Цели: актуализировать знания учащихся о хохломской росписи; научить рисовать элементы хохломской росписи, формировать понятия об орнаменте; развивать образное представление; воспитывать патриотические чувства.
Оборудование: учебные таблицы, хохломская посуда, шаблоны посуды.
Ход урока
1. Вступление. Объявление темы и задач урока.
Звучит русская народная музыка. На выставочном стенде перед учащимися расставлены хохломские изделия.
1-й купец: Низко кланяемся вам, дорогие гости!
2-й купец: Кому посуда для кашки-окрошки,
Чудо-блюдо да чашки, ложки?
Откуда посуда?
Да к вам приехала сама
Золотая Хохлома!
3-й купец: Вот, посмотрите! Выросла золотая травка на ложке,
Распустился цветок на плошке,
Ягодка клюква поспела на поварешке.
Клюет эту ягоду птица - золотое крыло.
1-й купец: Полюбуйтесь на это чудо - ложки, чашки и бочонки, сахарницы и бокалы, вазы и подносы, широкие блюда и утицы, ковши - «братины».
2-й купец: Всю эту домашнюю утварь, выточенную из дерева, отливающую золотом, с веселящим глаз золотым узором мы привезли из большого торгового села Хохлома, что под Нижним Новгородом.
3-й купец: Это от нас разлетаются жар-птицами миски да ложки по ярмаркам.
Учитель: Золотая хохлома - яркое, самобытное явление русского народного декоративно-прикладного искусства. Этот традиционный художественный промысел имеет более чем трехсотлетнюю историю. Он возник в XVII столетии в Нижегородском Заволжье вблизи торгового села Хохлома.
- Кроме того, надо помнить о соответствии узора и формы предмета.
Посмотрите на вазочку: ветка спелых ягод обвивает поверхность изделия, создавая непрерывную полосу орнамента.
- Ребята, сегодня на уроке я предлагаю вам превратиться в народных умельцев и превратить белую посуду в золотую и прекрасную. Для этого вы должны выбрать наиболее понравившийся орнамент и украсить им шаблоны посуды.
На столе у детей приготовленные заранее шаблоны различной посуды.
3. Самостоятельная работа детей. Роспись шаблонов посуды растительным орнаментом.
4. Экспресс-выставка. Показ и анализ лучших работ.
Подведение итогов урока.
- Посмотрите на выставку, какая чудесная получилась у наших народных мастеров посуда - яркая, красочная, праздничная. С таким товаром нашим купцам не стыдно будет ехать на ярмарку.
Как велика наша любимая Родина! Сколько замечательных талантов вокруг!
Стоит студеная зима,
Снежинки крутит буйный ветер,
А солнечная Хохлома
Напоминает нам о лете.
В тарелочках не полутьма.
Не сумрак в вазах и солонках,
Напоминает Хохлома
Родную, милую сторонку! |