"Из сказки старой новые герои"(Мужской и женский образы)
27.03.2009, 13:29:29
Цель урока:используя художественные средства выразительности (линия, цвет), раскрыть характер, настроение образа (солдатика и танцовщицы), показать связь искусств (литература, музыка, изобразительное искусство) через интеграцию предметов; создать коллективное панно, используя индивидуальные работы каждого ученика; воспитание женственности в девочках, мужских качеств в мальчиках (половое воспитание).
Задачи урока: показать движение фигурки, выражение лица (линейное изображение) и при помощи цвета характер, настроение образов солдатика и танцовщицы, разместить фигурки на экране (коллективное творчество).
Материал и пособия для ученика: бумага, акварельные или гуашевые краски, простой карандаш, ластик, ножницы.
"...Блистательна, полувоздушна Смычку воздушному послушна... ...Одной ногой касаясь пола, Другою медленно кружит, И вдруг прыжок, и вдруг летит, Летиткак пух из уст Эола; То стан совьет, то разовьет И быстрой ножкой ножку бьет..."
"...один солдат на свете жил, Красивый и отважный, Но он игрушкой детской был, Ведь был солдат бумажный, Он переделать мир хотел, Чтоб был счастливым каждый, А сам на ниточке висел, Ведь был солдат бумажный..."
Здравствуйте, ребята. Сегодня вам предстоитсочинить сказку. Но сначала послушайте, как начиналась одна изсказок Г.Х.Андерсена: "Было когда-то 25 оловянных солдатиков, родных братьев по матери - старой оловянной ложке; ружье на плече, голова прямо, красный с синим мундир - ну, прелесть что засолдаты!Все солдатики были совершенно одинаковы, кроме одного..., и он-то как рази оказался самым замечательным из всех..."
Наверное, солдатики любимые игрушки мальчишеквсех времен и народов. Андерсен писал сказки об игрушечных солдатиках, композитор Чайковский написал "Марш деревянных солдатиков", а бардом Б. Окуджавойнаписана "Песня о бумажном солдатике".
Каким бы ни был солдатик: оловянным, деревянным, бумажным или пластмассовым, он непременно должен быть храбрым и честным!
- А еще каким должен быть солдат? Какие имена-прилагательные подойдут к образу солдатика?
Работа с табличками: предлагаю детям среди прилагательных мужественный, храбрый, честный, жестокий, трусливый, глупый, выбрать подходящиек образу сказочного героя. Помните, в сказке есть и женский образ - бумажная танцовщица:
"...На столе, где очутились солдатики, было много разных игрушек, но больше всего бросался в глаза чудесный дворец из картона...,но милее всего была барышня, стоявшая на самом пороге дворца. Она тоже была вырезана из бумаги и одета в юбочку из тончайшего батиста: через плечо у нее шла узенькая голубая ленточка в виде шарфа, а на груди сверкала брошка... Барышня стояла на одной ножке, вытянув руки, - она была танцовщицей..."
Наверное, пока я читала эти строки, вы представляли себе легкую фигурку танцовщицы.
А вот как красиво написал о балерине поэт А.С.Пушкин. Читаю отрывок из "ЕвгенияОнегина".
- Какие имена-прилагательные, слова-определения подойдут к образу танцовщицы? Какая она?
Работа с табличками (слова определения). Предлагаю детям выбрать подходящие слова среди имен-прилагательных: нежная, легкая, злая, хитрая, прелестная, грубая, быстрая.
Поэты и писатели, рассказывая о характере и настроении своих героев, пользуются словами,
- скажите, а как композитор, музыкант может передать свои чувства?
- можно ли в танце через движение показать радость или печаль?
- а как художник рассказывает о своих героях в рисунках? При помощи чего он может передать настроение, характер, действия людей?
Работа с цветовыми таблицами и таблицей "Выражение лица".
- Может ли художник нарисовать движение?
- Сейчас зазвучит музыка, вам нужно будет определить: кому из наших героев подходит эта музыка и показать мне подходящее герою движение, а я попробую изобразить это движение на бумаге.
Звучат марш и вальс, дети двигаются под музыку, я показываю схематично движение, затем одеваю фигурки.
- Видите, это возможно!И совсем не трудно. Теперь вы знаете, что художник может рассказать о настроении и характере своих героев при помощи движения, выражения лица, цвета. Давайте и мы нарисуем для своей сказки игрушечных героев-солдатиков и танцовщицу. Девочки нарисуют барышню танцовщицу, а мальчики бравого солдата. В нашей сказке они будут вырезаны из бумаги.
- Скажите ребята, как вы будете рассказывать о своих героях? Что нужно сделать, чтобы передать настроение, характер образа? 1. Показать движение. 2. Передать выражение лица. 3. Выбрать цветовую гамму.
Выполнитьэти главные задачи сегодняшнего урока вам помогут таблички.
А начнем мы с построения и передачи движения. У меня помощники куклы на доске, а у каждого извас есть маленькие подвижные куклы на партах. Попробуем подвигать их ручки и ножки.
- Покажите движение танцующей барышни, а теперь марширующего солдатика.
Сначала вы схематично, т. е.линиями нарисуете направление туловища, рук, ног, а затем оденете фигурку: движение фигурки будут повторять линии одежды, но помним, что туловище, руки, ноги не могут быть одинаковой толщины.
Итак, ребята,придаем куколке подходящее движение, внимательно смотрим на направления линий рук, ног и легкими касаниями карандаша намечаем их на бумаге, затем одеваем фигурку, можете воспользоваться таблицами "Костюм", а затем рисуем выражение лица, прическу.
После того, как фигурки танцовщицы и солдатика будут нарисованы линейно, аккуратно вырезаем их. Перед работой ножницами повторяем правила безопасности при работе с ножницами.
Вырезанную фигурку дети раскрашивают, подбирая подходящую цветовую гамму для одежды, волос, глаз. Напоминаю детям, что работу начинаем с крупного, затем переходим к мелким деталям.
В конце самостоятельной работы провожу беседу.
- Ребята, чему вы сегодня научились?
О чем может художник рассказать другим при помощи линий, цвета? Выражения лица героя, его движения?
Я вижу, что вы также справились с этой работой, у вас получились очень милые и прелестные барышни и мужественные бравые солдатики!Готовы ваши сказочные герои и нам осталось сочинить конец нашей сказки.
Помните, как заканчивается сказка Г.Х.Андерсена "Стойкий оловянный солдатик"?
"...После всех приключений... солдатик вновь оказался в той же самой комнате, увидал тех же детей, те же игрушки и чудесный дворец с прелестной маленькой танцовщицей... Он смотрел на нее, она на него, но они не обмолвились ни словом... Вдруг один из мальчиков схватил оловянного солдатика и ни с того, ни ссего швырнул его прямо в печку. Наверное, это все тролль подстроил!
Оловянный солдатик стоял охваченный пламенем: ему было ужасно жарко, от огня или от любви - он и сам не знал. Краски с него совсем слезли,он весь полинял: кто знает от чего - от дороги или от горя? Он смотрел на танцовщицу, она на него, и он чувствовал, что тает, но все еще держался стойко с ружьем на плече. Вдруг дверьв комнате распахнулась, ветер подхватил танцовщицу, и она, как бабочка, порхнула прямо в печку к оловянному солдатику, вспыхнула разом и - конец!
А оловянный солдатик растаял и сплавился в комочек. На другой деньгорничная выгребала изпечки золу и нашла маленькое оловянное сердечко; от танцовщицы же осталась одна брошка..."
- Как вы считаете: печальный или счастливый конец у сказки Г.Х. Андерсена?
В наших силах изменить конец этой грустной истории.
Посмотрите, прекрасный дворец ждет гостей. Сейчас начнется бал. И, конечно же, первыми на бал приглашаются барышни. Барышни займут места в зале, располагаясь, помнят о том, что крупные фигурки помещаем ниже, они будут находиться ближе к зрителю, а более мелкие - дальше, значиткрепим их выше.
А теперь кавалеры-солдатики подойдут и пригласят на танец барышень. Также соблюдая правилоперспективы: близко - крупно - низко, далеко -мелко - высоко.
- Посмотрите, как весело, как многолюдно стало во дворце.
Хорошая у нас получилась сказка? Спасибо вам, прелестные барышни, спасибо стойкие солдатики за прекрасных героев, за добрую сказку.
..Играет музыка, кружатся в танце пары, Герои новые изнашей сказки старой, Солдатик стойкий с тоненькой подругой Сегодня снова обрели друг друга. Я вам хочу, друзья мои, признаться, Что жаль мне с этой сказкой расставаться, Со сказками встречайтесь вновь и вновь И в сердце каждого пускай живет любовь...