Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 09.05.2024, 04:23:41
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [190]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

"Вечные темы" и "вечные образы" в художестваенных произведениях духовного содержания
[ Скачать с сервера (7.3 Kb) ]06.05.2009, 22:06:35

Вид урока: урок усвоения новых знаний.

Тип: интегрированный.

Эпиграф: "Здесь поэзия становится музыкой” В. Г. Белинский.

Цели урока для учителя:

Обучающие:

  • Выявление средств создания авторской позиции к изображаемому в произведениях духовного содержания.
  • Формирование умений сопоставлять фрагменты, находить ключевое слово и выявлять авторское отношение к земному и небесному.

Развивающие:

  • Развитие личного интереса учащихся к произведениям, созданным на основе Библии.

Воспитывающие:

  • Возрождение традиций духовного искусства.
  • Формирование глубокого уважения к религиозной культуре как духовному источнику.
  • Нравственная проблематика произведений искусства; человек и Бог в понимании автора.

Цели урока для ученика:

  • Познакомиться с художественными произведениями: М. Лермонтов стихотворение "Ангел”, Л. Марченко песня "Ангел”.
  • Учиться выделять авторское отношение к изображаемому.
  • Задуматься над великим значением Библии в создании произведений искусства.

Подготовка к уроку:

Учащиеся: должны подготовить выразительное чтение стихотворения М.Лермонтова "Ангел”;

Индивидуальные задания:

1. Художественное чтение стихотворения наизусть.
2. Сообщение (ученик музыкальной школы) о жанрах духовной музыки: духовный стих, духовная музыка, песнопение, гимн, херувимская песнь.

Учитель:

1) Подготовить оформление доски: Тема. Эпиграф. План. Лексика к уроку.
2) Подобрать иллюстрации:

Рембрандт "Святое семейство”. М. Нестеров "Видение отроку Варфоломею”. А. Иванов "Явление Христа народу”.

3) Словари: толковый, поэтический.
4) Подготовить музыкальные произведения:

  • "Великий колокольный звон” М.Мусоргский.
  • Песня "Ангел” (Л.Марченко на слова М. Лермонтова)

5) Тексты стихотворения и песни.
6) Подготовить вокальную группу учащихся ДМШ: исполнение песни "Ангел”.

План урока:

1. "Великий колокольный звон” М.Мусоргский.
2. Вступительное слово. Беседа: осмысление эпиграфа, определение целей для ученика. "Здесь поэзия становится музыкой” В. Г. Белинский.
3. Работа над восприятием и осмыслением музыкального произведения – песни композитора Л. Марченко на слова М. Лермонтова "Ангел”.
4. Работа над восприятием и осмыслением стихотворения М.Лермонтова "Ангел”.
5. Беседа по картине Рембрандта "Святое семейство”.
6. Подведение итогов.
7. Исполнение песни "Ангел”.
8. Домашнее задание (по выбору учащихся):

  • Прочитать стихотворение "Молитва” ("В минуту жизни трудную”).
  • Прочитать поэму "Мцыри” и постараться понять, какая мысль роднит её со стихотворениями "Ангел”, "Парус”, "Земля и небо”.
  • Выучить наизусть понравившиеся стихотворения, песни духовного содержания.
  • Нарисовать свои впечатления от стихотворения и музыки.
  • Подумайте, почему сегодня возрастает интерес к произведениям духовного содержания?

ХОД УРОКА

I. Начало урока.

Звучит "Великий колокольный звон” М.П.Мусоргского из оперы "Борис Годунов”.

Под музыку учащиеся входят в класс, слушают, садятся.

Пауза.

II. Вступительное слово:

Учитель литературы:

Среди вечных тем мировой культуры есть одна, которую трудно назвать "темой”, так как она связана с духовным миром человека, с его стремлением к свету, истине, красоте и вере.

Вера в людях не умирала никогда.

Вера учила создавать великие полотна и храмы.

Вера помогала найти слова и музыку, чтобы выразить душу.

Учитель музыки:

"Сам Бог говорил над моим ухом”, – свидетельствовал композитор Л.В.Бетховен признававшийся, что сила, порождающая музыку, незримо выше человека.

Если представить историю музыки, как ряд великих имён, то среди них трудно назвать композитора, у которого не было бы духовных сочинений, то есть тех, что основаны на образах и текстах Священного Писания (Библии). Бах, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Глинка, Рахманинов и наши современники: Т.Г. Свиридов, С. Прокофьев, А.Кастальский. И это не удивительно: ведь церковь некогда была колыбелью музыки.

Церковное песнопенье – основа лучших образцов музыкального искусства.

Учитель литературы:

Мы уже знаем, что такое духовная музыка и духовная литература. Основой их является Книга книг, Библия. Но Библия оказала огромное влияние не только на христианскую, но и на светскую культуру.

    Учащимся предлагается прослушать произведения по теме урока, прочитать эпиграф, сформулировать цели урока, выбрать домашнее задание.

III. Работа над восприятием музыкального образа.

Сообщение ученика музыкальной школы о жанрах духовной музыки. Работа над восприятием и осмыслением музыкального произведения. Звучит песня "Ангел” в исполнении учителя музыки…

Беседа с учащимися:

  • Какие ассоциации и настроения рождает у вас эта музыка?
  • Приходилось ли Вам слышать такую музыку?
  • Чем эта песня напоминает церковные песнопения?
  • Как автор сохраняет "память жанра” - светской песни и церковного песнопения?
  • Что важно в духовной музыке? (поющее слово без сопровождения, а` капелла, воспитание поющим словом.)

Учитель музыки:

Светская музыка духовного содержания использует традиции храмовой музыки. Только своим песням композиторы дают инструментальное сопровождение.

А что отличает светскую музыку от церковного песнопения, песню "Ангел” современного композитора Л. А. Марченко, созданную на стихи замечательного поэта ХIХ века М.Ю. Лермонтова?

Анализ песни:

- Расскажите о характере и образе песни? (спокойная, повествовательная и в тоже время взволнованная, возвышенная, небесная, светлая, песня о Ангеле)

- Давайте посмотрим, какими музыкальными средствами композитор создаёт образ Ангела и как по-своему решает проблему взаимоотношений Бога и человека?

Учитель музыки:

- Послушаем еще раз песню в исполнении учащихся ДМШ.

- Понаблюдаем, как изменяется образный мир от первого куплета к припеву, от припева ко второму куплету?

Обращение к партитуре песни.

1 куплет – мелодия звучит спокойно, умиротворённо, повествовательно, монотонно, как молитва, звуковая интонация поступенная. (рассказываем мелодией о появлении Ангела)

Со слов "О Боге великом” - крещендо (усиление звука, развитие чувств)

Давайте споём мелодию1 куплета.

Задание: прослушайте ещё раз припев – у поэта М.Лермонтова этих стихов нет. (Звучит припев в исполнении учителя.)

- Что хотела сказать словами и музыкой припева Людмила Александровна Марченко?

Ангел любви летит над землёй,
   Летит над землей.
Ангел любви летит над тобой,
   Летит надо мной.

(Мелодия проникновенная, распевная, лирическая - выражает веру и любовь к Ангелу, посланнику Бога.)

Припев: mf (негромко) - 1 раз, 2 раз - чуть ярче.

2 куплет: на mf., со слов "И долго на свете томилась она” к словам "и звуков небес” кульминация! (усиление чувств до F)

Исполнение 1 и 2 куплета под аккомпанемент фортепиано и припев на нюанс mf.

3 куплет (добавляет композитор).

- Как звучит третий куплет? (развитие образа небесного ангела, появление нового – земных образов томления, тоски, "желаний чудных”)?

Задание:

- Послушайте, как идёт изменение мелодии: тональности и интонации? (играю) (мелодия новая, многоголосная, призывность интонации: со слов "Ангел любви” 2 раза – 1 раз на р (тихо), 2раз - с р до F(громко) и наоборот < >, заключение как бы издалека, как эхо, что это было когда-то (можно спеть одному ученику).

- Послушайте, как меняется тональность от припева к 3 куплету? (поют дети ДМШ)

Исполнение 3 куплета классом.

Вывод: Третий куплет, созданный композитором, важен для выражения собственного понимания темы Бога и человека. Это его восприятие образа Ангела. В этом проявляется его отношение к Богу, к душе бессмертной.

Мы видим, как музыкальная форма угадывает замысел композитора, а тональность музыки свидетельствует об истинной вере композитора в Бога. Так песня звучит как гимн Ангелу-спасителю: земные души нуждаются в нем, а вера в Бога озаряет мир "светом любви”.

4. Работа над восприятием и осмыслением стихотворения М.Лермонтова "Ангел”.

Учитель литературы:

Пушкин, Лермонтов, Достоевский, Тютчев, Лесков – русские писатели любили духовное чтение, знали Священное Писание. Они в своих произведениях часто использовали сюжеты, символы, образы, темы, взятые из Библии. Одной из "вечных” является тема земного и небесного, одним из вечных образов произведений искусства является образ Ангела

"Ангел” - единственное из юношеских стихотворений, отданное поэтом Лермонтовым в печать и опубликованное с его полным именем; появилось в 1839 г. в "Одесском альманахе на 1840 г.” (незадолго до смерти).

- О чём говорит этот факт?

1. Подготовленная группа учащихся читает стихотворение М.Лермонтова "Ангел”.

2. Беседа.

- Какие чувства и мысли владели поэтом, когда писал он это стихотворение?

- Что привлекло нашего современника композитора в стихотворении, написанном более ста лет назад, что вдохновило на создание песни?

3. Работа парами.

- Сравните текст песни и стихотворения

- Подумайте, какая интонация должна быть ведущей, чтобы передать чувства поэта?

IV. Групповые задания учащимся:

Цель: Образ Ангела встречаем в поэзии минувших веков и современной лирике. И чтобы понять замысел автора, и чтобы получить истинное наслаждение от чтения или прослушивания произведения, нужно знать, "как поэзия становится музыкой”.

1-я группа.Значение антитезы в создании земного и небесного (составление сопоставительной таблицы)

-Уточните в словаре - справочнике определение слова "антитеза”.

-Заполните сопоставительную таблицу изобразительных средств, позволяющих создать образ земного и небесного, что чему противопоставляет поэт. (обратить внимание на эпитеты, метафоры, текстовые антонимы)

-Сделайте вывод, как поэтический приём помогает поэту создать настроение, передать свои чувства и мысли.

2-я группа: Лексика стихотворения.

-Уточнить по словарю и другим источникам значение слов, которые встретились в стихотворении (Ангел, Дух, блаженство, томиться, гимн, внимать, святой и грешный).

3-я группа: Определение темы, идеи.

- Найти ключевые слова и словосочетания, определяющие авторское отношение к песне Ангела; как можно было по-другому назвать стихотворение?

  • Песня ангела.
  • Песня небес.
  • Песня о счастье.
  • Херувимская песня.

4-я группа:

Работа над музыкальной выразительностью стихотворения.

Негромкое чтение стихотворения, составление партитуры текста.

Задание:

  • Прочитайте стихотворение негромко.
  • Определить стихотворный размер (обратить внимание на возможности амфибрахия: трёхсложный размер с ударением на сильных местах делает стих размеренным, даже монотонным)
  • Как автор разрушает монотонность? (плавное, легкое начало и мужское окончание, усечённое на один слог создаёт романтическую взволнованность, музыкальность)
  • Определите смысловые части, расставьте паузы и логические ударения, ритм, интонацию.
  • Сравните интонацию в I и II части.
  • Послушайте, когда меняется основной тон стихотворения, чувства поэта, настроение?
  • Постарайтесь в тексте найти ответ, когда происходит разлад в "душе молодой”? (обратить внимание: в третьей строфе появляется пауза: "Остался - без слов, но живой)
  • Найдите строчки, которые содержат общечеловеческий, всеобъемлющий смысл.

Отчет групп:

1 группа: Роль антитезы для выражения авторской позиции.

2 группа. Лексика стихотворения.

Ангелы (греч. - вестник) – по христианским верованиям, сверхъестественные силы, Духи, созданные Богом, для покровительства человеку.

Из учебной хрестоматии А.Г.Кутузова "В мире литературы”: "Чтобы исправить грешников и не дать им погибнуть, посылал Господь к людям ангелов, которые уговаривали людей, спасали праведников и наказывали грешников. Припомните, когда Авраам приносил в жертву сына своего Исаака? Для спасения Лота Бог послал в Содом Ангелов. Ангел путешествовал с Товиею. Ангел был с тремя отроками в разожжённой печи, куда они были брошены по приказанию Навуходоносора. Ангел защитил Даниила, когда он сидел в яме между львами”

Серафимы и Херувимы – Ангелы, относящиеся к лику высших Ангелов. По представлениям верующих, к каждому человеку от рождения для помощи ему в добрых делах Бог приставляет особого Ангела-хранителя.

Блаженство – полное невозмутимое счастье.

Томиться – мучиться, испытывать тяжесть чего-то.

Гимн – а) те церковные песнопения, которые исполняются во время богослужения, но не являются молитвами.

б) торжественная песня, хвалебная песнь.

3 группа. Определение темы, идеи через ключевые слова.

4 группа.О музыкальной выразительности стихотворения.

Партитура текста:

1 часть (1-2 строфы звучат торжественно, но спокойно, светло и молитвенно, вызывают чувства радости и блаженства).

2 часть (3-4 строфы)):

В 3 строфе начинает звучать мотив печали и слёз.

В 4 строфе он усиливается словом "томилась”, т.е. мучилась, испытывая тяжесть от чего-то.

- Можем ли мы сказать, что стихотворение создано на основе Библии и автор –верующий человек?

- С помощью каких средств он передаёт спасительную силу песни Ангела? (антитеза: лексика, эпитеты, интонация, композиция).

- Можно ли однозначно определить отношение автора к "душе молодой”? К Богу?

Вывод: Мы видим, что поэт – верующий человек. Он видит, что "душе молодой” свойственно метание, "томление”. Он сочувствует её "желаниям чудным”, и в то же время он понимает:

И звуков небес заменить не могли
ей скучные песни земли

V. Работа по картине Рембрандта "Святое семейство”.

Ученик художественной школы:

Величайшие произведения изобразительного искусства созданы по библейским сюжетам. И время не властно над ними. Эти творения являются достоянием мировой культуры:

  • "Апостол Матфей с ангелом” художник Караваджо
  • "Вдохновение поэта” художник Пуссен.
  • "Сикстинская мадонна” художник Рафаэль.
  • "Явление Христа народу” художник А. Иванов.

Учитель: Как удалось художнику передать состояние блаженства? (светлое лицо - лик женщины-матери; спокойный сон младенца, умиротворенность главы семейства и радостные, светлые ангелы навевают лёгкими крыльями покой и благодать)

Учащиеся вспоминают значение слов "святой”, "блаженство”.

Учитель: Итак, как можно определить отношение художника к "святому семейству?”

Примерные ответы:

  • Эти люди довольствуются малым: скромное жилище, скромное одеяние.
  • Но эти люди обрели смысл жизни (женщина читает Священное писание) в служении Богу, в послушании.
  • Они блаженны.
  • Мы видим: художник передаёт своё понимание счастья.
  • Что помогает человеку жить? Что спасает от греха?
  • Святость и Вера. Самопожертвование. Жизнь по заповедям Господним.
  • На картине мы видим выражение глаз, эмоции счастливой женщины, ощущаем радость земного бытия. Умиление, маленький земной рай.

Сообщение ученика художественной школы о картине Рембрандта "Святое семейство”.

VI. Подведение итогов:

- Что сближает эти произведения искусства: "Ангел” М.Ю.Лермонтова и Л.Марченко, "Святое семейство” Рембрандта? (Церковная тематика, образ ангела, незримое присутствие Бога великого, земное и небесное)

- Почему важно человеку знать произведения духовного содержания?

Слово учителя: В поисках истины и красоты человек приходит к Книге Книг - Библии. Духовная литература и музыка опираются на Священное писание и Священное предание.

В Божественном Откровении находит человек любовь, надежду и веру. Вера в людях не умирает никогда. Вера учит создавать полотна и храмы. Вера помогает найти высокие слова и звуки, чтобы воспеть вечно живую душу.

VII. Исполнение песни "Ангел”.

Пауза.

Под "Великий колокольный звон” дети уходят.

Категория: МУЗЫКА | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, в помощь учителю музыки, искусство, конспект урока, скачать бесплатно, Урок музыки в школе
Просмотров: 2134 | Загрузок: 190 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0