Цель: формирование представления об историческом жанре в живописи через обобщение знаний о жизни и творчестве великого художника в занимательной форме.
Задачи:
1. Актуализировать и расширить приобретенные знания о жизни и творчестве В.И.Сурикова через работу с описаниями поисков прототипов в реальной жизни художником для своих полотен;
2. Прививать интерес к прошлому своего народа, Родины через самостоятельное извлечение информации об историческом событии или героях прошлого, изображенных в картинах В.И.Сурикова.
3. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к искусству через знакомство с репродукциями картин В.И.Сурикова на историческую тему.
4. Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность через использование нетрадиционной формы проведения урока.
5. Создать атмосферу общего успеха через работу в группах и "беспроигрышного" варианта результата урока
Ожидаемый результат:
-
у учащихся сформируется представление об историческом жанре живописи как трудоемком подготовительном процессе, где художник прибегает к натурным зарисовкам и ищет прототипы для своих полотен в реальной жизни;
-
углубление знаний у учащихся, полученных на предыдущих уроках, а также их обобщение о жизни и творчестве нашего величайшего земляка;
-
умение учащихся направить свою деятельности в нужное русло для работы на последующих уроках, где им необходимо будет создать живописную работу, посвященную страницам истории.
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Тип урока:обобщение и систематизация знаний.
Формы:фронтальная, групповая.
Подготовительный этап:деление класса на 3 группы-команды; домашнее задание к уроку (КОЗ 1).
Оборудование и материалы:
Зрительный ряд:
-
кроссворд;
-
Автопортрет В.И.Сурикова, 1879г.;
-
"Утро стрелецкой казни", 1881г. и фрагменты картины;
-
"Меншиков в Березове", 1883г. и фрагменты картины;
-
"Боярыня Морозова", 1887г., фрагменты картины и эскизы к картине;
-
"Покорение Сибири Ермаком", 1895г. и фрагменты картины;
-
"Переход Суворова через Альпы", 1899г. и фрагменты картины;
-
" Степан Разин", 1906г. и фрагменты картины.
Раздаточный материал:
-
сигнальные карточки;
-
цветные жетоны с указанием кол-ва баллов (красный - 5б., зеленый - 4б., синий - 3б., оранжевый - 2б., желтый - 1б.).
План урока.
-
Мотивация учащихся, сообщение правил игры, разгадывание кроссворда - 5 мин.
-
Сообщение темы и ожидаемого результата урока - 2 мин.
-
Рыночные торги - разыгрывание лотов и их фрагментов, сообщения учащихся по ходу игры - 23 мин.
-
Динамическая пауза (после разыгрывания 2-3 лотов) - 2 мин.
-
Рефлексия, сообщение домашнего задания - 5 мин.
-
Подведение итогов игры - 3 мин.
Ход урока
Мотивация, сообщение правил игры, разгадывание кроссворда.
Презентация.
Сегодня мы проводим необычный урок - аукцион знаний (слайд 1).
- На продажу выставлены поистине бесценные вещи, купить которые сможет любая команда в обмен на знания по изобразительному искусству. Помогать вам будут внимание, сообразительность и дружная работа в команде.
Правом ответа будет служить сигнальная карточка. Обязательное условие - выслушивание задания до конца. За каждый правильный ответ, счет команды будет увеличиваться.
Но прежде чем мы начнем, каждая команда должна внести залог, доказав свою способность участвовать в аукционе.
Итак, вам необходимо разгадать кроссворд и определить жанр живописи, о котором пойдет сегодня речь. За каждый правильный ответ (в этом задании) вы получите по 2 балла (слайд 2).
Карикатура, набросок (Рисунок).
Задний пространственный план картины (Фон).
Морской пейзаж (Марина).
Основной язык живописи (Цвет).
Произведение, выполняемое художником с натуры (Эскиз).
Контрольное слово - Исторический (жанр).
2. Сообщение темы и ожидаемого результата урока.
- Верно, говорить мы сегодня будем об историческом жанре. А что это за жанр?
- Один из важнейших в изобразительном искусстве, который объединяет произведения, запечатляющие исторические события, героев прошлого.
Кто из художников является ярким представителем этого жанра (слайд 3)?
- Правильно, это Василий Иванович Суриков (появляется портрет Сурикова).
А что вы знаете об этом художнике? Когда и где он родился?
Ответы детей (появляются даты жизни)
- Родился Василий Иванович 24 января 1848 года. В этом году вся страна отмечает 160-тилетие со дня рождения нашего великого земляка.
И сегодняшний урок посвящен памяти этого замечательного художника
Итак, тема нашего урока "Историческая тема в живописи" (слайд 4).
- Думаю, сегодня вы узнаете много нового и интересного о жизни и творчестве Сурикова, а также покажете свои знания, полученные на
предыдущих уроках. Всем командам желаю успехов!
Итак, начинаем?!
3.Рыночные торги.
Разыгрывается ЛОТ №1 (слайд 5).
Лот закрытый. Чтобы его открыть, необходимо собрать его из кусочков - фрагментов таким образом, как делал это Суриков, отыскивая героев своих картин среди родных и случайных прохожих. В каждом из фрагментов вам нужно определить образ того или иного персонажа, запечатленного в работах Сурикова по его описаниям из воспоминаний В.И.Сурикова. За каждый правильный ответ вы получите определенное количество баллов (слайд 6).
Фрагмент 1.Этот предмет Суриков разглядел у одной богомолки, неспешно шагавшей в Троицко-Сергиев монастырь. Он настолько понравился ему, что закричал: "Бабушка, дай :!" А старушка-то его со страху бросила - думала разбойник. Тяжелый, огромный, этот предмет отлично пришелся уже написанному к этому времени страннику (Посох - 5 баллов).
Фрагмент 2.Его прототип был найден Суриковым на одном из московских рынков. "Вижу - он. Такой вот череп у таких людей бывает:В начале зимы было. Снег талый. Я его на снегу так и писал. Он в одной холщовой рубахе босиком у меня на снегу сидел. Ноги у него даже посинели. Я ему три рубля дал: Так на снегу его и писал" (Юродивый - 4 балла).
Фрагмент 3.Варсанафий Закаурцев долго служил в сухобузимской церкви и часто бывал в доме у Суриковых. Был у него грешок - любил выпить. Однажды Варсанафию пришлось сопровождать Васю в красноярскую школу: мать не могла бросить отца, находящегося при смерти. По дороге Закаурцев заехал пообедать в какую-то забегаловку и не удержался от искушения, в итоге не смог править санями. Благо опыт у пацаненка Васи был. Так вот Суриков встретил как-то Закаурцева в Красноярске. Варсанафий выглядел бомжем, его выгнали из церкви за пьянство. Суриков уговорил его позировать ему для этюда. Так хитрое лицо Закаурцева и появилось в картине (Священник - 3 балла, возвращаемся к лоту №1).
ЛОТ №1 - "Боярыня Морозова" - 1 балл.
- Вы можете дополнительно принести команде 5 баллов, рассказав об историческом событии или герое картины (сообщение учащихся - 5 баллов).
Разыгрываем ЛОТ №2 (слайд 7, затем слайд 8).
Фрагмент 1. Рыдая, безмолвно "кричит" она в страшном горе (Женщина - 5 баллов).
Фрагмент 2.Глаза его горят яростным гневом. Этот человек - меч истории, в его плотно обтянутой зеленым кафтаном фигуре - всепобеждающий напор, сила (Петр1 - 4 балла).
Фрагмент 3. Однажды семья Суриковых поехала на могилу отца. Вася сильно простыл, его положили в сани и повезли. Дорога шла через бор. Вдруг из леса вышел варнак (беглый каторжник) и взял под уздцы лошадь. Мать кинулась ему в ноги: "Пощади, не убивай! Я одна детей воспитываю, без отца". Но каторжник был неумолим. И если бы не звон колокольчиков случайной повозки, все могло бы закончиться трагедией: Ненавидящий взгляд варнака, лишившегося добычи, Вася запомнил на всю жизнь. И написал он его точно таким же - яростным и озлобленным на Россию (Рыжий стрелец - 3 балла).
ЛОТ №2 - "Утро стрелецкой казни" - 1 балл. Сообщения учащихся - 5 баллов.
Динамическая пауза.
Кто из вас любит спорт? За качественную разминку, проведенную с ребятами, один из вас может принести дополнительные баллы команде.
Разыгрываем ЛОТ №3 (слайд 9, 10).
Фрагмент 1."Комнаты у нас в доме были большие и низкие. Мне, маленькому, фигуры казались громадными. Я потому всегда старался или горизонт очень низко поместить, или фону сделать поменьше, чтобы фигуры больше казались" (Пространство избы - 5 баллов).
Фрагмент 2.В основу ее образа лег акварельный этюд с жены художника (Старшая дочь, Мария - 4 балла).
Фрагмент 3.Суриков долго искал его прообраз. И вот как-то "раз по Пречистенскому бульвару идет он, - рассказывает Суриков. - Я за ним: квартиру запомнить. Учителем был математики. В отставке. В первый раз и не пустил меня совсем. А во второй раз пустил. Позволил рисовать. На антресолях у него писал. В халате, перстень у него на руке, небритый:" (Меншиков - 3 балла).
ЛОТ №3 - "Меншиков в Березове" - 1 балл. Сообщения учащихся - 5 баллов.
Разыгрывается ЛОТ №4 (слайд 11, 12).
Фрагмент 1. Обычные люди, но это чудо-богатыри, способные на невиданные подвиги: "Верхние тихо едут, средние поскорее, а нижние совсем вниз летят" - говорил Суриков (Солдаты - 5 баллов).
Фрагмент 2.Остроконечными пиками громоздятся ледяные глыбы. Чтобы написать их, Суриков отправился туда, чтобы увидеть самому эти неприступные скалы. Он скатывается с заснеженных круч, чтобы почувствовать скольжение, испытать стремительность спуска (Альпы в Швейцарии - 4 балла).
Фрагмент 3.Этому человеку не нужны ни победы, ни лавры, но он нужен Отечеству (Александр Васильевич Суворов - 3 балла).
ЛОТ №4 - "Переход Суворова через Альпы" - 1 балл. Сообщения учащихся - 5 баллов.
Разыгрываем ЛОТ №5 (слайд 13, 14).
Фрагмент 1.В его раздумьях отразились размышления о жизни самого художника. Существует мнение, что во внешнем облике этого человека Суриков запечатлел свои портретные черты (Степан Разин - 5 баллов).
ЛОТ №5 - "Степан Разин" - 1 балл. Сообщения учащихся - 5 баллов.
Разыгрывается последний ЛОТ №6 (слайд 15, 16).
Фрагмент 1.Из письма Сурикова брату и матери: ":Написал два лица:, очень характерные. Завтра будет войсковой станичный круг. Посмотрю там, что пригодится" (Казаки - 5 баллов).
Фрагмент 2. Эти люди приносили разрушения. Множество русских людей угонялось ими в рабство. Они опустошали сибирские земли, наводили ужас на сибиряков (Татаро-монголы, сибирские татары - 4 балла).
ЛОТ №6 - "Покорение Сибири Ермаком" - 1 балл. Сообщения учащихся - 5 баллов.
Рефлексия, сообщение домашнего задания.
- Молодцы, ребята! Наши рыночные торги заканчиваются, и прежде, чем мы подведем итоги аукциона, давайте обобщим все то, о чем мы сегодня говорили (слайд 17).
Что нового вы узнали на уроке?
- Какие темы, на ваш взгляд, являются великими темами жизни?
- Какие исторические события скрываются за образами персонажей картин В.И.Сурикова?
- Как вы понимаете слова Сурикова: "Нет ничего интереснее истории, только читая историю, понимаешь настоящее"?
- Какие качества должны быть присущи художнику, работающему в историческом жанре живописи?
- Назовите художников, работавших в историческом жанре живописи?
- Назовите литературные произведения, в которых описываются какие-либо исторические события?
- Какие цвета помогают выделить в композиции смыслообразующий центр?
- Какой вывод вы можете сделать?
- Историческая картина не может родиться без трудоемкой подготовительной, поисковой работы. Каждая деталь в картине - явление не случайное, чтобы достичь достоверности, художник прибегает к натурным зарисовкам и наброскам, ищет прототипы для своих полотен в реальной жизни.
К следующему уроку каждый дома ответьте на вопросы и свои суждения запишите в "поисковой" тетради (Приложение №2 - раздается каждому учащемуся).
Подведение итогов игры.
А теперь проведем подсчет количества набранных баллов. Проигравших сегодня не будет. Вы все хорошо потрудились (слайд 18).
Спасибо за работу на уроке (слайд 19).
Выставление оценок. |