Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 16:19:55
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Бессмертный образ. Урок по мировой художественной культуре
20.04.2009, 19:41:16

Цель урока: проследить за формированием образа Мадонны в творчестве Рафаэля и сделать вывод: какие изменения он претерпел.

Урок начинается с чтения учителем отрывка стихотворения А.Пушкина "Мадонна”:

Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
Исполнились мои желанья. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образ.

А. Пушкин

-? О ком эти строки?

(о Мадонне, Марии, богородице)

Человек, о котором сегодня на уроке пойдет речь, а точнее, о чьих произведениях – на экране.
 

-? Что вы можете о нем рассказать?

(Большие, задумчивые глаза, нежное лицо)

Он был на 30 лет моложе Леонардо, а умер почти одновременно с ним, прожив 37 лет. Недолгая, но плодотворная жизнь. Он был если не столь универсальным, как Леонардо, то все же очень разносторонним художником: и архитектором, и мастером портрета. Но больше всего он известен как создатель дивных "Мадонн”.

Среди множества работ хорошо известны самое раннее и самое позднее произведение:
  

Учитель показывает одновременно

"Мадонну Конестабиле” и "Сикстинскую Мадонну”

Объявляется тема урока: Бессмертный образ.

Предлагается проблемный вопрос: Как меняется образ матери?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратимся к его творчеству.

Перед нами "Мадонна Конестабиле” (1502-1503г.г.) О 17,5

- Какова композиция картины?

(Она вписана в круг, "тондо”; впоследствии Рафаэль очень часто будет к нему обращаться. У Мадонны гладкие волосы, ниспадающее покрывало охватывает фигуру сверху донизу единым плавным контуром. Мать и дитя трогательны и простодушны.)

- Что соединяет Мадонну и ребенка в компактную группу?

(Молитвенник.)

- На каком фоне изображена Мадонна?

(На фоне природы: это Умбрия - родине места Рафаэля. Мягкие линии холмов, тонкие, стройные деревья, весенняя, пробуждающаяся природа воспринимается аккомпанементом образу мадонны, юной, чистой, как окружающий её мир.)

- Почему Рафаэль выбирает именно форму тондо?

(Она скрепляет образное единство фигур и пейзажа и придает всей сцене особо гармоничный характер.)

Эта картина находится в Государственном Эрмитаже.

А сейчас мы посмотрим на Мадонн флорентийского периода.

"Мадонна дель Грандука” 84 х 55 (1504 г.)

- Изменилась ли композиция этой картины?

(мадонна вписана в композицию так, что почти не остается незаполненного пространства. Небольшая по размерам картина кажется монументальной.)

- Изменилась ли форма холста, фон?

(Тондо заменило обрамление, а пейзаж нейтральный фон.)

- Как изображена Мадонна?

(Она изображена в фас, спокойно стоит, опустив глаза. Мадонна не смотрит ни на младенца, ни на зрителя, очень печальна.)

- Почему, что ей видится?

(Вероятно, ей видится жертвенная судьба её ребёнка.)

Следующая Мадонна этого периода

"Мадонна в зелени” 113 х 88 (1505 г.)

- Какова композиция этой картины?

(В центре Мадонна, у её ног два ребёнка: один – Иисус, другой – Иоанн Креститель.)

- Какая геометрическая фигура здесь просматривается?

(Пирамида.)

- Что же здесь происходит, есть ли ощущение единства?

(Иоанн протягивает Иисусу свой крест.)

- Но хочет ли этого мать?

(Нет, она пытается удержать Иисуса. Ведь крест грозит ему жертвенной мукой. Мария решительно отгораживает сына от Иоанна.)

- Какой образ Мадонны создает Рафаэль в этой работе?

(Она нежная, любящая мать, в то же время чувствуется тревога за сына.)

Очень близка по содержанию "Мадонне в зелени” ещё одна работа этого периода "Прекрасная садовница” 122 х 80 (1507 г.)

Давайте сравним композицию предыдущей Мадонны с этой.

- Что общего?

(Всё та же пирамида.)

- Но что изменилось? Попробуем рассказать, что здесь происходит. В этом нам помогут взгляды персонажей.

(Мать и сын смотрят друг на друга. В лице матери мягкость сочетается с сердечностью, в нем звучит земной голос материнского неравнодушия.) Первоначально Рафаэль изобразил Марию сидящей на грубой деревенской скамье. Одежда её очень напоминает одежду крестьянки. Видимо, именно по этой причине картина получила название "Прекрасная садовница.”

- Но давайте посмотрим на детей. Что происходит между ними?

(Иоанн присел на одно колено, взор его обращён на Иисуса, в правой руке он держит крест. В его взгляде – нетерпение и настойчивость. Рот приоткрыт: он что-то говорит, очевидно, зовет Иисуса с собой.)

- Но куда?

(Может быть, играть, играть с крестом, может быть – в пустыню.)

Теперь понятна поза и движения Иисуса, его просящий взгляд, устремленный к матери. Прижавшись к ней, он с детской настойчивостью просит отпустить его играть с приятелем. Чтобы усилить свою просьбу, мальчик поставил свою босую ножку на босую правую стопу матери. Но мать непреклонна. Она не отпускает Иисуса гулять с Иоанном.

Недолго Рафаэль живет во Флоренции, всего 4 года.

И вот он в Риме.

Там он создает "Сикстинскую Мадонну” 265 х 196 (1513-1514 гг.)

Картина была написана для монахов монастыря Св.Сикста. В XVI веке картина не была столь известна, так как считалась предметом религиозного культа.

В России, особенно в первой половине XIX века, "Сикстинская Мадонна” очень почиталась, ей посвятили восторженные строки В. Жуковский, В. Белинский, А. Пушкин.

Ф. Достоевский и Л. Толстой имели репродукции картины в своих рабочих кабинетах.

"Сикстинскую Мадонну” Рафаэль создал как собирательный образ, включающий черты многих женщин.

Рассмотрим композицию.

Все фигуры соединены между собой и образуют треугольник.

(В центе Мадонна с младенцем, по бокам Св. Сикст и Св. Варвара, а внизу два ангелочка.)

- Куда опускается Мария? Как держит она своего ребенка?

(Она спускается на землю, в лице её печаль, тревога за сына, а младенца она держит так, как будто через мгновение кому-то его отдаст.)

- А что происходит с цветом в картине?

(Цвета одежды Мадонны, папы и Варвары удивительно согласованы между собой так, что ни одна краска нигде не выбивается резкостью своего тона из общего колорита.)

- Какие чувства, мысли пробуждает эта работа?

(Жизнь, смерть, бессмертие, красота.)

Возвратимся к началу урока и попытаемся ответить на вопрос: как же изменялся образ матери в произведениях Рафаэля?

(Ответы учащихся.)

Рафаэль болел 7 дней. 6 апреля 1520 года он скончался. Это было в день его рождения. Весь Рим принял эту весть с рыданиями. Художник был похоронен в Пантеоне, в нише, куда ставили статуи святых. Над его могилой, по бокам – две колонны, а между ними – статуя мадонны.

Д/з Сопоставьте Мадонны Рафаэля с Мадоннами Леонардо. В чем различие, а в чем сходство. Почему образ Мадонны называют бессмертный образ?

Категория: ИЗО | Добавил: tineydgers | Теги: Рисунок, открытый урок, Урок рисования в школе, конспект урока, живопись, изобразительное искусство, скачать бесплатно
Просмотров: 1417 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 21
Гостей: 21
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0