Познавательная деятельность ребёнка возможна лишь там, где созданы определённые условия для её развития. И в этом огромную роль играет интеграция учебного процесса. Интегрированный урок отличается от традиционного использованием межпредметных связей, которые предусматривают лишь эпизодическое включение материала других предметов.
Структура интегрированного урока включает в себя:
-
чёткость и компактность учебного материала;
-
взаимосвязанность материала интегрируемых предметов;
-
большую информативную ёмкость учебного материала.
5 класс, 1 четверть
Тема четверти: «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы»
Тема урока: «Взаимосвязь музыки и литературы»
ХПИ: Музыка решительно вторгается во все области воспитания и образования школьников, являясь могучим и ничем не заменимым средством формирования духовной культуры.
Ход урока.
Вход под музыку из цикла " времена года” П.И.чайковский.
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Как вы уже заметили наш урок сегодня не обычный. Всегда приветствовала я вас одна, а сегодня нас двое учителей: Я, Мария Александровна – учитель музыки и Наталья Викторовна – учитель литературы. Почему мы сегодня будем работать вместе, нам предстоит узнать, а сейчас вернемся к музыке великого русского композитора П.И.Чайковского, которая звучала при входе в класс. Определим, какое настроение она нам передаст.
(Звучит отрывок).
Основная часть.
- Какое настроение передала вам музыка? - Что слышится? - Какое время года? Что вам подсказало?
Д: Весна.
- Что происходит весной?
Д: Капает капель, журчат ручьи…….
М.А: Я хочу вместе с вами исполнить песню про весну. Но для того, чтобы она зазвучала по весеннему. Нам нужно исполнить мелодию этой песни на слог "ли” и "лё”. - А кто мне скажет, как называется мелодия, которая поётся голосом без слов?
Д: Такая мелодия называется ВОКАЛИЗОМ ( табличка, исполнение мелодии вокализом) Н.В: Я вот стаю и наблюдаю, как ребята поют, и не понимаю о чем. А сами говорили, что о весне. Ведь «ли” и "лё” не рассказывают о весне. Не то, что стих: рассказал и все понятно.
М.А: Литература, ты обиделась, что стоишь в сторонке незамеченная. Да мы и тебе слово дадим. расскажи нам о весне стих, литература. (рассказывает стих)
Весна. (А. Н. Плещеев.)
Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце встало, Пора метелей злых и бурь Опять на долго миновало. И сердце сильно так в груди Стучит, как будто ждёт чего –то, Как будто счастье впереди И унесла зима заботы! Все лица весело глядят " Весна” читаешь в каждом зоре; И тот, как празднику, ей рад, Чья жизнь – лишь тяжкий труд и горе.
Но резвых деток звонкий смех И беззаботных птичек пенье Мне говорят – кто больше всех, Природы любит обновленье!
М.А: Да, замечательно. А давайте ребята, мы с вами тоже покажем, как мы умеем.
(исполняют песню со словами).
Н.В: Скажите, ребята, что получилось бы столько что пропетой песней, если бы не было слов, на которые она поется. И могла бы тогда эта песня вообще появится на свет?
- Можно ли будет её после этого петь? - Как она будет звучать? - Что стало бы со всеми песнями, если бы вообще не существовало поэзии?
Д: Осталось бы одна мелодия. Эту песню мы бы не пели со словами, а исполняли бы одну мелодию на какой –либо слог, т.е.ВОКАЛИЗОМ. Н.В: Ну вот, а я про что. Так что не бывать музыке без литературы. М.А: Да, ты права. А чем ты нас можешь удивить? Н.В: Это просто. Я думаю, что из всех сидящих сейчас в классе, есть ученики, которые знают стихи о весне. Если, такие есть, то пожалуйста…
(дети читают стихи о весне)
М..А: Хорошо, литература, мы с ребятами согласны, как много потеряла бы музыка, если бы не было литературы. Н.В: Да,да,да.Ведь вся музыка, предназначена для пения – это песня, романсы, хоры, превратились бы в сплошной вокализ. Исчезли бы оперы и балеты, потому что в основе их лежат тоже литературные произведения, такие, которые предназначенные для постановки на театральной сцене, ( литературно – драматические произведения). М.А: Подожди литература, что – то ты слишком расхвасталась. А давай теперь посмотри, только ли музыке нужна литература или литературе так же нужна музыка.
(рассуждение детей).
- Прежде всего: если бы не было музыки, то все стихи сколько бы ни писали их поэты всего мира – остались бы только стихами и никогда не смогли бы превратится. А ведь очень многие стихи писались специально для того, что бы композиторы сочинили для них музыку. Без музыки эти стихи словно лишены достаточной силы для самостоятельной жизни. Но музыка обогащает литературу, не только превращая стихи в песню. Писателями и поэтами написано очень много разных литературных произведений, в которых рассказывается о музыке, а в некоторых музыка даже становится " главным действующим лицом”. Это прежде всего сказки. Которые можно назвать « музыкальными сказками”.
Вспомним, какими словами начинает Пушкин поэму " Руслан и Людмила”.
Д: У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом; Идет на право – песнь заводит, Налево – сказку говорит….
Вот так подчеркнул Пушкин близость песни ( музыки ) к сказке ( литературе), их нерасторжимую связь. Музыка " звучит” во многих сказках у всех народов мира.
Н.В: Да, ты права. Но как же нам дальше жить, ребята? - Я не могу без музыки.
М.А: А я не могу жить без литературы. Что делать подскажите? Как быть? Д: дружить и помогать друг другу. Н.В: А что давай дружить музыка. М.А: Давай, но пусть с нами дружат и ребята. Вы с нами согласны?
Д:Да.
М.А: А что бы, убедится в вашей дружбе, давайте подарим друг другу улыбки, добрый взгляд, веселую песню, которая называется « Солнечная капель”
(исполнение)
Вывод: Задает вопрос учитель музыки и литературы.
|