Цели урока:
-
Пробудить у учащихся интерес к выявлению проблемы взаимоотношений двух направлений в музыке – классической и популярной.
-
Обучить умению коллективно размышлять и дискутировать по проблеме через групповые формы работы.
-
Сформировать чувство личной ответственности за результат совместной деятельности.
Тип урока: Закрепление и обобщение.
Вид урока: Ролевая игра. По области деятельности – социально-психологическая, по характеру педагогического процесса – воспитывающая, творческая, коммуникативная, диагностико-психологическая.
Методы и приемы, используемые на уроке: Метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, учебная дискуссия. Метод контроля и самоконтроля. Основной прием – визуализация.
Данному уроку должна предшествовать предварительная подготовка.
Этап предварительной подготовки.
На предыдущем уроке учащиеся знакомятся с текстом и музыкой песни Р.Паулса и И. Резника "Скрипач на крыше”, исполняют ее. Ученикам сообщается, что следующий урок пройдет в форме дискуссии. Учитель выбирает 3 - 4 учащихся (в зависимости от того, сколько будет групп) и предлагает собраться в группы по интересам (следующий выбирает следующего). Сформированным группам предлагается выбрать "лидера”.
Учитель объясняет "лидерам” их функциональные обязанности (ответственного организатора), а так же сообщает ролевые позиции других членов группы: "генератор идей” – человек, который умеет быстро мыслить и давать нетрадиционные идеи, "художник” - член группы, обладающий художественными способностями, "лектор” - тот, который сможет доходчиво объяснить решение проблемы. Помимо этого, в каждой группе обязательно должен быть "провокатор”, который будет задавать провокационные вопросы выступающим, и "адвокат”, который должен парировать вопросы "провокатора”. "Лидеры” групп проверяют готовность: наличие ватмана и цветных карандашей, фломастеров.
На этом этапе учитель также решает, кого он назначит "координатором” групп (ими могут быть даже учащиеся другого класса). C "координаторами” проводится предварительная работа, они заготавливают заранее карточки с фамилиями учеников той группы, команду которой они координируют и выставляют каждому оценку, по параметрам (включенность в работу, активность, коммуникативность). На уроке должны быть независимые эксперты – "наблюдатели”, как правило, это друзья из параллельных классов, коллеги-учителя, администрация, школьный психолог. Задача экспертов – наблюдать, а затем, в конце урока, дать оценку и психологический портрет групп или класса в целом.
Обязательным условием является наблюдение за временем, которое дается на тот или иной вид деятельности. Для этого выбирается "хронограф”, им может быть кто угодно, кроме учителя, так как в его обязанности входит роль "ведущего”.
1.Огрганизационный момент.
У ч и т е л ь: Добрый день. Прошу вас пройти в кабинет и сесть за столы.
(На столах разложены карточки с номерами столов, бейджики с ролями, ватман, наборы фломастеров, маркеров и карандашей, а также - тексты песни "Скрипач на крыше”).
Сегодня наш урок пройдет в необычной форме, это будет урок - ролевая игра, прошу вас определиться в своих ролевых позициях. Перед вами лежат тексты песни "Скрипач на крыше” (автор слов Илья Резник, композитор Раймонд Паулс), с которой мы познакомились на прошлом уроке, предлагаю вспомнить эту песню и спеть ее. Уважаемые гости, перед вами лежат тексты (Приложение 1), надеюсь, и вы споете с нами.
Исполнение песни всем классом.
У ч и т е л ь: Какие чувства вызывает эта песня? У ч е н и к : Удивления, грусти, переживания. У ч и т е л ь :О ком или о чем идет речь? Какие два образа противопоставляются в песне? У ч е н и к : В этой песне показаны музыканты, которые играют разную музыку.Скрипач исполняет "серьезную” музыку, а гитарист "легкую”. У ч и т е л ь : О чем заставляет задуматься эта песня? У ч е н и к : Песня заставляет задуматься о роли музыки в нашей жизни. У ч и т е л ь : Какие проблемы ставит автор песни?
У ч е н и к : (возможные варианты ответов) Проблема "художника” и "толпы”. Проблема непринятия высокого искусства. Проблема противоречия между классической музыкой и доступной, популярной "легкой”.
Попытайтесь отобразить в рисунке ту проблему, которая по-вашему мнению, стоит наиболее остро в тексте песни. Подберите слова из песни или вспомните такое выражение, которое могло бы стать эпиграфом к вашей работе.
2 этап – внутригрупповой.
Учащиеся включаются в проблему и пытаются осознать ее путем размышлений и дискуссии в своей группе, при затруднениях они прибегают к помощи координаторов групп. Происходит выявление позиций, принятие решений, подготавливается сообщение. (15 мин.)
3 этап – межгрупповой.
Участники всех групп, по окончании времени, данного на оформление и обсуждение проблемы, выходят к доске. По 2 человека от группы, "художник” и "защитник проекта” – "лектор”, который рассказывает, как группа раскрыла проблему и отвечает на поставленные вопросы (каждый раз этот этап проходит по - разному, и нет возможности описать, что и как будет говорить выступающий, однако считаю возможным привести пример рисунков).
Разворачивается дискуссия по теме. Каждый работает согласно отведенной ему роли, но в конце все должны прийти к решению, что скрипач несет нам высокое духовное искусство, он исполнитель классической, "серьезной” музыки, которая не всем понятна – "мы почти не слышим музыки его”, а гитарист понятен всем, так как его жанр - популярная музыка, "легкая”. (20 – 25 мин.)
4 этап – заключительный.
У ч и т е л ь: Вот и подходит к концу наш урок, и надо выработать решение по проблеме и ответить на вопрос, можем ли мы решить проблему, которая существует между приверженцами этих направлений в музыке.
У ч а щ и й с я : Мы можем только обозначить эту проблему, но решить ее мы не можем. У ч и т е л ь: Так что же получается, "Богу - Богово, а кесарю - кесарево”? Какой вывод мы можем сделать, после этого обсуждения? У ч а щ и й с я: Музыка любая, если она красива, достойна понимания и почитания в равной степени.
5 этап – анализ.
Заслушивается решение экспертов, оценка работы групп по следующим критериям: идея рисунка, видение проблемы, эстетика рисунка, правомерность эпиграфа, защита мнений.
Оценка работыкаждого участника урока дается "координаторами”.
Взяв за основу рисунки групп, психолог "рисует портрет” групп, и класса в целом.
ВЫВОД.
Как правило, этот урок вызывает интерес у учащихся, т.к. он основан на демократических принципах общения, неограниченной свободы действия каждого его участника, что способствует раскрытию творческого потенциала. Урок носит импровизационный характер.
Приложение 1.
СКРИПАЧ НА КРЫШЕ.
Музыка Р.Паулса Слова И. Резника
КТО–ТО НАМ ДАРИТ ТАЛАНТ, МЫ ЕГО НЕ ЦЕНИМ…
АХ, КАК ИГРАЛ МУЗЫКАНТ НА ПОДЛУННОЙ СЦЕНЕ!
ЗВАЛ СВОЕЙ СКРИПКОЮ ОН В МИР СВЯТОЙ И ЧИСТЫЙ,
НО БЫЛ В ГИТАРИСТА ГОРОД НАШ ВЛЮБЛЕН.
ПРИПЕВ:
СКРИПАЧ НА КРЫШЕ – ГРУСТНЫЙ МОЙ СКРИПАЧ…
СКРИПАЧ НА КРЫШЕ ВСПОМНИ ОБО МНЕ,
СКРИПАЧ НА КРЫШЕ СТРУН ПЕЧАЛЬНЫЙ ПЛАЧ
Я СНОВА СЛЫШУ В КАЖДОМ СНЕ…
БЫЛ НЕ ТЩЕСЛАВЕН, НЕ ГОРД, БЫЛ ОН ВИРТУОЗЕН,
НО УСМЕХНУЛСЯ НАРОД, СЛИШКОМ УЖ СЕРЬЕЗЕН!
ТАК ОН ОТ НАС ДАЛЕКО, НА ВЫСОКОЙ КРЫШЕ.
МЫ ПОЧТИ НЕ СЛЫШЕМ МУЗЫКИ ЕГО!..
ПРИПЕВ.
ВРЕМЯ – СУДЬЯ И ПАЛАЧ НАС КАЗНИЛО СКОРО –
ГОРОД ПОКИНУЛ, СКРИПАЧ СТАЛ НЕВЕСЕЛ ГОРОД.
ГДЕ–ТО ИГРАЛ ГИТАРИСТ, А ВО ТЬМЕ ТРЕВОЖНОЙ
ВДАЛЬ ПО БЕЗДОРОЖЬЮ УХОДИЛ АРТИСТ…
ПРИПЕВ. |