Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Среда, 08.05.2024, 15:25:01
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [190]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Взаимосвязь музыки и литературы
03.06.2009, 11:36:16

Познавательная деятельность ребёнка возможна лишь там, где созданы определённые условия для её развития. И в этом огромную роль играет интеграция учебного процесса.
Интегрированный урок отличается от традиционного использованием межпредметных связей, которые предусматривают лишь эпизодическое включение материала других предметов.

Структура интегрированного урока включает в себя:

  • чёткость и компактность учебного материала;
  • взаимосвязанность материала интегрируемых предметов;
  • большую информативную ёмкость учебного материала.

5 класс, 1 четверть

Тема четверти: «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы»

Тема урока: «Взаимосвязь музыки и литературы»

ХПИ: Музыка решительно вторгается во все области воспитания и образования школьников, являясь могучим и ничем не заменимым средством формирования духовной культуры.

Ход урока.

Вход под музыку из цикла " времена года” П.И.чайковский.

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Как вы уже заметили наш урок сегодня не обычный. Всегда приветствовала я вас одна, а сегодня нас двое учителей: Я, Мария Александровна – учитель музыки и Наталья Викторовна – учитель литературы. Почему мы сегодня будем работать вместе, нам предстоит узнать, а сейчас вернемся к музыке великого русского композитора П.И.Чайковского, которая звучала при входе в класс. Определим, какое настроение она нам передаст.

(Звучит отрывок).

Основная часть.

- Какое настроение передала вам музыка?
- Что слышится?
- Какое время года? Что вам подсказало?

Д: Весна.

- Что происходит весной?

Д: Капает капель, журчат ручьи…….

М.А: Я хочу вместе с вами исполнить песню про весну. Но для того, чтобы она зазвучала по весеннему. Нам нужно исполнить мелодию этой песни на слог "ли” и "лё”.
- А кто мне скажет, как называется мелодия, которая поётся голосом без слов?

Д: Такая мелодия называется ВОКАЛИЗОМ ( табличка, исполнение мелодии вокализом)
Н.В: Я вот стаю и наблюдаю, как ребята поют, и не понимаю о чем. А сами говорили, что о весне. Ведь «ли” и "лё” не рассказывают о весне. Не то, что стих: рассказал и все понятно.

М.А: Литература, ты обиделась, что стоишь в сторонке незамеченная. Да мы и тебе слово дадим. расскажи нам о весне стих, литература.
(рассказывает стих)

Весна. (А. Н. Плещеев.)

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце встало,
Пора метелей злых и бурь
Опять на долго миновало.
И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждёт чего –то,
Как будто счастье впереди
И унесла зима заботы!
Все лица весело глядят
" Весна” читаешь в каждом зоре;
И тот, как празднику, ей рад,
Чья жизнь – лишь тяжкий труд и горе.

Но резвых деток звонкий смех
И беззаботных птичек пенье
Мне говорят – кто больше всех,
Природы любит обновленье!

М.А: Да, замечательно. А давайте ребята, мы с вами тоже покажем, как мы умеем.

(исполняют песню со словами).

Н.В: Скажите, ребята, что получилось бы столько что пропетой песней, если бы не было слов, на которые она поется. И могла бы тогда эта песня вообще появится на свет?

- Можно ли будет её после этого петь?
- Как она будет звучать?
- Что стало бы со всеми песнями, если бы вообще не существовало поэзии?

Д: Осталось бы одна мелодия. Эту песню мы бы не пели со словами, а исполняли бы одну мелодию на какой –либо слог, т.е.ВОКАЛИЗОМ.
Н.В: Ну вот, а я про что. Так что не бывать музыке без литературы.
М.А: Да, ты права. А чем ты нас можешь удивить?
Н.В: Это просто. Я думаю, что из всех сидящих сейчас в классе, есть ученики, которые знают стихи о весне. Если, такие есть, то пожалуйста…

(дети читают стихи о весне)

М..А: Хорошо, литература, мы с ребятами согласны, как много потеряла бы музыка, если бы не было литературы.
Н.В: Да,да,да.Ведь вся музыка, предназначена для пения – это песня, романсы, хоры, превратились бы в сплошной вокализ. Исчезли бы оперы и балеты, потому что в основе их лежат тоже литературные произведения, такие, которые предназначенные для постановки на театральной сцене, ( литературно – драматические произведения).
М.А: Подожди литература, что – то ты слишком расхвасталась. А давай теперь посмотри, только ли музыке нужна литература или литературе так же нужна музыка.

(рассуждение детей).

- Прежде всего: если бы не было музыки, то все стихи сколько бы ни писали их поэты всего мира – остались бы только стихами и никогда не смогли бы превратится. А ведь очень многие стихи писались специально для того, что бы композиторы сочинили для них музыку. Без музыки эти стихи словно лишены достаточной силы для самостоятельной жизни. Но музыка обогащает литературу, не только превращая стихи в песню. Писателями и поэтами написано очень много разных литературных произведений, в которых рассказывается о музыке, а в некоторых музыка даже становится " главным действующим лицом”. Это прежде всего сказки. Которые можно назвать « музыкальными сказками”.

Вспомним, какими словами начинает Пушкин поэму " Руслан и Людмила”.

Д: У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет на право – песнь заводит,
Налево – сказку говорит….

Вот так подчеркнул Пушкин близость песни ( музыки ) к сказке ( литературе), их нерасторжимую связь. Музыка " звучит” во многих сказках у всех народов мира.

Н.В: Да, ты права. Но как же нам дальше жить, ребята?
- Я не могу без музыки.

М.А: А я не могу жить без литературы. Что делать подскажите? Как быть?
Д: дружить и помогать друг другу.
Н.В: А что давай дружить музыка.
М.А: Давай, но пусть с нами дружат и ребята. Вы с нами согласны?

Д:Да.

М.А: А что бы, убедится в вашей дружбе, давайте подарим друг другу улыбки, добрый взгляд, веселую песню, которая называется « Солнечная капель”

(исполнение)

Вывод: Задает вопрос учитель музыки и литературы.

  • Ребята, насколько важны такие предметы, как музыка и литература по отдельности? И как они нам нужны в взаимопроникновении друг с другом?
Категория: МУЗЫКА | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, в помощь учителю музыки, искусство, конспект урока, скачать бесплатно, Урок музыки в школе
Просмотров: 2475 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.0/2
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0