Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 28.03.2024, 13:16:00
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [190]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [233]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [185]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [214]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Леонардо да Винчи – многогранный гений эпохи
13.04.2009, 13:12:11

Цель урока:     Раскрыть человеческую и художественную индивидуальность Леонардо да Винчи, ставшего символом эпохи Возрождения

 

Задачи урока:

1.  Создать условия для восприятия и осознания творческих работ Леонардо, как высокохудожественных образов, как явления эпохи и в связи с современностью.

2.  Проанализировать особенности выразительных средств живописи Леонардо в контексте с задачами эпохи Возрождения.

3.  Выделить проблему нравственных критериев оценки вопросов, связанных с образом совершенного человека, цены предательства. «Иуды погубительный расчет» – информация к размышлению, тема домашнего задания.

 

Тип урока:      урок расширения и углубления в тему культуры эпохи.

 

Форма урока:  урок – лекция, визуализация.

 

Жанр урока:   урок – драма, метод художественно–педагогической драматургии.

 

Оборудование:      

1.  Видео, аудио проекционная  аппаратура.

2.  Слайды: «Джоконда», Автопортрет, «Тайная вечеря» и фрагменты этой работы.

3.  Репродукции работ Леонардо до Винчи для оформления доски.

4.  «Великая картина Леонардо», видеозапись.

5.  «Лютневая музыка XIVXVв.в.».

 

 

         В эпоху Возрождения создавалось новое мировоззрение, шедшее на смену средневековому образу мыслей. Оно по-новому объясняло жизнь и особенно – место и назначение в ней человека. Новое направление мысли, обращенное к человеку и творению его рук, создали особые условия для формирования общественного сознания.

       

Вопрос к классу:    Каким был идеал культурного человека в эпоху Возрождения?

 

        Предполагаемый ответ:

Овладение всем богатством культуры открывает путь к истине через богатство своего внутреннего мира, человек обретает  связь с Богом и приобщается к действенной любви к ближнему. Идеалом эпохи становится человек всесторонне образованный, искренне верующий, беззаветно преданный науке и литературе, влюбленный в античность, благородный, красивый и внутренне, и внешне, выдающийся человек, оказывающий необыкновенное воздействие на духовную культуру современного ему общества.

В чем состояла принципиальная новизна ренессансной живописи?

 

        Предполагаемый ответ:

Возрождение создавало новую художественную реальность. Начинается поиск приемов передачи на плоскости объема и трехмерного пространства. Возрождается принцип светотеневой моделировки форм, фигуры приобретают плотность и объем. Традиционные античные сюжеты изображаются в мире, наделенном свойствами реальности – объемом,  пространственной глубиной, материальной вещественностью.

        Значит, чтобы определить действительно ли Леонардо да Винчи соответствовал идеалу своей эпохи и по праву  поднят на высоту гения, мы должны проследить его творчество в соответствии с определенными принципами. Современники утверждали, что Леонардо «пил из источника». Обратите внимание на эпиграф «Кто может пить из источника, не станет пить из сосуда».

        Как вы понимаете эту фразу? Конечно, вода в источнике и слаще и целебнее. Гений Леонардо искал и находил все сам, шел своей дорогой, а не использовал уже найденное.

        Посмотрим работы художника (Слайды в сопровождении музыки: «Мадонна Бенуа», «Мадонна Литта», «Мадонна в Гроте», «Дама с горностаями». В них мастер обходится безо всякого символизма и заменяет сухую аллегорию движением и жизнью. Местом действия чаще выбирается природа, где на свежем воздухе, в окружении прекрасной природы живут его персонажи. Обратите внимание на работу «Мадонна в гроте». Мать Бога среди скал, в пещере, обнимая правою рукою младенца, осеняет левою сына, как будто, желая соединить обоих – человека и Бога – в одной любви. Это не подробный повествовательный тип жанровой сцены и не статичный образ торжественного предстояния. Это принципиально новое искусство, вечно длящееся состояние.

        Но по этим работам трудно сделать вывод, был ли Леонардо совершенным человеком. В словаре Ожегова написано: совершенство – высшая степень какого-то положительного качества, полнота всех достоинств.

Можете ли вы привести пример совершенного человека?

        Трудно, почти невозможно.

Был ли Иисус совершенной личностью?

Иисус просветленный, он знает истину. Он изведал всю глубину страдания и боли. Ему не надо плакать или смеяться, чтобы выразить свои чувства – мы видим его отношение сразу. Достиг ли Иисус высшей степени совершенства? Да!

        Мы далеко не совершенны. Но мы приобретаем опыт. Ведь мы не напрасно смотрим видеофильмы с картинками ужаса, страдания, боли. Мы тем самым раздвигаем границы своего опыта.

        На одном из портретов Леонардо написана женщина. Это была любимая модель художника.

        «Джоконда Мона Лиза». Кто она? Богиня? Женщина? Любовница?  Похожа ли она на современницу? Что привлекло вас в ней?

        В ней магия реалистического искусства Возрождения. Нет композиции более простой и ясной, более завершенной и гармоничной. Контуры смягчены полусветом. Пристальность взгляда заостряется общим спокойствием фигуры. Все живет и трепещет в ее фигуре, она подлинна, как сама жизнь. А на лице ее играет улыбка, которая приковывает взгляды зрителей. Эта улыбка особенно поразительна в контрасте с направленным на мастера бесстрастным, словно испытывающим взглядом. Художник и модель изучают друг друга. Эта женщина знает, помнит или предчувствует что-то нам еще недоступное. В ней – ее судьба. Джоконда была третьей женой Франческо дель Джоконда, ее жених нашел добровольную смерть на поле боя. Она достигла тайны жизни. Она мудра. Три года общения соединили художника и модель. Что их объединяло? Это не была тайна любви, это была тайна жизни. В ее глазах вселенская мудрость. Портрет Джоконды – воплощение мастера в женском образе. Сравните с автопортретом Леонардо, выполненном на склоне лет, экспозиция автопортрета и портрета «Джоконды Моны Лизы».

«Лицо старика, не скажешь, что доброе – борода колдуна, череп строгой лепки и магические глаза, горящие в глубоких впадинах – лицо человека, изведавшее страсти, искушения ума, бездны разочарования, лицо, в котором читается опытность. сила духа и благородство.

Кто он? Кем себя считал? Можно предположить, что детство Леонардо прошло не особенно радостно. Незаконнорожденный сын, имел трех мачех. Но красивый, отличавшийся при этом необыкновенным умом и приветливым характером, мальчик стал всеобщим любимцем и баловнем. В детстве он усердно занимался математикой, древними языками и историей. В виде развлечения занимался музыкой – играл на арфе и скрипке, но достиг в этом совершенства. Преимущественное внимание юного  Леонардо было всегда обращено на изучение человека, причем, он наблюдал где мог и все, что мог, и не ограничиваясь наблюдениями, производил настоящие художественные опыты. Об этих наблюдениях сохранилось много анекдотов. Человека с необычными чертами лица  он преследовал до тех пор, пока детально не запоминал его. Иногда таких «людей» он приглашал к себе домой, хорошо угощал, а затем рассказывал им уморительные истории. Или старался вызвать чувство страха, неожиданно показывая чудовищных животных, которых мастерил сам. А затем рисовал. Много черновой работы необходимо сделать, прежде чем добьешься мастерства, Леонардо обнаруживал гениальность в каждой сфере, с какой соприкасался, но избегал законченности, словно ее боялся. До нас дошли 7000000листов дневника, написанного тайной письменностью (он писал справа налево, переворачивая буквы). В дневниках, которые начали изучать только в XIX веке, есть все: физика, математика, астрономия, история, философия, новеллы, механика.

Его манускрипты – подлинное чудо. Гениальными рисунками, перед которыми у нас, людей XXI века дух захватывает, Леонардо иллюстрировал великие мысли, острейшие наблюдения, глубокие, изумляющие нас провидение.

Леонардо угадал многое, что не знали еще люди. Он мечтал получить силы  природы человеческой воле. Леонардо провел чуть ли не всю жизнь в общении с «сильными мира сего», в больших городах и в самом водовороте событий, но был всегда одинок. Это было «одиночество вершины». Последним покровителем Леонардо был французский король Франсиск I. При французском дворе он вызывал всеобщее восхищение и был законодателем во всем. Умер он в замке Клу, близ Ашбуаза, в возрасте шестидесяти семи лет.

 

Дух нового времени достигает высочайшего совершенства в идеальнейшем его произведении «Тайная вечеря».

Здесь Проявился весь гений Леонардо, как в замысле, так и в исполнении. На долю Леонардо выпало воплотить в сильных и глубоко продуманных образах моральное торжество христианской идеи, заметное более всего там, где ей грозит самое низкое предательство.

Экспозиция работы «Тайная вечеря».

Леонардо понял, что наиболее драматический момент тайной вечери наступает тогда, когда Иисус говорит своим ученикам: «Один из вас предает меня».

Изобразить душевные движения всех двенадцати апостолов – людей, различных по возрасту, темпераменту, общественному положению, - и не впасть при этом ни в однообразие, ни в преувеличение, - такова была необычайно сложная задача. Но самая главная трудность – изображение фигуры Христа, которая должна была выделяться среди его любимейших и пламеннейших учеников. Леонардо справился с этими трудностями. В этой картине все – мысль, здесь нет ничего случайного. Описать фигуру Христа невозможно: ее надо видеть. В нем Леонардо воплотил идею бесконечной любви и кротости. Выражение лица грустно, но величественно и спокойно.

Иуда сидит по правую руку от Иоана. Он отодвигается от стола. Он поражен тем, что его предательство известно Христу. Судорожно протянута его левая рука, еще более конвульсивно снимает правой рукой кошелек (Иуда был казначеем). Иуда делает движение, которое выдает его, и опрокидывает солонку – другая примета. Какая главная черта должна быть у Иуды? Жадность к деньгам? Расчет? Сомнение? Страх?

Можно рассмотреть психологическое состояние каждого человека, сидящего за столом – это целая драма человеческих чувств.

 

Какой ценой достается совершенство?

Ценой каких несбывшихся забот?

Кого безбожный гений предает

В последний миг предгробного блаженства?

 

Усталой мысли недозрелый плод,

Ума холодного угрюмое надменство.

Предательство в обносках джентльменства

Иуды погубительный расчет.

 

Невыносима точной мысли голость.

Ее огнем сжигается дотла

Лукавство изворотливого зла.

Но чтобы истины услышать голос,

Необходимо, чтоб любовь свела

Мысль мудреца и детскую весело.

                               Ю.А.  Шрейдер (философ и мыслитель)

 

Осмысливая работы Леонардо, попробуйте ответить на вопросы:

1) Композиция была выполнена в течение 1 года. На поиски

Иуды и Христа ушло 16 лет. Как вы считаете почему?

2) Почему Иуда предал Христа?

3) Какова цена предательства?

4) Чем работы могут быть полезны для нас, людей XXI века?

5) И последнее: Чудак или гений Леонардо да Винчи?

 

        Не менее интересна и судьба картины. Это гениальная работа  историка не только временем, но, прежде всего, варварством доминиканских монахов, которые, желая увеличить свои врата, отрезали нижнюю часть картины, не пощадив даже ног Христа и ближайших к нему апостолов. После этого можно простить солдат Бонапарта, которые в 1796 году превратили храм в конюшню и забавлялись тем, что бросали в головы апостолов кирпичи.

        Сегодня работа, по возможности, расчищена и восстановлена.

Категория: ИЗО | Добавил: tineydgers | Теги: гений эпохи, Джоконда, Тайная вечеря, эпоха Возрождения, автопортрет, Леонардо да Винчи
Просмотров: 1676 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0