Церковь, молитва, колокол.

У: Колокол, колокольные звоны…

- Можно ли назвать колокольные звоны музыкой? (да).

- Обладают ли они средствами выразительности?

Д: Да, в них есть гармония, лад, темп, ритм, мелодия.

У: - Что в колокольной музыке важнее мелодия или ритм?

Д: Ритм – основа.

У: А как рождается мелодия?

Д: Колокола разной высоты.

У: Вот моя звонница. Голос колокола зависит от формы, размера, толщины стенок и даже качества бронзы. Но не все просто. Два одинаковых колокола могут иметь разное звучание. Один получит обидное прозвище «козел», так как будет противно блеять, а другой станет гордостью и прославит город. Литье колоколов – великое искусство. Самые голосистые колокола в Ростове Великом – их называют Ростовские звоны.

4.     Слушание «Ростовские звоны».

У: У колоколов, как у людей свои имена, своя судьба. Их даже одушевляли, сравнивали с человеком. Смотрите как он устроен: тулово, ухо, язык. И его голос, как у человека – поет и в нем есть душа.

Колокольные звоны бывают разных видов. Различают звоны и благовест (на табличках).

Звоны могут быть: праздничный, вечерний, погребальный, набатный и другие. Для каждого звона характерен свой образ, свои средства выразительности.

- А кто управляет колоколами?

Д: Звонарь.

У: Если бы вы были звонарями, каким был бы у вас праздничный звон?

Д: мажорный, громкий, радостный, игривый…

5.     Слушание «Праздничный звон».

У: Колокола на Руси сопровождали человека от рождения до его смерти. Погребальный звон рожден жизнью. Вспоминайте, недавно в небольшом произведении, мы встретились с похоронным колокольным звоном (наиграть 1 фразу – 3 колокольных удара).

Д: Скрябин, прелюдия № 4 – образ одиночества, воспоминания, смерти.

У: Какой образ несет погребальный звон?

Д: минор, тихий, медленный, образ печали, расставания…

6.     Слушание «Погребальный звон».

У: А какой образ несет в себе Вечерний звон?

Д: образ спокойствия, уравновешенности, минор, медленно, неторопливо, светло…

У: А если вспомнить, какой звон в этом отрывке?

7.     Слушание Набатный звон.

Д: С.С. Прокофьев кантата «Ал. Невский» хор «Вставайте, люди русские». Набат – колокол беды, тревоги, быстро, драматично, громко, суетливо…

У:                        «Набатные молчат колокола,

Их музыка как-будто умерла,

Их гневный голос навсегда затих,

Как в колыбелях, в звонницах седых.

А было – били, на подъем легки

И купола сжимались в кулаки

И так всегда, когда грозит беда…

Теперь не то, теперь не те года,

И пусть молчат, молчат колокола,

Я знаю – память их не умерла…» (Вл. Фирсов)

Колокол всегда с народом в беде и в радости, но память его хранит все, что было. Искусство колокольного звона требует особого слуха. Управлять колоколом не просто. Найти профессионального звонаря трудно.

И сейчас звонарь расскажет, да и покажет нам звон, как бы отдельно стоящий.

Благовест, что в переводе?

Д: добрая, хорошая весть.

У: Благовест звучит иначе. М. Цветаева так определила его колокольность:

«Семь холмов – как семь колоколов

На семи холмах – колокольни.

Всех счетом: сорок сороков

Колокольное семихолмие.»

И я с гордостью представляю добрую весть – лучшие колокола Урала, получившие на выставке колоколов золотую медаль. (Свердловская область, Нижняя Тура). Звонарь все покажет, расскажет, а вы почувствуйте…

8.     Отрывок фильма «На колокол душа отозвалась».

У: Какой это тяжелый труд, управлять как-бы полифонической тканью. То что мы подглядели – уникально, а то что услышали – восхитительно.

- Ребята, так чем являются колокола? Символ чего?

Д: Символ добра, веры, истории, души человеческой, России.

У: Я покажу репродукцию художника Юона «Купола, ласточки», а вы определите какому звону созвучна картина, ее настрой?

Д: Вечерний звон – тень, минор, спокойствие, птицы – символ надежды, голос колокола.

У: В нашем городе есть места, где звучат колокола, и когда ты услышишь голос, из покон века сопровождавший наших предков, то поймешь, почему голос колокола всегда живой…

9.     Домашнее задание – подобрать истории о колокольных звонах.

Д: рассказывают короткие истории..

У: А моим домашним заданием было связаться с учителем по ИЗО – Ларисой Петровной Зайцевой и отобрать лучшие рисунки навеянные колокольными звонами. Вот они. (показ рисунков, анализ работ)

А сейчас возникает фамилия московского барда.

Д: Дмитрий Белухин, песня «Колокола»

10.                        Вокально-хоровая работа

а) гудим (до, ре, ми, ре,  до по тонам)

б) исполнительский план песни:

звонари гитара / гл. интонация «дон-дон» / I куплет / II куплет / гл. интонация «дон-дон» / звонари, гитара.

в) исполнение песни целиком.

У: Я не жалею, что в нашем репертуаре появилась такая песня. Песню будем дорабатывать, но уже хороший настрой, как будто все что услышали – выплеснуто в исполнении.

11.                        Домашнее задание – записать виды колокольных звонов и ответить на предлагаемые вопросы.

12.                        Итог: Мы сегодня познакомились с видами колокольных звонов, определили их музыкальный образ, тонко почувствовали их звучание. Поняли что колокола – это сама жизнь, наша история, часть музыкальной культуры России.

Класс – хорошо!

Звонари – молодцы!

Почемучки – умницы!

Сохраним это состояние души до следующего урока. Всего доброго. Пусть чаще звучит Благовест.

Категория: МУЗЫКА | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, в помощь учителю музыки, искусство, конспект урока, скачать бесплатно, Урок музыки в школе
Просмотров: 1758 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0