Задачи:
- Повторить пройденный материал по теме «Городецкая роспись»;
- Познакомить учащихся с композицией разделочной доски Городца;
- Учить составлять композицию с конем (птицей), цветочным орнаментом;
- Формировать специальные умения и навыки в рисовании кистью городецкой росписи;
- Настраивать детей на праздничное, радостное восприятие произведений народного искусства.
Оборудование:
Для учителя:
- Произведения художников Городца;
- Разделочные доски с конем и птицей;
- Конверты с шаблонами коня и птицы кружки, бумага, гуашь, кисть.
Для учащихся:
- Бумага, гуашь, палитра, банки с водой.
План урока
1. Организационный момент
2. Повторение ранее изученного материала
а Игра «Кто - кого»
3. Объяснение нового материала
а Знакомство с разделочной доской
б Композиция разделочной доски
в Цветовое решение
4. Самостоятельная работа учащихся
а Фронтальная и индивидуальная работа с классом
б Предупреждение, выявление и исправление типичных ошибок
- композиционное решение
- выбор цвета
- сходство с элементами городецкой росписи
- Последовательность выполнения работы
5. Коллективный анализ детских работ по следующим критериям:
- Правильное композиционное решение;
- Цветовое решение;
- Аккуратность;
- Творческая самоотдача.
6. Итог урока.
Ход урока
Учитель входит в класс, здоровается с детьми, начинает занятие.
Тема нашего урока «Композиционное решение разделочной доски».
Прежде чем приступить к изучению нового материала, вспомним историю возникновения городецкой росписи.
Я буду задавать каждой команде по вопросу, таким образом мы поиграем и повторим.
Розан, откуда произошло название цветка «купавка» в Городецкой росписи?
Купавка, откуда произошло название «розан»?
Розан, Где зародилась сказочная роспись?
Купавка, Чем отличается купавка от розана?
Розан, какие цветы еще вы знаете?
Купавка, расскажите о сочетании цвета в городецкой росписи.
Розан, Только ли цветы изображены мастерами Городца в работах?
Купавка, каким образом можно расположить птицу и коня в композиции?
Молодцы! Вы хорошо усвоили пройденный материал.
Больше правильных ответов дала команда…..
-Давайте подумаем, для чего служит разделочная доска?
Вообще, ребята, «разделочная» от слова «разделывать» т.е. резать.
Такая досочка есть у каждой хозяйки. Служит она для резки овощей, фруктов, мяса, хлеба и пр.
А еще досочка может быть украшена любым узором и любой росписью.
Наши - будут украшены городецкой росписью.
Обратим внимание на доску:
Порой мастера изготавливают целые наборы из таких досочек.
Причем их формы многообразны.
А что изображено на досочках?
Посмотрите, здесь изображен конь, над ним изображена гирлянда цветов – ромашек и купавок.
А здесь – чудесная птица, которая охвачена полосой орнамента.
Теперь послушайте меня внимательно.
На сегодняшнем уроке мы с вами будем выполнять расписную разделочную досочку.
Я вам дам по 3 конверта на парту:
-В первом конверт шаблоны разделочных досочек. выберите понравившуюся вам форму и обведите на большой лист.
2 конверт – разной величины кружки.
Внимание на доску:
Я обведу изображение досочки. Затонирую ее коричневой светлой краской. Так я добилась сходства с деревянной доской.
2-м этапом будет составление композиции.
Предположим, я выбрала птичку. Расположу ее посредине.
Снизу и сверху «пущу» цветочный орнамент: крупные цветы расположу по средине, а по краям – мелкие.
3 этап – работа в цвете.
Делаю замалевок. Цвета выбираю яркие, теплые, т.к. у меня хорошее настроение.
Осталось выполнить оживку. Она будет белой.
- Кто расскажет, как выполняется «оживка»?
Спасибо, все согласны с Колей?
Последовательность выполнения будет на доске, не забывайте об этом.
Ваша работа должна получиться:
-С красивым, правильным расположением;
-Изображение достаточно крупное;
- Аккуратно:
- Творчески.
Приступаем к работе.
Веду индивидуальную и фронтальную работу с классом.
Урок подходит к концу. наша задача – оценить работы. А оценивать мы будем на Городецкой ярмарке.
Вывешиваю на доске надпись «Ярмарка», компаную детские работы. Вместе с детьми анализирую работы по критериям, которые определялись в начале практической части урока.
Все молодцы! Работы получились яркие, красочные.
Подведем итог урока.
-какие новые элементы сказочной росписи вы узнали?
-что вы можете сказать о разделочной досочке?
-Как располагается композиция на разделочной доске?
-Каковы этапы выполнения Городецкой росписи на разделочной доске? |