Есть жажда творчества,
Уменье созидать.
На камень камень класть,
Вести леса строений.
Не спать ночей, по суткам голодать,
Вставать до звёзд и падать на колени.
Остаться нищим и глухим навек,
Идти с собой, с своей эпохой вровень
И пить из тех целебных рек,
К которым прикоснулся сам Бетховен.
Брать в руки гипс, склоняться на подрамник,
Весь мир вместить в дыхание одно,
Одним мазком весь этот лес и камни
Живыми положить на полотно.
Не дописав,
Оставить кисти сыну,
Так передать цвета своей земли,
Чтоб век спустя всё так же мяли глину
И лучшего придумать не смогли.
А.. Майоров «Творчество»
Творчество – это способность человека из доставляемого действительностью материала созидать новую реальность. Творчество – это ведущий метод в воспитании и обучении ребят, на который делают упор педагоги архитектурно-художественного уклона СШ №15. Творчество помогает успешно и дифференцированно усваивать материал, выделить главное и второстепенное. Творчество помогает уйти от догм в понимании искусства, так как изучаемый материал преподносится нестандартно, ярко, мобилизуя, все виды мыслительной и творческой деятельности учащихся. В процессе творчества восприятие материала идёт не только на сознательном уровне, но и на эмоциональном. Обостряется интерес, стремление справиться с поставленной задачей. Повышается результативность и глубина знаний. Умений, навыков. При этом и ученики, и учитель испытывают глубокое удовлетворение.
Понятно, что всё это возможно с подачи учителя, с его помощь и участием. Он интересное для себя делает интересным для детей. Но для этого и самому педагогу нужно быть личностью творческой и увлекающейся. Именно такие учителя-энтузиасты собрались в архитектурно-художественном уклоне СШ №15. Каждому учителю хочется работать со способными, талантливыми учениками. Но что делать, когда таких детей очень мало? Ведь спецотбора детей в художественно-архитектурный уклон нет. И если, есть у ребёнка хоть малейшее желание творить, учитель этого не упустит.
Подготовительный класс. Тема: «Дед Мороз идёт по лесу». Ирина Леонидовна Москаченкова прочла стихотворение Некрасова «Не ветер бушует над бором». Дети слушали внимательно. Образно говорили о «владениях» Мороза, о том как описан зимний лес, сравнили с пейзажем за окном, приступили к работе. Тихо звучит музыка, дети рисуют зимний пейзаж, Деда Мороза. Один Саша сидит насупившись – вот-вот заплачет. Ирина Леонидовна подходит к ребёнку, тихонько узнаёт, что случилось. Саша боится рисовать человека. «У соседки вон какой красивый!». Учитель моментально находит выход: «А может Дед Мороз только что прошёл по твоему лесу и перешёл в Катин?». Саша счастливо улыбается: «Я не буду его рисовать, а только следы на сугробах и между деревьями покажу!»
Ярко проявилась работа детского воображения: не рисуя фигуры человека, показано его присутствие, результат действия. Он нашёл удачный изобразительный приём передачи движений Деда Мороза: сочными мазками, ритмично нарисованы его «следы» на снегу. А человека рисовать он обязательно научится.
Очень ответственно, творчески подходят к урокам Ольга Григорьевна Приступа, Оксана Фёдоровна Пискун, Ольга Анатольевна Райко, Татьяна Леонидовна Романович. Их уроки разнообразны по форме и увлекательны. Уроки-сказки, приключения, путешествия, уроки-игры, экскурсии, уроки -серьёзные научные работы и т.д. И вершиной их работы является открытие отчётной выставки лучших творческих работ класса. Очень волнующий и торжественный момент. Нарядные, возбуждённые юные художники, немножко гордые ими родители и взволнованные учителя. Вот они, лицом к лицу, творцы и их творенья. Красивые торжественные слова, вручение грамот и подарков, стихи, рассказы детей о своих работах, благодарные слова родителей, сладкий стол. И ещё целый месяц живописные и графические работы детей будут украшать стены школьной галереи; и их увидят все учащиеся школы
А если в класс попадает талантливый ребёнок, то об этом будет известно всему городу. Учителя сделают всё, чтобы ребёнок мог творить и создать персональную выставку. А это не меньше 30 творческих работ за год! Вот их имена: Екатерина Капуза, Оксана Терещенко, Светлана Адриёнок, Милана Соболь, Игорь Макаревич.
Не менее творческие учителя работают и в среднем школьном звене. Умелым показом и объяснением могут увлечь Сергей Юльевич Сергейчик, Татьяна Николаевна Равинская, Светлана Михайловна Согрина. Смелым творческим решением проблемы урока отличаются Светлана Николаевна Карзан, Ирина Юрьевна Якушенкова. Сколько можно рисовать попорченное молью чучело белки? Почему не провести этот урок в краеведческом музее, где сама обстановка организует детей, заставляет делать неординарные работы. Скучно рисовать наброски муляжных овощей и фруктов? Приносим живые. Виноград, яблоки, груши, арбуз. Нарисовали, и в конце урока с удовольствием их съели. И работы получились яркие, сочные, живые.
По собственно разработанной программе проводит уроки рисунка Якушенков Иван Викторович. Его занятия изобилуют различными графическими техниками и материалами. Объяснения грамотны, продуманны и интересны.
Всю себя, свою душу, свой талант художника отдаёт детям Наталья Михайловна Сафонова. У неё не бывает скучных тем. Казалось бы, что может быть серьёзней и ответственней для девятиклассников, чем натюрморт с черепом человека. А что, если подойти к этой теме философски, как это делали голландские художники эпохи Возрождения? И вот уже перед ребятами не Наталья Михайловна, а голландский художник, в малиновом бархатном берете, рассказывающий о символическом смысле каждого предмета в натюрморте. И задача: создать не жёсткопостроенный натюрморт, а своё отношение к нему. А это уже полёт творчества.
Когда с одним классом работаешь много лет подряд, невольно сродняешься с ним. Знаешь проблемы класса, пытаешься помочь и детям в их решении и классному руководителю. Наталья Михайловна и Ирина Юрьевна не мало провели экскурсий, поездок, конкурсов, викторин, творческих турниров с ребятами своего 9 «Б» класса во внеурочное время.
Но больше всего ребятам запомнился конкурс с элементами театрализации «Космическая одиссея». Вот где проявились творческие способности и учителей и учеников.
Самый посещаемый кабинет в художественном уклоне – кабинет лепки. Настоящая мастерская творчества. Заведует кабинетом «маг и волшебник», в глазах детей, своего дела Иван Викторович Якушенков. Под его ловкими пальцами послушный комок глины легко превращается в зверушку-свистульку, в сказочную птицу или в стройный сосуд. И ребята пятиклассники, впервые попав сюда, уже никогда не прогуляют занятие без серьёзных причин. Здесь можно творить всё что угодно. Как лучше работать с глиной – научат, покажут, подскажут. А лучшую работу обожгут и даже подарят домой. Как тут не будешь стараться?
Второй по посещаемости кабинет – это кабинет художественного труда для девочек. Здесь ведёт занятия Карзан Светлана Николаевна. При разработке авторской программы она учла и внесла в неё все виды рукоделия. Вязание, макраме, ткачество гобеленов, батик, шитьё и вышивка, бисероплетение, изготовление искусственных цветов и даже художественное приготовление и оформление пищи. Всё научно обосновано и приведено в систему.
Большую роль в воспитании и развитии творческих способностей детей играет недельный выездной пленер. Пленер был задуман изначально как поощрение для самых лучших учеников художественно-архитектурного уклона. Для самых добросовестных, ответственных и способных. Прогульщики и двоечники на выездной пленер не попадут. Многих манит романтика палаточной жизни в лесу, на берегу реки или озера. Еда, приготовленная на костре, удалённость от городской суеты, шум деревьев, пение птиц, солнце, вода и свежий воздух – вот тот магнит, что притягивает ребят с неимоверной силой. Да и где так научишься понимать и изображать природу как ни в прямом контакте с ней. Тридцать ребят и шесть педагогов, на неделю вырванные из городской жизни, сливаются на природе в единую творческую группу. Организует пленер завуч уклона Александр Гаврилович Хорошавцев. С ним, вот уже несколько лет подряд, ездят одни и те же учителя Сергейчик С.Ю., Сафонова Н.М., Якушенкова И.Ю., Карзан С.Н., Якушенков И.В. Каждый раз выбираются новые места: Мир, Полонка, Щара, Лотвичи и т.д.
И обязательно отчётная выставка работ выездного пленера. Всегда проводится зимой. Именно зимой, глядя на детские работы, перед глазами встаёт жаркое ушедшее лето. В выездном пленере участвуют дети с 5-го по 8-й класс.
А вот девятиклассники весь учебный год работают над большой творческой работой – творческим проектом за весь курс обучения в архитектурно-художественном уклоне. Метод творческих проектов – лучшее решение поставленной перед учеником проблемы.
В начале года ребята определяют тему проекта, выбирают материал и технику выполнения работы. За каждым учеником закреплён опытный педагог, который помогает выбрать тему, руководит ходом работы. Дальше в течение всего года происходит анализ и переработка информации, накопление навыков и умений в той или иной технике, подбор цветовой гаммы, подготовительный эскиз и собственно выполнение работы в материале.
И вот наконец 23 мая в актовом зале, в присутствии компетентной комиссии, родителей, гостей и учителей, происходит защита курсового проекта.
Ученик показывает свою работу, рассказывает о том, как она создавалась, благодарит тех, кто руководил и помогал в её создании. Потом слово берёт руководитель проекта и делает рецензию на проделанную работу. Почти все работы заслуживают 10 баллов. Проекты бывают очень разнообразны. Это и гобелены, живописные картины, выполненные в технике гуаши и акварели, композиции искусственных цветов, платья, шторы в технике батик, пособия по стилизации, резьба по дереву, витражи и т.д. и т.п. Проектная форма работы в данном случае призвана помочь учащимся почувствовать практическую значимость полученных знаний по спецпредметам.
Творить надо учить, подготовить почву для творчества, направить творческий процесс. Вспахать почву, посеять качественное зерно, тогда всходы будут достойными и устойчивыми.
|