Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Вторник, 03.12.2024, 20:26:49
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Героико-патриотическая тема на уроках музыки
05.06.2009, 10:45:55

В поле зрения будут находиться прежде всего произведения, раскрывающие мужественный, героический, патриотический дух и характер нашего народа.

То, что учащиеся к 1-у классу готовы к восприятию столь серьёзной темы, не вызывает сомнений. В музыке, хорошо известной каждому школьнику, нередко встречаются такие произведения, содержанием которых является героико-патриотическая тема. Вопрос лишь в том, в какой степени усваиваются учащимися эти произведения.

В прошлом учебном году я побывала с беседой в одном из детских садов посёлка Мурмаши. Разговаривая с дошколятами 6–7 лет в день Защитника Отечества, я поинтересовалась, какие песни о нашей армии, о солдатах, которые защищали нас в годы войны, они знают. Я услышала от детей, что им хорошо знакомы такие песни, как «Там вдали, за рекой», «Катюша», «Орлёнок», «День Победы». Они пытались даже их напевать. Некоторые смогли назвать песни «Дан приказ», «Огонёк», «Три танкиста». А одна девочка песню «Священная война» назвала гимном Великой Отечественной войны. А вот другой мальчик этого же возраста мне сказал главную мысль этой песни «Идёт война народная…»

Так как названные песни в детском саду не могли разучиваться, «узнавание» их свидетельствует о том, что дети довольно чутко вслушиваются в окружающую жизнь, инстинктивно тянутся к эстетически ценному, что создали и удержали в своей памяти старшие поколения советских людей, и героические образы им по-своему близки и понятны. Разумеется, о глубоком воспитательном эффекте речи пока нет. Поверхностное знакомство детей с произведениями искусства, в данном случае с упомянутыми произведениями, ещё не обеспечивает само по себе необходимого нравственного воздействия.

Каким же образом осуществляется «сквозное решение» героико-патриотической темы в программе по музыке?

Уже в 1-м классе, на 2 уроке дети слушают яркий марш, так называемый, «встречный», с которого начинается торжественная церемония военного парада на Красной площади в Москве. Память переносит сразу же детей к картине, которую они видели не раз по телевизору. Услышав в словах учителя гордость за нашу непобедимую Армию, они, конечно, разделят эту радость.

На протяжении всего курса музыкальных занятий учащиеся будут встречаться с образами героическими, с произведениями, посвящёнными темам воинского подвига, патриотизма, верности долгу.

Очень полезным в познавательном отношении и по нравственно-воспитательному эффекту оказалось включение в программу во 2-м и 4-м классах арии Ивана Сусанина из оперы выдающегося русского композитора М.И.Глинки «Иван Сусанин». Содержание оперы и сцены в лесу, где Сусанин совершил свой героический подвиг, очень лаконично и выразительно усваивается учащимися. Дети с большой заинтересованностью чувствуют красоту и скорбно-мужественный характер гениальной мелодии, передающей глубокие переживания героя, неотразимо действуют на души ребят. И здесь очень важно, чтобы учитель обратил их внимание на то, как музыкальная драматургия предсмертной арии Ивана Сусанина воплощает своеобразную «диалектику» самого его подвига. Песенная, свободно льющаяся мелодия, постепенно становится всё более взволнованной и после драматически звучащих слов «Ах, страшно тяжело…» вдруг застывает, и на одной трагической ноте Иван Сусанин договаривает: «…на пытке умирать».

Но нравственная сила подвига в том и состоит, что человек, подобный Ивану Сусанину, способен превозмочь страх смерти. Для него нет другого выбора. Он выбрал спасение Москвы, пусть даже самой страшной ценой – ценою собственной жизни…

Знание жизненной основы произведения, слушание его и участие в исполнении создают необходимую полноту его восприятия, и этим достигается наибольшее воспитательное воздействие.

В своих высказываниях один ученик мне сказал: «Когда я слушаю арию Ивана Сусанина, я всех так жалею, ведь им не хотелось умирать, а они погибли ради Родины. Если бы был жив Иван Сусанин, он бы нас научил храбрости и мужеству». А другой ученик, Алёша Сиротенко, даже заплакал. Он переживал вместе с Иваном Сусаниным.

А вот другой пример. Одна ученица, Саша Олькина, придя на урок музыки, сказала: «Я слушала по телеканалу «Культура» оперу «Иван Сусанин». Опера шла долго. И когда я легла спать, у меня на глазах были слёзы. Моя мама спросила, почему у меня на глазах слёзы. Я не могла сразу ей ответить. У меня в горле стоял какой-то ком, он мешал мне что-либо сказать. Затем я спросила у мамы: «А Ивану Сусанину могли бы в наше время дать Героя России?» И мама кивнула мне одобрительно головой. И я решила узнать, как же все узнали о Сусанине? И ещё, я представила себе, как обрадовался бы Михаил Иванович Глинка, узнав, что через полтора столетия я буду плакать от жалости, гордости к этому человеку. Это ли не награда!»

В 3-м и 4-м классах (по программе Г.С.Ригиной), знакомясь с характерными чертами русской народной музыки, мы вновь соприкасаемся с музыкой из оперы «Иван Сусанин», слушая хор «Славься» из этой оперы. Ребята расширяют свои представления об этой опере и на драматическом контрасте этих двух главных кульминаций оперы – трагической и победной – ещё глубже чувствуют величие подвига русского крестьянина из села Домнино во имя спасения Москвы.

В 5-м и 7-м классах (по обновлённой программе Д.Б.Кабалевского) дети слушают арию Кутузова из оперы С.С.Прокофьева «Война и мир». Учащиеся сравнивают эти две арии, в которых герои размышляют о судьбах Родины, спасения Москвы, и их глубокое различие:

  • мужественная скорбь крестьянина, идущего на гибель;
  • мужество полководца, готового вести войска в бой и уверенного в окончательной победе над врагом.

В арии Кутузова очень важно понять драматизм происходящего, почувствовать эти «невидимые миру слёзы» души, обнаруживаемые музыкой, когда диатонический распевный мажор I части арии сменяется тревожными хроматизмами минора средней части.

В уроки музыки включаются различные героико-патриотические произведения, которые можно условно сгруппировать по тем или иным содержательным признакам. Наиболее крупными из них по удельному весу в программе – это героическая тема в классической музыке, тема революции и гражданской войны, тема Великой Отечественной войны, тема борьбы за мир. Героические образы в классической музыке по праву открывают для учащихся Пятая симфония Л.Бетховена во 2-м классе. Дети осознают, что такое героическое звучание в музыке, подводимые к этому через мужественные образы главной интонации.

Мотивы героической борьбы, составляющие основу всего творчества Бетховена, входят в сознание и сердце ребят также и через рассказ чешского писателя –антифашиста Юлиуса Фучика, укреплявшего в гитлеровском застенке дух товарищей ритмическим «мотивом» из той же симфонии Бетховена, и через героико-драматические увертюры «Эгмонт» и «Кориолан» в 7-м классе (по программе Кабалевского).

Перед прослушиванием в 7-м классе увертюры Бетховена я предложила ребятам определить, какие образы они услышали в музыке, и описать их характер.

Вот что высказал один ученик: «Я думаю, что это была музыка Бетховена. Это ведь образ борьбы. Сначала она звучит еле заметно, потом постепенно набирает силу и кончается торжеством победы». А ученица Бойкова Ксения сказала: «А я уверена, что это Бетховен. Музыка ведь здесь суровая, тяжёлая, мрачная и решительная в средней части. А в конце – победа. Здесь 2 образа: образ счастья и борьбы за это счастье». А Дима Хмелёв ответил: «А я увидел образ прошлого и образ настоящего. Но образ настоящего светлый. Автор музыки обдумывает прошлое и думает о будущем. Это может быть только Бетховен».

К названной теме также относятся и прослушанные на уроках музыки I часть «Богатырской» симфонии А.П.Бородина (5-й класс по программе Кабалевского) и части из произведений советской музыкальной классики – кантаты «Александр Невский» С.Прокофьева и симфоний Д.Шостаковича (3-й и 4-й классы по программе Г.С.Ригиной) и (5 и 7-й классы по обновлённой программе Кабалевского).

Тема революции и гражданской войны представлена в программе очень полно и в разных музыкальных жанрах. Здесь и хоровые поэмы Д.Шостаковича, и «Набат» – финал его 11 симфонии («1905 год») – 5-й класс по программе Кабалевского, части из кантаты и сцена из оперы «В бурю» Т.Н.Хренникова, «Маленький реквием» Кабалевского (4-й класс) и, конечно, песни революции, гражданской войны: «Марсельеза», «Варшавянка», «Смело, товарищи, в ногу», «По долинам и по взгорьям», «Марш Будённого» Д.Покрасса, «Орлёнок» В.Белого, «Песня о тачанке» К.Листова, «Песня о Щорсе» М.Блантера (5-й класс по программе Кабалевского).

Не меньше включено в школьную программу произведений героико-патриотического содержания, посвящённых теме Великой Отечественной войны, теме великого подвига, совершённого советским народом в смертельной битве с фашизмом. В VI классе (по программе Кабалевского) звучат отрывки из опер С.Прокофьева «Повесть о настоящем человеке», Д.Кабалевского «Семья Тараса», К.Молчанова «А зори здесь тихие», песня «Священная война», «Песня о Днепре», «Баллада о солдате», «Алёша» Э.Колмановского, «День Победы» Д.Тухманова.

Перечисленные произведения дают большой простор учителю для раскрытия патриотических идей в музыке. Важно, чтобы учащиеся усвоили, что и в русской классической, и в современной советской музыке самое главное, самое существенное то, что она всегда отражала и отражает идеи обороны, а не нападения, и что в ней не найти даже намёка на какую-либо «агрессивность». Эту мысль учитель должен всеми доступными ему средствами – выразительным словом и исполнением, демонстрацией слайдов, иллюстраций ИЗО, примерами из литературы – донести до сознания и сердца учащихся.

Воспитанию патриотов-интернационалистов содействуют сочинения, посвящённые борьбе народов мира. На уроках ребята знакомятся с произведениями авторов из разных стран, не только талантливых музыкантов, но и мужественных борцов. Это американец Пит Сигер и Дин Рид (8-й класс по программе Кабалевского), Микис Теодоракис (6-й класс та же программа) и т.д.

А разве произведения о Родине, о родной природе, своём крае не являются неотъемлемой частью воспитания у человека патриотического чувства, которое исподволь готовит его к совершению подвига во имя защиты всего дорогого на Земле (1, 2, 3-й классы по программе Критской).

Как органично связаны здесь тема природы и чувство гордости за свою Родину (1, 2, 3, 4-й классы по программе Ригиной).

В заключение своего выступления я хочу подчеркнуть, что героико-патриотическое воспитание находит себе прочную основу во всём, что связано в искусстве с темой Родины, с любовью к родной земле, ко всему тому, что нам дорого, что мы проповедуем, на чём стоим, что и как защищаем, как поддерживаем идеи свободы, справедливости и торжества мира. Такой подход может послужить верным компасом учителю в его учебной и воспитательной работе с детьми на благородном и благодарном материале героико-патриотической музыке.

Обо всём этом в поэтической и музыкальной форме прекрасно сказано в песне В.Баснера на стихи М.Матусовского «С чего начинается Родина?..»

С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять…

  1. Идеи патриотизма и интернационализма в школьном курсе по музыке.
  2. Готовность учащихся с начальной школы к серьёзному восприятию столь сложной темы.
  3. Беседы с будущими первоклассниками о защитниках нашей Родины, о солдатах, которые защищали нас в грозные годы войны, песнях, написанных о нашей доблестной армии.
  4. Близость героических образов молодому поколению людей.
  5. «Сквозное решение» героико-патриотической темы в программе по музыке.
  6. Встреча с героическими образами, произведениями, посвящёнными темам воинского подвига, патриотизма, верности долгу.
  7. Правда и красота , глубокие переживания героя из оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин» и воздействие этих качеств на души учащихся.
  8. Высказывание детей о подвиге Ивана Сусанина.
  9. Расширение и углубление представлений об опере «Иван Сусанин» в программе Г.С.Ригиной в III и IV классах.
  10. Сравнительный анализ 2-х арий: арии Кутузова из оперы С.С.Прокофьева «Война и мир» и арии Сусанина из оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин».
  11. Деление героико-патриотических произведений на условные группы.
  12. Мотивы героической борьбы в творчестве Бетховена.
  13. Высказывания учащихся о музыке борьбы в творчестве Бетховена.
  14. Героические произведения в творчестве русских и советских композиторов на примере «Богатырской» симфонии А.П.Бородина и кантаты «Александр Невский» С.С.Прокофьева.
  15. Представление темы революции и гражданской войны в программе Д.Б.Кабалевского.
  16. Тема великого подвига, совершённого советским народом в годы Великой Отечественной войны.
  17. Раскрытие патриотических идей в музыке – большой простор для педагога.
  18. Знакомство с произведениями авторов из разных стран мира и борцами за мир во всём мире.
  19. Тема Родины, родной природы, малой родины – неотъемлемая часть воспитания у учащихся патриотического чувства.
  20. Героико-патриотическое воспитание находит прочную основу во всём, что связано в искусстве с темой Родины.
Категория: МУЗЫКА | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, в помощь учителю музыки, искусство, конспект урока, скачать бесплатно, Урок музыки в школе
Просмотров: 5457 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 14
Гостей: 14
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0