Цель урока: познакомить детей с боевыми подвигами русских воинов, которые нашли своё отражение в музыке и изобразительном искусстве.
Задачи урока:
-
Прививать эмоционально-позитивное отношение к понятию «Родина» через русскую музыку, песни о русских полководцах, солдатах-воинах.
-
Развивать у детей способность сопереживания музыкальному образу.
-
Воспитывать у учащихся чуткое отношение к памяти о великих русских полководцах, русских воинах, солдатах.
Тип урока: урок-объяснение.
Вид урока: урок-историческое путешествие.
Информационно-методическое обеспечение: аудиокассеты, грамзаписи, методические пособия, иллюстрации, хрестоматия, учебник-тетрадь.
Содержание:
-
«Богатырская» симфония А.П.Бородина;
-
«Солдатушки, бравы ребятушки» - русская народная песня;
-
«Песня о маленьком трубаче» музыка С.Никитина;
-
«Учил Суворов» музыка А.Новикова;
-
«Песня о бумажном кораблике» Б.Окуджава.
Новые понятия: Симфония, унисон, ритм.
Виды и формы контроля: слуховой контроль, наблюдение.
Проблема урока: Почему молчат музы, когда говорят пушки?
Прогнозируемый результат:
-
Определять на слух характер музыки и передать её настроение.
-
Назвать произведение, в котором музыка рассказывает о Родине, героях войны.
-
Раскрыть образы русских героев-воинов.
Повышенные знания, творчество: внимательно прослушать заданный отрывок и передать настроение в любой форме (с помощью жестов рук, речи, интонирования).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Дети входят в класс под музыку одной из военных песен. Учитель приветствует учащихся. И говорит им о том, что они будут делать на этом уроке.
II. Вступительное слово учителя
– Во все времена музы воспевали силу, отвагу русских витязей, храбрость богатырей, воинов в своих песнях, легендах, былинах, балладах, поэмах, картинах, скульптуре, кинофильмах о защитниках нашего родного Отечества. Это своеобразная память о военной славе наших далёких предков и современников. – И сегодня наша с вами Муза приглашает нас с вами раскрыть образ русских воинов, поговорить о славных боевых подвигах в музыке и изобразительном искусстве. (учащимся необходимо показать разворот учебника-тетради. А тема там такая «МУЗЫ НЕ МОЛЧАЛИ»). Наша Муза познакомит сегодня нас со скульптурными памятниками известным полководцам России – Петру I и Александру Васильевичу Суворову, а также скульптурным изображениям участников Бородинского сражения Отечественной войны 1812 года, в которой русский народ сражался против войск Наполеона.
– Что же такое ПАМЯТЬ и ПАМЯТНИК?
Как много общего в этих родственных словах! Память о полководцах, русских воинах, солдатах, о событиях трудных дней испытаний и больших тревог сохраняется в народных песнях и в образах, которые создали разные композиторы. Это тоже своеобразные музыкальные памятники защитникам нашей Родины.
III.
Разучивание песен: «Солдатушки, бравы ребятушки»
-
Показ песни.
-
Беседа об истории создания этого произведения.
-
В песне звучит вопрос солиста-запевалы. А ответ хора построен в форме диалога.
-
Мелодия вопроса размашистая, удалая; а мелодия ответа – более строгая, собранная, чеканная.
-
О чём эта песня?
-
Современная ли эта песня или старинная?
Прослушивание «Песни о маленьком трубаче» музыка С.Никитина.
Песня «Учил суворов» музыка А.Новикова, М.Левашова.
Ученики 1 класса рассказывают дополнительный материал, который они самостоятельно нашли в библиотеке, со слов родителей, учителя начальных классов. – А знаете ли вы, когда Александр Васильевич Суворов был маленьким мальчиком, он часто болел. Но ему очень-очень хотелось стать военным. А его даже не записывали в армию. В дворянских семьях было принято: как только родится мальчик, его сразу записывали в армию. Пока он подрастёт, к моменту службы станет он сразу офицером. Саша Суворов, не смотря на протесты врачей, начал обливаться по утрам холодной водой и перестал совсем болеть. А в армию он пошёл и дослужился до чина генералиссимуса. За всю свою службу Суворов не имел ни одного поражения. Побеждал он потому, что уж очень любил и берёг своих родных русских солдат. И солдаты ему отвечали своей любовью и преданностью. Больше своего полководца – Суворова – они любили только свою Родину и были преданы ей.
Исполнение песни «Учил суворов»:
-
всем классом;
-
по группам;
-
с солистами.
«Песенка о бумажном кораблике» Б.Окуджавы.
– Все эти произведения объединяет сочетание песенности, маршевости. В них упругие, чеканные ритмы. Но главное при их разучивании – добиваться следует естественного звучания детских голосов, чтобы учащиеся не форсировали звучание мелодии.
IV. Углубление темы урока. «Богатырская симфония» А.П.Бородина
– Подвиг русских богатырей прославил в своей симфонии композитор XIX века Александр Порфирьевич Бородин.
Обратить необходимо внимание детей на новое слово «CИМФОНИЯ». Это большое многочастное музыкальное произведение для большого симфонического оркестра. В дословном переводе с греческого языка это слово обозначает «СОЗВУЧИЕ», «БЛАГОЗВУЧНОЕ СОЧЕТАНИЕ ТОНОВ». Свою симфонию Бородин назвал «Богатырская».
– Послушайте, как звучит главная тема из I части симфонии.
Вопросы для общения:
– Подумайте, почему Бородин дал всей этой симфонии такое название? – Каков характер музыки этой темы? – Что придаёт ей уверенность, героичность, мужественность? – Как звучат музыкальные инструменты большого симфонического оркестра?
Впечатление тяжёлой поступи возникает у нас благодаря особому строю мелодии, «топтанию» вокруг её начального звучания, остановок в конце каждой музыкальной фразы. Музыкальные инструменты симфонического оркестра играют одну мелодию в один голос, в УНИСОН, то есть все вместе. Это придаёт музыке особую слаженность характера музыки, единение разных людей перед лицом врага. (различные ответы учащихся можно в конце дополнить вопросом):
– Согласны ли вы с таким выражением: «Когда говорят пушки, Музы молчат?»
V. Домашнее задание: дома вместе со своими родителями ещё раз вспомните знакомые произведения искусства: стихи, рассказы, кинофильмы, песни, скульптуры, архитектурные памятники, которые созданы во славу побед защитников Отечества в войнах и различных сражениях.
|