Вид урока: урок усвоения новых знаний.
Тип: интегрированный.
Эпиграф: "Здесь поэзия становится музыкой” В. Г. Белинский.
Цели урока для учителя:
Обучающие:
- Выявление средств создания авторской позиции к изображаемому в произведениях духовного содержания.
- Формирование умений сопоставлять фрагменты, находить ключевое слово и выявлять авторское отношение к земному и небесному.
Развивающие:
- Развитие личного интереса учащихся к произведениям, созданным на основе Библии.
Воспитывающие:
- Возрождение традиций духовного искусства.
- Формирование глубокого уважения к религиозной культуре как духовному источнику.
- Нравственная проблематика произведений искусства; человек и Бог в понимании автора.
Цели урока для ученика:
- Познакомиться с художественными произведениями: М. Лермонтов стихотворение "Ангел”, Л. Марченко песня "Ангел”.
- Учиться выделять авторское отношение к изображаемому.
- Задуматься над великим значением Библии в создании произведений искусства.
Подготовка к уроку:
Учащиеся: должны подготовить выразительное чтение стихотворения М.Лермонтова "Ангел”;
Индивидуальные задания:
1. Художественное чтение стихотворения наизусть. 2. Сообщение (ученик музыкальной школы) о жанрах духовной музыки: духовный стих, духовная музыка, песнопение, гимн, херувимская песнь.
Учитель:
1) Подготовить оформление доски: Тема. Эпиграф. План. Лексика к уроку. 2) Подобрать иллюстрации:
Рембрандт "Святое семейство”. М. Нестеров "Видение отроку Варфоломею”. А. Иванов "Явление Христа народу”.
3) Словари: толковый, поэтический. 4) Подготовить музыкальные произведения:
- "Великий колокольный звон” М.Мусоргский.
- Песня "Ангел” (Л.Марченко на слова М. Лермонтова)
5) Тексты стихотворения и песни. 6) Подготовить вокальную группу учащихся ДМШ: исполнение песни "Ангел”.
План урока:
1. "Великий колокольный звон” М.Мусоргский. 2. Вступительное слово. Беседа: осмысление эпиграфа, определение целей для ученика. "Здесь поэзия становится музыкой” В. Г. Белинский. 3. Работа над восприятием и осмыслением музыкального произведения – песни композитора Л. Марченко на слова М. Лермонтова "Ангел”. 4. Работа над восприятием и осмыслением стихотворения М.Лермонтова "Ангел”. 5. Беседа по картине Рембрандта "Святое семейство”. 6. Подведение итогов. 7. Исполнение песни "Ангел”. 8. Домашнее задание (по выбору учащихся):
- Прочитать стихотворение "Молитва” ("В минуту жизни трудную”).
- Прочитать поэму "Мцыри” и постараться понять, какая мысль роднит её со стихотворениями "Ангел”, "Парус”, "Земля и небо”.
- Выучить наизусть понравившиеся стихотворения, песни духовного содержания.
- Нарисовать свои впечатления от стихотворения и музыки.
- Подумайте, почему сегодня возрастает интерес к произведениям духовного содержания?
ХОД УРОКА
I. Начало урока.
Звучит "Великий колокольный звон” М.П.Мусоргского из оперы "Борис Годунов”.
Под музыку учащиеся входят в класс, слушают, садятся.
Пауза.
II. Вступительное слово:
Учитель литературы:
Среди вечных тем мировой культуры есть одна, которую трудно назвать "темой”, так как она связана с духовным миром человека, с его стремлением к свету, истине, красоте и вере.
Вера в людях не умирала никогда.
Вера учила создавать великие полотна и храмы.
Вера помогала найти слова и музыку, чтобы выразить душу.
Учитель музыки:
"Сам Бог говорил над моим ухом”, – свидетельствовал композитор Л.В.Бетховен признававшийся, что сила, порождающая музыку, незримо выше человека.
Если представить историю музыки, как ряд великих имён, то среди них трудно назвать композитора, у которого не было бы духовных сочинений, то есть тех, что основаны на образах и текстах Священного Писания (Библии). Бах, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Глинка, Рахманинов и наши современники: Т.Г. Свиридов, С. Прокофьев, А.Кастальский. И это не удивительно: ведь церковь некогда была колыбелью музыки.
Церковное песнопенье – основа лучших образцов музыкального искусства.
Учитель литературы:
Мы уже знаем, что такое духовная музыка и духовная литература. Основой их является Книга книг, Библия. Но Библия оказала огромное влияние не только на христианскую, но и на светскую культуру.
Учащимся предлагается прослушать произведения по теме урока, прочитать эпиграф, сформулировать цели урока, выбрать домашнее задание.
III. Работа над восприятием музыкального образа.
Сообщение ученика музыкальной школы о жанрах духовной музыки. Работа над восприятием и осмыслением музыкального произведения. Звучит песня "Ангел” в исполнении учителя музыки…
Беседа с учащимися:
- Какие ассоциации и настроения рождает у вас эта музыка?
- Приходилось ли Вам слышать такую музыку?
- Чем эта песня напоминает церковные песнопения?
- Как автор сохраняет "память жанра” - светской песни и церковного песнопения?
- Что важно в духовной музыке? (поющее слово без сопровождения, а` капелла, воспитание поющим словом.)
Учитель музыки:
Светская музыка духовного содержания использует традиции храмовой музыки. Только своим песням композиторы дают инструментальное сопровождение.
А что отличает светскую музыку от церковного песнопения, песню "Ангел” современного композитора Л. А. Марченко, созданную на стихи замечательного поэта ХIХ века М.Ю. Лермонтова?
Анализ песни:
- Расскажите о характере и образе песни? (спокойная, повествовательная и в тоже время взволнованная, возвышенная, небесная, светлая, песня о Ангеле)
- Давайте посмотрим, какими музыкальными средствами композитор создаёт образ Ангела и как по-своему решает проблему взаимоотношений Бога и человека?
Учитель музыки:
- Послушаем еще раз песню в исполнении учащихся ДМШ.
- Понаблюдаем, как изменяется образный мир от первого куплета к припеву, от припева ко второму куплету?
Обращение к партитуре песни.
1 куплет – мелодия звучит спокойно, умиротворённо, повествовательно, монотонно, как молитва, звуковая интонация поступенная. (рассказываем мелодией о появлении Ангела)
Со слов "О Боге великом” - крещендо (усиление звука, развитие чувств)
Давайте споём мелодию1 куплета.
Задание: прослушайте ещё раз припев – у поэта М.Лермонтова этих стихов нет. (Звучит припев в исполнении учителя.)
- Что хотела сказать словами и музыкой припева Людмила Александровна Марченко?
Ангел любви летит над землёй, Летит над землей. Ангел любви летит над тобой, Летит надо мной.
(Мелодия проникновенная, распевная, лирическая - выражает веру и любовь к Ангелу, посланнику Бога.)
Припев: mf (негромко) - 1 раз, 2 раз - чуть ярче.
2 куплет: на mf., со слов "И долго на свете томилась она” к словам "и звуков небес” кульминация! (усиление чувств до F)
Исполнение 1 и 2 куплета под аккомпанемент фортепиано и припев на нюанс mf.
3 куплет (добавляет композитор).
- Как звучит третий куплет? (развитие образа небесного ангела, появление нового – земных образов томления, тоски, "желаний чудных”)?
Задание:
- Послушайте, как идёт изменение мелодии: тональности и интонации? (играю) (мелодия новая, многоголосная, призывность интонации: со слов "Ангел любви” 2 раза – 1 раз на р (тихо), 2раз - с р до F(громко) и наоборот < >, заключение как бы издалека, как эхо, что это было когда-то (можно спеть одному ученику).
- Послушайте, как меняется тональность от припева к 3 куплету? (поют дети ДМШ)
Исполнение 3 куплета классом.
Вывод: Третий куплет, созданный композитором, важен для выражения собственного понимания темы Бога и человека. Это его восприятие образа Ангела. В этом проявляется его отношение к Богу, к душе бессмертной.
Мы видим, как музыкальная форма угадывает замысел композитора, а тональность музыки свидетельствует об истинной вере композитора в Бога. Так песня звучит как гимн Ангелу-спасителю: земные души нуждаются в нем, а вера в Бога озаряет мир "светом любви”.
4. Работа над восприятием и осмыслением стихотворения М.Лермонтова "Ангел”.
Учитель литературы:
Пушкин, Лермонтов, Достоевский, Тютчев, Лесков – русские писатели любили духовное чтение, знали Священное Писание. Они в своих произведениях часто использовали сюжеты, символы, образы, темы, взятые из Библии. Одной из "вечных” является тема земного и небесного, одним из вечных образов произведений искусства является образ Ангела
"Ангел” - единственное из юношеских стихотворений, отданное поэтом Лермонтовым в печать и опубликованное с его полным именем; появилось в 1839 г. в "Одесском альманахе на 1840 г.” (незадолго до смерти).
- О чём говорит этот факт?
1. Подготовленная группа учащихся читает стихотворение М.Лермонтова "Ангел”.
2. Беседа.
- Какие чувства и мысли владели поэтом, когда писал он это стихотворение?
- Что привлекло нашего современника композитора в стихотворении, написанном более ста лет назад, что вдохновило на создание песни?
3. Работа парами.
- Сравните текст песни и стихотворения
- Подумайте, какая интонация должна быть ведущей, чтобы передать чувства поэта?
IV. Групповые задания учащимся:
Цель: Образ Ангела встречаем в поэзии минувших веков и современной лирике. И чтобы понять замысел автора, и чтобы получить истинное наслаждение от чтения или прослушивания произведения, нужно знать, "как поэзия становится музыкой”.
1-я группа.Значение антитезы в создании земного и небесного (составление сопоставительной таблицы)
-Уточните в словаре - справочнике определение слова "антитеза”.
-Заполните сопоставительную таблицу изобразительных средств, позволяющих создать образ земного и небесного, что чему противопоставляет поэт. (обратить внимание на эпитеты, метафоры, текстовые антонимы)
-Сделайте вывод, как поэтический приём помогает поэту создать настроение, передать свои чувства и мысли.
2-я группа: Лексика стихотворения.
-Уточнить по словарю и другим источникам значение слов, которые встретились в стихотворении (Ангел, Дух, блаженство, томиться, гимн, внимать, святой и грешный).
3-я группа: Определение темы, идеи.
- Найти ключевые слова и словосочетания, определяющие авторское отношение к песне Ангела; как можно было по-другому назвать стихотворение?
- Песня ангела.
- Песня небес.
- Песня о счастье.
- Херувимская песня.
4-я группа:
Работа над музыкальной выразительностью стихотворения.
Негромкое чтение стихотворения, составление партитуры текста.
Задание:
- Прочитайте стихотворение негромко.
- Определить стихотворный размер (обратить внимание на возможности амфибрахия: трёхсложный размер с ударением на сильных местах делает стих размеренным, даже монотонным)
- Как автор разрушает монотонность? (плавное, легкое начало и мужское окончание, усечённое на один слог создаёт романтическую взволнованность, музыкальность)
- Определите смысловые части, расставьте паузы и логические ударения, ритм, интонацию.
- Сравните интонацию в I и II части.
- Послушайте, когда меняется основной тон стихотворения, чувства поэта, настроение?
- Постарайтесь в тексте найти ответ, когда происходит разлад в "душе молодой”? (обратить внимание: в третьей строфе появляется пауза: "Остался - без слов, но живой)
- Найдите строчки, которые содержат общечеловеческий, всеобъемлющий смысл.
Отчет групп:
1 группа: Роль антитезы для выражения авторской позиции.
2 группа. Лексика стихотворения.
Ангелы (греч. - вестник) – по христианским верованиям, сверхъестественные силы, Духи, созданные Богом, для покровительства человеку.
Из учебной хрестоматии А.Г.Кутузова "В мире литературы”: "Чтобы исправить грешников и не дать им погибнуть, посылал Господь к людям ангелов, которые уговаривали людей, спасали праведников и наказывали грешников. Припомните, когда Авраам приносил в жертву сына своего Исаака? Для спасения Лота Бог послал в Содом Ангелов. Ангел путешествовал с Товиею. Ангел был с тремя отроками в разожжённой печи, куда они были брошены по приказанию Навуходоносора. Ангел защитил Даниила, когда он сидел в яме между львами”
Серафимы и Херувимы – Ангелы, относящиеся к лику высших Ангелов. По представлениям верующих, к каждому человеку от рождения для помощи ему в добрых делах Бог приставляет особого Ангела-хранителя.
Блаженство – полное невозмутимое счастье.
Томиться – мучиться, испытывать тяжесть чего-то.
Гимн – а) те церковные песнопения, которые исполняются во время богослужения, но не являются молитвами.
б) торжественная песня, хвалебная песнь.
3 группа. Определение темы, идеи через ключевые слова.
4 группа.О музыкальной выразительности стихотворения.
Партитура текста:
1 часть (1-2 строфы звучат торжественно, но спокойно, светло и молитвенно, вызывают чувства радости и блаженства).
2 часть (3-4 строфы)):
В 3 строфе начинает звучать мотив печали и слёз.
В 4 строфе он усиливается словом "томилась”, т.е. мучилась, испытывая тяжесть от чего-то.
- Можем ли мы сказать, что стихотворение создано на основе Библии и автор –верующий человек?
- С помощью каких средств он передаёт спасительную силу песни Ангела? (антитеза: лексика, эпитеты, интонация, композиция).
- Можно ли однозначно определить отношение автора к "душе молодой”? К Богу?
Вывод: Мы видим, что поэт – верующий человек. Он видит, что "душе молодой” свойственно метание, "томление”. Он сочувствует её "желаниям чудным”, и в то же время он понимает:
И звуков небес заменить не могли ей скучные песни земли
V. Работа по картине Рембрандта "Святое семейство”.
Ученик художественной школы:
Величайшие произведения изобразительного искусства созданы по библейским сюжетам. И время не властно над ними. Эти творения являются достоянием мировой культуры:
- "Апостол Матфей с ангелом” художник Караваджо
- "Вдохновение поэта” художник Пуссен.
- "Сикстинская мадонна” художник Рафаэль.
- "Явление Христа народу” художник А. Иванов.
Учитель: Как удалось художнику передать состояние блаженства? (светлое лицо - лик женщины-матери; спокойный сон младенца, умиротворенность главы семейства и радостные, светлые ангелы навевают лёгкими крыльями покой и благодать)
Учащиеся вспоминают значение слов "святой”, "блаженство”.
Учитель: Итак, как можно определить отношение художника к "святому семейству?”
Примерные ответы:
- Эти люди довольствуются малым: скромное жилище, скромное одеяние.
- Но эти люди обрели смысл жизни (женщина читает Священное писание) в служении Богу, в послушании.
- Они блаженны.
- Мы видим: художник передаёт своё понимание счастья.
- Что помогает человеку жить? Что спасает от греха?
- Святость и Вера. Самопожертвование. Жизнь по заповедям Господним.
- На картине мы видим выражение глаз, эмоции счастливой женщины, ощущаем радость земного бытия. Умиление, маленький земной рай.
Сообщение ученика художественной школы о картине Рембрандта "Святое семейство”.
VI. Подведение итогов:
- Что сближает эти произведения искусства: "Ангел” М.Ю.Лермонтова и Л.Марченко, "Святое семейство” Рембрандта? (Церковная тематика, образ ангела, незримое присутствие Бога великого, земное и небесное)
- Почему важно человеку знать произведения духовного содержания?
Слово учителя: В поисках истины и красоты человек приходит к Книге Книг - Библии. Духовная литература и музыка опираются на Священное писание и Священное предание.
В Божественном Откровении находит человек любовь, надежду и веру. Вера в людях не умирает никогда. Вера учит создавать полотна и храмы. Вера помогает найти высокие слова и звуки, чтобы воспеть вечно живую душу.
VII. Исполнение песни "Ангел”.
Пауза.
Под "Великий колокольный звон” дети уходят.
|