Цель: Знакомство с видами колокольных звонов, закрепление определения музыкального образа.
Задачи: 1. научить ребят определять музыкальный образ и виды колокольных звонов.
2. пробудить интерес к духовной музыке через слушание и исполнение колокольных звонов.
3. воспитывать чувства сопереживания, волнения, отклика на колокольные звоны.
Эпиграф урока. «Много лет живете вы, колокола,
Много знаете о жизни на Руси,
Много сможете, наверно, рассказать,
Что нельзя забыть и что нельзя
простить…»
(Дм. Белухин «Колокола»)
Ход урока
1. Вход. Приветствие.
2. Слушание «Бом – бом - бом» Ж. Бичевская.
У: Мы продолжаем изучение темы «Музыкальный образ», но обратимся сегодня не к классической музыке, а музыке – колокольной. Наша задача: понять особенности, виды, определить муз. образы колокольных звонов, попробовать осознать явление колокольного звона, как части музыкальной культуры России, и разобраться в передаваемых ими ощущениях. Колокола появились на Руси 1000 лет назад и выполняли сигнальную функцию: собрать, оповестить. Высоко на холме стоит церковь, и на прошлом уроке мы заходили туда (Бах, Органная фуга, ля минор) и слушали органную музыку, а рядом с церковью колокольня, где располагаются колокола – звонница, какое звонкое имя звон-ни-ца. Давайте постоим возле нее и прислушаемся…
3. Звучит колокольный звон.
У: - Когда мы слышим колокольные звоны, какие образы возникают в нашем воображении?
Д: Церковь, молитва, колокол.
У: Колокол, колокольные звоны…
- Можно ли назвать колокольные звоны музыкой? (да).
- Обладают ли они средствами выразительности?
Д: Да, в них есть гармония, лад, темп, ритм, мелодия.
У: - Что в колокольной музыке важнее мелодия или ритм?
Д: Ритм – основа.
У: А как рождается мелодия?
Д: Колокола разной высоты.
У: Вот моя звонница. Голос колокола зависит от формы, размера, толщины стенок и даже качества бронзы. Но не все просто. Два одинаковых колокола могут иметь разное звучание. Один получит обидное прозвище «козел», так как будет противно блеять, а другой станет гордостью и прославит город. Литье колоколов – великое искусство. Самые голосистые колокола в Ростове Великом – их называют Ростовские звоны.
4. Слушание «Ростовские звоны».
У: У колоколов, как у людей свои имена, своя судьба. Их даже одушевляли, сравнивали с человеком. Смотрите как он устроен: тулово, ухо, язык. И его голос, как у человека – поет и в нем есть душа.
Колокольные звоны бывают разных видов. Различают звоны и благовест (на табличках).
Звоны могут быть: праздничный, вечерний, погребальный, набатный и другие. Для каждого звона характерен свой образ, свои средства выразительности.
- А кто управляет колоколами?
Д: Звонарь.
У: Если бы вы были звонарями, каким был бы у вас праздничный звон?
Д: мажорный, громкий, радостный, игривый…
5. Слушание «Праздничный звон».
У: Колокола на Руси сопровождали человека от рождения до его смерти. Погребальный звон рожден жизнью. Вспоминайте, недавно в небольшом произведении, мы встретились с похоронным колокольным звоном (наиграть 1 фразу – 3 колокольных удара).
Д: Скрябин, прелюдия № 4 – образ одиночества, воспоминания, смерти.
У: Какой образ несет погребальный звон?
Д: минор, тихий, медленный, образ печали, расставания…
6. Слушание «Погребальный звон».
У: А какой образ несет в себе Вечерний звон?
Д: образ спокойствия, уравновешенности, минор, медленно, неторопливо, светло…
У: А если вспомнить, какой звон в этом отрывке?
7. Слушание Набатный звон.
Д: С.С. Прокофьев кантата «Ал. Невский» хор «Вставайте, люди русские». Набат – колокол беды, тревоги, быстро, драматично, громко, суетливо…
У: «Набатные молчат колокола,
Их музыка как-будто умерла,
Их гневный голос навсегда затих,
Как в колыбелях, в звонницах седых.
А было – били, на подъем легки
И купола сжимались в кулаки
И так всегда, когда грозит беда…
Теперь не то, теперь не те года,
И пусть молчат, молчат колокола,
Я знаю – память их не умерла…» (Вл. Фирсов)
Колокол всегда с народом в беде и в радости, но память его хранит все, что было. Искусство колокольного звона требует особого слуха. Управлять колоколом не просто. Найти профессионального звонаря трудно.
И сейчас звонарь расскажет, да и покажет нам звон, как бы отдельно стоящий.
Благовест, что в переводе?
Д: добрая, хорошая весть.
У: Благовест звучит иначе. М. Цветаева так определила его колокольность:
«Семь холмов – как семь колоколов
На семи холмах – колокольни.
Всех счетом: сорок сороков
Колокольное семихолмие.»
И я с гордостью представляю добрую весть – лучшие колокола Урала, получившие на выставке колоколов золотую медаль. (Свердловская область, Нижняя Тура). Звонарь все покажет, расскажет, а вы почувствуйте…
8. Отрывок фильма «На колокол душа отозвалась».
У: Какой это тяжелый труд, управлять как-бы полифонической тканью. То что мы подглядели – уникально, а то что услышали – восхитительно.
- Ребята, так чем являются колокола? Символ чего?
Д: Символ добра, веры, истории, души человеческой, России.
У: Я покажу репродукцию художника Юона «Купола, ласточки», а вы определите какому звону созвучна картина, ее настрой?
Д: Вечерний звон – тень, минор, спокойствие, птицы – символ надежды, голос колокола.
У: В нашем городе есть места, где звучат колокола, и когда ты услышишь голос, из покон века сопровождавший наших предков, то поймешь, почему голос колокола всегда живой…
9. Домашнее задание – подобрать истории о колокольных звонах.
Д: рассказывают короткие истории..
У: А моим домашним заданием было связаться с учителем по ИЗО – Ларисой Петровной Зайцевой и отобрать лучшие рисунки навеянные колокольными звонами. Вот они. (показ рисунков, анализ работ)
А сейчас возникает фамилия московского барда.
Д: Дмитрий Белухин, песня «Колокола»
10. Вокально-хоровая работа
а) гудим (до, ре, ми, ре, до по тонам)
б) исполнительский план песни:
звонари гитара / гл. интонация «дон-дон» / I куплет / II куплет / гл. интонация «дон-дон» / звонари, гитара.
в) исполнение песни целиком.
У: Я не жалею, что в нашем репертуаре появилась такая песня. Песню будем дорабатывать, но уже хороший настрой, как будто все что услышали – выплеснуто в исполнении.
11. Домашнее задание – записать виды колокольных звонов и ответить на предлагаемые вопросы.
12. Итог: Мы сегодня познакомились с видами колокольных звонов, определили их музыкальный образ, тонко почувствовали их звучание. Поняли что колокола – это сама жизнь, наша история, часть музыкальной культуры России.
Класс – хорошо!
Звонари – молодцы!
Почемучки – умницы!
Сохраним это состояние души до следующего урока. Всего доброго. Пусть чаще звучит Благовест.