Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 22.12.2024, 06:52:49
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Героика в произведениях русских композиторов
05.06.2009, 10:42:28

На протяжении всего изучения курса музыки обучающиеся встречаются с героическими образами, с произведениями, посвященными темам воинского подвига, патриотизма, верности долгу, преданности высоким гуманистическим идеалам. Такие произведения понимаются и усваиваются обучающимися благодаря тому, что на уроке раскрываются их характерные особенности, объясняющие причины их воздействия на слушателей.

История каждого народа богата интересными, значительными событиями, которые становятся знаменательными вехами в развитии общества. Если страницы этой истории отображены в искусстве – в музыке, поэзии, живописи, то воздействие их на умы и души новых поколений сильнее, а связь с настоящим крепче. В этом историческом прошлом – истоки общественной и культурной жизни каждой нации. Невозможно осмыслить в полной мере современность без обращения к историческому опыту народа.

Классическая музыка XIX и XX веков обрела высокую идейность, значительность благодаря нерасторжимой связи с жизнью народа, его историей. Велико эмоциональное воздействие произведений русских композиторов, которым всегда была свойственна любовь к Родине, к народу, при отображении – тем государственного строительства, политического объединения или героической борьбы с иноземными поработителями.

Героические подвиги народа отражены в монументальных фресковых произведениях: операх "Иван Сусанин”, "Князь Игорь”, "Война и мир”; ораториях "Александр Невский”, "На поле Куликовом”.

Сложные противоречия различных эпох и взаимоотношения различных слоев общества отображены в гениальных творения русских композиторов – операх "Борис Годунов” и "Хованщина” М.Мусоргского, "Псковитянка” Н.Римского-Корсакова.

Необходимым условием значительности воплощаемых композитором идей является историзм его мышления. Протягивается связь времен от искорки народного духа, вспыхнувшей в далеком прошлом, утверждавшей необходимость борьбы за себя, свой род, свою нацию, до самоотверженной борьбы за освобождение народов Европы от фашизма в Великой Отечественной войне, за всеобщий мир на Земле для всех народов – в наше время. Появление каждого сочинения – оперы, симфонии, кантаты – всегда обусловлено потребностями своей эпохи.

Еще в древности музыке придавалось магическое значение. Воздействие музыки на человека так глубоко, что невозможно не верить в ее власть, преобразующую не только человеческие души, но и весь окружающий мир. Любовь к музыке, вера в ее сверхъестественную силу, в ее способность очищать и возвеличивать душу, делали людей более тонкими, высокоорганизованными. Удивительно ли, что еще в глубокой древности возник прекрасный миф об Орфее, укрощавшем своей музыкой диких зверей, а также неподвластные никому стихии, целая философская система ученого-философа Пифагора, утверждавшего единство законов, по которым строится и музыка, и Вселенная.

Музыкальная культура прошлого не осталась запечатленной ни в камне, ни в бронзе, и до наших дней сохранились лишь отдельные высказывания выдающихся ученых древности, помогающих понять то огромное значение, какое придавалось музыке в далеком прошлом.

Важную роль играла музыка и в средние века на Руси, на всем протяжении ее истории. В русской музыке отображено наше славное прошлое, она заключает в себе душу породившего ее народа. В русских песнях отразилось все: мирная жизнь и ратные подвиги, вымышленные герои и исторические личности, нашествия с запада и востока, падение русских городов и воскрешение их из пепла. Вся наша история нашла свое выражение в песнях, легендах, сказаниях, сказках нашего народа. В них воплотились и скорбные переживания, раздумья, и вера в безграничность духовных сил русского народа, непримиримость, неприятие зла. Благодаря этому нам ближе, понятнее становятся наши предки, которые в жестокой, трагической борьбе сохранили то самое святое, что теперь мы называем Родиной.

"Покажите мне народ, у которого бы больше было песен, – писал Гоголь, – Под песни рубятся из сосновых бревен избы по всей Руси. Под песни мечутся из рук в руки кирпичи и, как грибы, вырастают города. Под песни … пеленается, женится и хоронится русский человек”.

Многочисленны песни, в которых отражена героическая история России.

Многообразен мир чувств и мыслей, разнообразны исторические события, отображенные в этой музыке, различны средства музыкальной выразительности. Главным всегда оставалось одно: любовь к родной земле, к родному русскому народу.

Древние былины отобразили эпоху Киевской Руси, ее историю, жизненный уклад и даже характеристики киевских князей, богатырей. Герои былин (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович) – богатыри не были конкретными историческими личностями и подвиги их не всегда имели определенную историческую дату, битвы с кочевниками происходили на протяжении многих веков, но богатыри были наделены лучшими чертами русского национального характера.

Исторические события средних веков отражены в исторических песнях. Самые ранние песни отобразили события XIV века – татарские и турецкие нашествия, разорение русских городов и сел, пленение женщин и детей. В этих песнях по-разному выражено горе плененных русских женщин, по-разному рассказывается о встрече матери с дочерью, выросшей в татарском плену и не узнавшей свою мать. Но сила, величие души русского человека, ее благородство всегда перекрывает глубину скорби в таких песнях.

События XVI века отображены в песнях об Иване IV (о походах на Казань, Астрахань), о Ермаке, о царствовании Петра I, о народных героях – Разине, Минине и Пожарском. Многочисленны песни позднего периода о Суворове, в которых рассказывается и о конкретных походах ("Ой, да как по морю было”, "Ой, да пишет, пишет наш Суворов”), и о личности гениального полководца, о ранении Суворова под Очаковом.

В XVIII–XIX веках героико-патриотическая песня достигла наибольшего расцвета. Народная война 1812 года потрясла сознание русского народа, песни о ней создавались на протяжении всего XIX века. Песни, в основном, бодрые, активные, воспевают воинскую доблесть, дружбу, чувство товарищества ("Здорово, брат служивый!”, "Солдатушки, бравы ребятушки”).

В революционных песнях XIX–XX веков нашли свое отражение все три этапа русской революции – декабристский, разночинский, пролетарский ("Слава”, "Отечество наше страдает”, "Что не ветер шумит во сыром бору”, "Не слышно шума городского”, "Послание в Сибирь”, "Узник”, "Смело, друзья, не теряйте”, "Смело, товарищи, в ногу”, "Мы кузнецы”, "Варшавянка”).

История духовной жизни народа воплотилась в бытовых, календарных, трудовых, лирических песня. "Это народная история, живая, яркая, исполненная красок, истины, обнажающая всю жизнь народа”, – писал о народных песнях Гоголь.

Песня имела не только историческое, художественное значение, но и воспитательное – передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, воспитывала умы и души, выражая любовь и преданность народа своей прекрасной Родине.

Народная песня вошла в творчество всех русских композиторов, стала неотъемлемой частью их произведений вокальных (песен, романсов, кантат, опер) и инструментальных (вариаций на народные темы, симфоний, сонат, квартетов, концертов).

Исторические сюжеты вдохновили лучших русских композиторов на создание гениальных произведений, в которых ярко выделяются русские национальные характеры.

Опера "Князь Игорь” А.П.Бородина – одно из лучших произведений, воспевших героизм русского народа. В основе либретто события времен борьбы Руси со "степью”, описанные неизвестным автором в "Слове о полку Игореве”. Опера насыщена многими деталями благодаря работе композитора с первоисточниками, которые усилили патриотическое звучание всего произведения. В народно-массовых, хоровых сценах воплощено народно-патриотическое начало, которое придает всей опере характер монументальной величественной фрески. Композитор обобщает образ главного героя оперы – князя Игоря (подлинно историчен, конкретен), наделяет лучшими чертами русских витязей (любовь к Родине, высокое осознание своего долга перед ней).

Народная легенда о граде Китеже раскрывает патриотическую идею в этическом плане, тем самым утверждая моральное превосходство русского народа над дикими ордами завоевателей. Опера-легенда "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии” Н.Римского-Корсакова воспевает нравственную красоту и мужественную стойкость русского человека перед лицом страшной разрушительной силы татаро-монгольских завоевателей. Это одна из самых песенных опер Римского-Корсакова. В опере три подлинные народные мелодии, но интонации народных песен пронизывают всю оперу. Музыкальным эпиграфом к опере можно назвать трагически величавую мелодию исторической песни "Про татарский полон”, которая появляется в сценах вторжения татар и занимает большое место в симфоническом антракте "Сеча при Керженце”.

Главное чувство, рождаемое оперой "Иван Сусанин” М.Глинки, - чувство Родины. Композитор определил основную идею оперы так: подвиг Ивана Сусанина является естественным проявлением национального достоинства, патриотического порыва, свойственного всему русскому народу в годину трагических испытаний. Сусанин – народный герой, частица своего народа, с которым он нерасторжим. Музыкальная драматургия предсмертной арии Сусанина воплощает своеобразную "диалектику” самого его подвига. Песенная, свободно льющаяся мелодия постепенно становится все более и более взволнованной и после драматически звучащих слов "Ах, страшно тяжело…” вдруг застывает, и на одной безысходной, трагической ноте Сусанин договаривает: "…на пытке умирать”. В заключительном эпизоде арии драматическое напряжение нарастает, достигая подлинно трагической силы: "Ох, горький час! Ох, страшный час!” Но нравственная сила подвига в том и состоит, что человек, подобный Сусанину, способен превозмочь страх смерти. Для него нет другого выбора. Он выбрал спасение Москвы, пусть даже самой страшной ценой – ценою собственной жизни…

В опере ярко обозначена народно-песенная природа арий, речитативов, ансамблей, используются две подлинные народные мелодии ("Вниз по матушке, по Волге”, вторая записана композитором от извозчика в городе Луге). Партия хора в опере олицетворяет русский народ, его мелодия из Пролога "Страха не страшусь, смерти не боюсь, лягу за святую Русь!” становится музыкальным символом любви к Родине. Эта любовь – главная сила, которая движет и судьбами народа, и судьбами отдельных людей. Мужественные и суровые интонации этой темы, преобразуясь, звучат торжественно и могуче в Эпилоге, сливаясь с победно ликующим перезвоном колоколов, что производит непередаваемое впечатление народного празднества, торжества: "Славься, славься ты, Русь моя!”.

Героем своих опер "Борис Годунов” и "Хованщина” М.Мусоргский сделал народ, который становится выразителем глубоко национального духа. Он показал в обеих операх преступность самодержавной власти; ее причастность ко всему недоброму, что происходит в мире, что чуждо народу. Народ в операх Мусоргского предстает не только главным героем трагедии, но и определяется в многоликую, разнохарактерную массу, развитие которой очень интенсивно на протяжении всего действия. В опере "Борис Годунов” особо подчеркнута проблема взаимоотношений народа и царя, который не может даровать народу свободу. Народная масса в опере представлена довольно разноликой, все участники воплотили в себе различные черты русского характера. Обобщенный образ народа достигает кульминации в самом конце оперы. Сцена под Кромами – гениальная по музыке картина народного восстания; в ее центре – хор "Расходилась, разгулялась удаль молодецкая!” производит впечатление разбушевавшейся стихии.

Годунов в центре второй картины пролога. Трагическая обреченность, подавленное психическое состояние, затаенный страх – все это в монологе "Скорбит душа”. Две основные линии в опере – линия народа и линия царя – развиваются параллельно, независимо друг от друга, в то же время неразъединимы, как и должно быть в трагедии.

В опере "Хованщина” Мусоргский воспел суровую и трагическую красоту, мощь народной силы. Главным героем оперы становится народная масса, расслоенная на отдельные группы. Их музыкальные характеристики в зависимости от конкретной сценической ситуации изменяются, передавая не только психологическую суть коллективного портрета, но и реакцию на события. Музыкальные характеристики каждого из героев конкретны, контрасты между ними обусловлены различием мировоззрений, характеров и поражают необычайной яркостью.

В развернутых полотнах оперного действа предстают картины старой Руси в контрастных противопоставлениях. Везде происходит борьба за власть, с властью, между старым и новым. Победа нового над старым утверждает себя не только в конце оперы, но и ясно вырисовывается и в симфоническом вступлении "Рассвет на Москве реке”, в котором выражена основная идея всего целого. В красочной, звукописной картине слышны и предутренний крик петуха, и звук цепей сменяющегося дозора, и призывный звон колокола. Эти образы не только конкретны, но и символичны, ибо несут более обобщенную смысловую нагрузку, утверждая приход нового дня России, новой эпохи в ее историческом развитии.

Пристрастие С.Прокофьева к русской национальной истории, ее героическим страницам, стремлении отобразить в своем творчестве ее наиболее значительные события проявилось довольно определенно. Большинство произведений 30–40-х годов создано им на исторические сюжеты (Отечественная война 1812 года, гражданская война, Великая Отечественная война) – кантата "Александр Невский”, оперы "Семен Котко”, "Война и мир”, "Повесть о настоящем человеке”.

В кантате "Александр Невский” композитор выразил психологическую суть двух противостоящих сил. Это два враждебных мира, противопоставленных на поле сражения: Русь и ее поработители – сначала татаро-монголы, затем тевтонские псы – рыцари. Образ Руси – народные хоры, лирическое соло, инструментальные эпизоды – все пронизано интонациями народной русской песенности.

Кантата начинается картиной скорбного запустения: "Русь под игом монгольским”. Образ подавленной Руси обрисован широконапевной мелодией, ей противостоит зловещая, короткая – мелодия образ дикой силы монголов поработителей.

Хор четвертой картины "Вставайте, люди русские!” звучит гневным, взволнованным призывом, мужественную решимость которого подчеркивают набатные удары колокола. Эпилог кантаты – "Въезд Александра Невского во Псков”. Здесь знакомые образы предстают как бы укрупненными, звучат ликующе.

Из богатейшего содержания романа "Война и мир” Прокофьев выбрал две основные линии: лирико-психологическую (картины "мира” и образ Наташи Ростовой) и народно-патриотическую линию, посвященную подвигу русского народа в Отечественной войне 1812 года (образы Кутузова и русских солдат). Образы толстовских героев в различных ансамблях воплощены в речитативных сценах, ариях – монологах (ария Кутузова, обращенная к Москве).

Образы русских солдат, ополченцев переданы четкой маршевой темой увертюры и в картинах обороны Москвы; боевая, задорная песня о Кутузове в дальнейшем становится символом мужества, доблести русских солдат. Тексты песен подлинно народны (они созданы в эпоху войны с Наполеоном). Музыкальной основой народных картин является мелодия арии Кутузова, его раздумий о Москве: "Величавая, в солнечных лучах, матерь русских городов”, напоминающая русские былинные напевы.

Образ Кутузова не только конкретная историческая личность, но и обобщенный героический образ, т.к. вся вокальная партия великого полководца, как и музыка народных сцен, пронизана интонациями русских народных песен – то величавых, широко, напевных, крестьянских, то лирических или мужественно-героических походных солдатских, что свидетельствует о единстве всей народно-патриотической линии оперы.

Важное место в патриотическом воспитании отводится восприятию произведений, отражающих события Великой Октябрьской революции, гражданской и Великой Отечественной войн.

Симфония №7 Д. Шостаковича, создавалась под непосредственным впечатлением происходящих событий. Главный образ симфонии – образ Родины, образ народа. Мелодии, характеризующие его, – напевные, широкие, напоминающие русские народные песни. Общее содержание симфонии – противопоставление и борьба двух непримиримых враждебных образов.

Песни гражданской и Великой Отечественной войн – это произведения огромной нравственной силы, пробуждающей чувство гордости за свой народ, воспитывающие мужество и стойкость. Защита Родины, борьба за светлые идеалы человечества – темы, ярко отраженные в песнях. На песню в годы войны были возложены задачи огромной важности – она была мощным агитатором, пропагандистом и организатором; она воодушевляла и героических бойцов передового края и самоотверженных тружеников тыла. Песни военных лет – это песни о героизме и мужестве, о солдатской службе, о верности, о коротких минутах радости, о веселой шутке, придававшей бойцам силу и бодрость. Создателями песен были сами фронтовики: и поэты и композиторы. Давно закончилась война, но в сознании людей долго будет жить память о ней.

В русской классической и современной музыке, изучаемой в современной школе, самое главное то, что она отражает идеи защиты Родины от врагов, идеи обороны, а не нападения, что большинство произведений несет в себе нечто могучее, уверенное, мощное и вместе с тем нежное, доброе. Эти русские оперы, оратории, кантаты, симфонии отличаются героической приподнятостью и опорой на интонации народной речи и песни. Предмет "Музыка” призван не развлекать, а воздействовать на формирование нравственного облика гражданина, патриота своей страны.

Список использованной литературы:

  1. Третьякова Л.С. Героика в русской и советской музыке [Текст] / Л.С. Третьякова. – М.: Знание, 1985.
  2. Пожидаев Г. Героико-патриотическая тема на уроке музыки [Текст] / Г. Пожидаев. – М.: Просвещение, 1985.
Категория: МУЗЫКА | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, в помощь учителю музыки, искусство, конспект урока, скачать бесплатно, Урок музыки в школе
Просмотров: 5923 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0