Цели урока:
- образовательная: создать условия для изучения и повторения учащимися произведений великих мастеров эпохи Возрождения Италии, Нидерландов, Германии 15 – 16 веков;
- понять отличительную особенность произведений итальянского Возрождения и Сев. Европы по отношению к личности Человека;
- сопоставить проявления гуманизма в произведениях искусства, отражающих интерес к Человеку, его делам, воспевание духовной и физической красоты итальянского Возрождения и Сев. Европы;
- развивающая: развивать у школьников способности зрителя, готового к восприятию произведений великих мастеров;
- развитие творческих способностей в поисково – исследовательских и индивидуальных видах учебной деятельности;
- воспитательная: воспитание художественного вкуса;
- выработка устойчивой потребности общения с произведениями мировой художественной культуры и умение находить в них духовно – ценностные ориентиры.
Материалы к уроку:
СД «Мировая художественная культура», СД «История искусств», энциклопедия для детей т. 7 «Искусство» Аванта +,1997г. учебник «История» 7 класс, учебник «Мировая художественная культура» 5 – 6 класс Г.И Даниловой, Интернет – ресурсы.
Зрительный ряд:
Слайд – презентация урока: Леонардо да Винчи. «Автопортрет», «Джоконда», «Мадонна в скалах», «Мадонна Бенуа», «Тайная вечеря»; Микеланджело Буонарроти. «Христос, несущий крест», «Пьета», «Давид», «Скованный раб», «Моисей», «Изгнание из рая», «Автопортрет»; Рафаэль. «Сикстинская мадонна», «Автопортрет», «Суд Моисея», «Адам и Ева»; И. Босх. «Семь смертных грехов», «Воз сена», «Несение креста», «Блудный сын»; П.Брейгель.«Вавилонская башня», «Избиение младенцев в Вифлееме», «Слепые»; А.Дюрер. «Автопортрет», «Рыцарь, дьявол и смерть», «Адам и Ева», рисунок «Руки».
Содержание урока:
Вступительное слово учителя МХК (слайд 1):
Итак, ребята, урок сегодня необычный. Мы совместили уроки истории и мировой художественной культуры. Совмещать уроки можно при совпадении тем. Весь год на уроках истории вы изучали период средних веков – период зарождения христианства в Европе. На прошлом уроке заслушали сообщения, приготовленные вами о художниках эпохи Возрождения. На уроках МХК изучали Библию, в средние века она наиболее полно отразилась в произведениях искусства, часть которых мы изучили. Культура – это всегда отражение истории человека, той эпохи, в которой он живёт. По произведениям искусства мы можем судить об устройстве общества, его достижениях, духовном мире и быте. Задача сегодняшнего урока – обобщить и пополнить материал, полученный на уроках истории и МХК по периодам итальянского Возрождения и искусства Северной Европы XV - XVI в.в. Нам необходимо увидеть отличительную особенность произведений итальянского Возрождения и Сев. Европы по отношению к личности Человека, сопоставить проявления гуманизма в произведениях искусства, отражающих интерес к Человеку, его делам, воспевание духовной и физической красоты. Тема урока: «Расцвет искусства в эпоху Возрождения Италии и Северной Европы 15 – 16 века». (запись в тетради).
Характеристику эпохи Возрождения рассказывает учитель истории:
Колыбелью искусства эпохи Возрождения принято считать Италию. Именно Итальянские мастера вновь открыли искусство Древней Греции и Древнего Рима, Откуда и происходит само название – Возрождение. Итальянцы жили среди руин Римских памятников, ходили по той же земле и дышали тем же воздухом, что и древние римляне. Искусство Возрождения возникло на основе гуманизма («человечный»).
Гуманистов вдохновляла античность, служившая для них источником знаний и образцом художественного творчества. Великое прошлое, постоянно напоминавшее о себе в Италии, воспринималось, в то время как высшее совершенство, тогда как искусство средних веков казалось неумелым, варварским.
Возникший в 16 в. термин «возрождение» означал появление нового искусства, возрождающего классическое античное искусство.
При всем творческом многообразии и богатстве истоков искусство Возрождения – явление, отмеченное глубокой и принципиальной новизной. Оно заложило основы европейской культуры Нового времени.
Искусство еще не совсем оторвалось от ремесла, но на первое место уже выступила творческая индивидуальность художника, деятельность которого в то время была на редкость многообразна. Поразительная универсальная одаренность мастеров – они часто работали в области архитектуры, скульптуры, живописи совмещали увлечение литературой.
Характерные особенности этого периода (слайд 2):
- вдохновляла итальянских мастеров античность (искусство Др. Греции и Др. Рима), она служила источником знаний и образцом художественного творчества
- возникло течение общественной мысли – гуманизм, при котором человек имеет право свободно развиваться как личность, реализуя свои способности.
- это период романтики, поиска индивидуальности, борьбы с предрассудками
- главная идея – прекрасный, гармонически развитый человек, обладающий неограниченными духовными и творческими возможностями (запись в тетрадях).
Леонардо да Винчи (слайд 3):
В истории человечества нелегко найти столь же гениальную личность, как основатель искусства Высокого Возрождения Леонардо да Винчи (1452–1519). Всеобъемлющий характер деятельности этого великого художника и ученого стал ясен только тогда, когда были исследованы разрозненные рукописи из его наследия. И тем не менее многое в его творчестве остается загадочным и продолжает будоражить умы людей до сих пор.
В истории мирового искусства есть произведения, наделенные странной, таинственной и магической силой. Объяснить это трудно, описать невозможно.
В их ряду одно из первых мест занимает изображение молодой флорентийки Моны Лизы. Джоконда.(1503 г.) (слайд 4). Портрет, стал одним из самых прославленных произведений мировой живописи. Она, по – видимому была незаурядной, волевой личностью, умной и цельной натурой. Леонардо вложил в её удивительный, устремлённый на зрителя взгляд, знаменитую, словно скользящую загадочную улыбку, заряд такой интеллектуальной и духовной силы, который поднял её образ на недосягаемую высоту.
До нашего времени дошли живописные работы Леонардо миланского периода. В Милане мастер создал полотно Мадонна с Младенцем. Здесь мастер стремился к обобщенности и идеальности образа. Изображен не определенный момент, а некое длительное состояние спокойствия, радости. Живописец отошел от традиций XV столетия, в религиозных картинах которого преобладала торжественная скованность. В Мадоннах Леонардо образы идеально прекрасны, естественно связаны с окружающей их средой. (слайд 5)
Иной, драматический настрой отличает монументальную роспись Леонардо «Тайная вечеря», исполненную им в 1495 – 1497 гг. для трапезной церкви Санта-Мария дела Грацие в Милане. (слайд 6)
Кто помнит библейский сюжет о тайной вечере?(беседа с классом по сюжету).
Судьба этого прославленного произведения трагична. Ещё при жизни мастера краски стали осыпаться. В 17 в. в стене трапезной пробили дверь, уничтожившую часть композиции, а в 18в. помещение превратили в склад сена. Большой вред фреске нанесли неумелые реставрации. Во время Второй мировой войны потолок и южную стену трапезной разрушила бомба В1945 г. реставрация спасла роспись. Однако о великом творении мастера можно составить теперь только самое общее представление.
Микеланджело Буонарроти (1475-1564) (слайд 7):
Скульптор, живописец, архитектор, военный инженер и поэт. Благодаря прекрасному знанию анатомии, он достиг большой точности в изображении красоты человеческого тела.
Горячий патриот, Микеланджело тяжело переживал бедствия, постигшие Италию в начале 16 века. Он лично участвовал в борьбе за свободу Флоренции, руководил строительством военных укреплений. В 1496 году он приехал в Рим, где к нему пришла слава.
В 1501 году Микеланджело взялся исполнить колоссальную мраморную статую Давида (1501–1504). Она олицетворяет безграничную мощь человека. Давид только готовится нанести противнику удар, но уже ощущается, что это будущий победитель. (слайд 8)
Великим произведением мастера могла бы стать гробница папы Юлия II. Для второго этажа гробницы Юлия II предназначалась статуя древнееврейского пророка Моисея (1515–1516). Тугими извивающимися прядями ниспадает его борода, в напряжении застыли мускулы мощного тела. Моисей в трактовке Микеланджело – народный вождь, человек вулканических страстей, прозорливый мудрец. (слайд 9)
Микеланджело считал себя только скульптором, что, однако, не помешало ему, быть и великим живописцем.
В «Грехопадении и изгнании из рая» гордая и величественная как богиня, Ева бросает вызов судьбе, смело, принимая от змея – искусителя запретный плод. На той же фреске изображено, как ангел с мечом в руках изгоняет прародителей из рая. (слайд 10)
Великие мастера Возрождения создали шедевры, которыми до сих пор восхищается человек.
Рафаэль (1483–1520) (слайд 11)
С творчеством Рафаэля (1483–1520) в истории мирового искусства связывается представление о возвышенной красоте и гармонии. Принято считать, что в созвездии гениальных мастеров Высокого Возрождения, в котором Леонардо олицетворял интеллект, а Микеланджело – мощь, именно Рафаэль был главным носителем гармонии.
Рафаэля называли Мастером Мадонн, которые несли настроение душевной чистоты.
«Сикстинская Мадонна» (1515–1519) – образ совершенной красоты. Эта большая алтарная картина изображает не просто Божественную Мать с Божественным Младенцем, а чудо явления Небесной Царицы, несущей людям своего Сына как искупительную жертву. Впервые в творчестве Рафаэля религиозный образ устанавливает полный контакт со зрителем. (слайды12, 13)
Рафаэль был замечательным мастером рисунка. Само имя Рафаэля – Божественного Санцио – в дальнейшем стало олицетворением идеального, наделенного божественным даром художника. С великими почестями он был погребен в римском Пантеоне, где его прах покоится и поныне.
Итак, главная идея итальянского Возрождения – прекрасный, гармонически развитый человек, обладающий неограниченными духовными и творческими возможностями.
Характеристику периода Возрождения Северной Европы рассказывает учитель МХК (слайд 14):
В странах Европы – Нидерландах, Германии, Франции – не было такого обилия античных памятников, как в Италии, до 16 века мало кто представлял, как они выглядят вообще. В сущности нечего было и возрождать.
В Северной Европе на становление новой культуры наибольшее влияние оказало не античное наследие, а христианство. В своих произведениях художники пытаются возвестить истину о Боге. Они прекрасно понимали, что Бог как абсолютное Совершенство в принципе неизобразим, художник способен лишь намекнуть на Его присутствие.
Образ Бога яснее запечатлён в окружающем мире…. Поэтому предметом внимания у художников сделались небеса и солнечный свет, вода и камни, растения и животные, сам человек и его жилище, все творения рук человеческих.
Любая малость могла скрывать в себе что–то великое. Земной мир был прямым продолжением мира небесного.
Искусство Северной Европы место человека в мироздании осмысливало иначе, чем итальянское.
В искусстве Италии Человек – центр Вселенной. В искусстве Сев. Европы человек – не вершина творения, а лишь одно из многочисленных свидетельств всемогущего творца. Для североевропейских художников Человек живёт одной жизнью с небесами, морем, землёй, он прекрасен и величав, но всё же не более, чем любой камень или травинка.
На примере картин выдающихся художников эпохи Возрождения 15 – 16 веков Северной Европы проследим отражение человека и его творения. В основном художники изображали религиозные сюжеты, они призывали к поклонению, а также к пониманию и сопереживанию. 16 век – это тревожный и трагический век, т.к. значительная часть стран и областей Европы переживала кошмар религиозных войн.
Дух этого века прочувствовал нидерландский художник Иерон Ван Акен, известный под псевдонимом Иероним Босх
Иероним Босх (слайд 15, 16):
«Семь смертных грехов»-
в центре картины фигура Христа, надпись: «Берегись, берегись, Бог видит». Вокруг – семь смертных грехов, способных погубить душу человека: гнев, тщеславие, сладострастие, лень, обжорство, корыстолюбие, зависть. Босх находит для каждого из грехов пример из жизни, хорошо понятный зрителю: гнев – сцена пьяной драки, зависть – лавочник, злобно поглядывающий в сторону соседа, корыстолюбие – судья, берущий взятку. Художник показывает, как идут к своей погибели самые обыкновенные люди. Сцены привычных, будничных злодейств движутся по нескончаемому кругу, как нелепая, жалкая карусель…за грехами неотступно следует воздаяние: по углам картины располагаются четыре изображения – смерть, страшный суд, ад и рай.
Питер Брейгель Старший
Коллекционеры именуют Мужицким Брейгелем.
«Вавилонская башня» (слайд 17):
Расскажите сюжет о Вавилонской башне.
Башня напоминает римский амфитеатр Колизей и одновременно – муравейник. На всех этажах кипит работа: вращаются блоки, переброшены лестницы, снуют фигурки рабочих. Прославление человеческого труда, смело возносящего свои дерзкие помыслы к небу. Но заметна потерянная связь между строителями: где–то строительство идёт полным ходом, а где–то башня уже обвалилась. Не из–за начавшегося ли «смешения языков»? Свита царя Нимрода полна спеси и чванства. А истинные и талантливые мастера смиренно падают ниц к их ногам в ожидании приговора. Да, библейская башня рухнула. А вот башня, созданная воображением Брейгеля, стоит и долго ещё будет стоять…
«Слепые» (слайд 18):
Вспомните библейскую притчу о слепом поводыре.
Эта жуткая вереница бесприютных калек, лишённых не только зрения, но и поводыря, бредёт из глубины картины к переднему краю пространства, к краю оврага. Вдруг их медленный, осторожный шаг прерывается: идущий первым слепой падает и вот–вот свалится в овраг, за ним неминуемо должны последовать и его товарищи. Картина посвящена словам Христа: «Может ли слепой водить слепого? Не оба ли они упадут в яму?» Иисус имел в виду слепоту духовную! В глубине церковь – единственное место, где можно исцелить душу!
Альбрехт Дюрер (1471 – 1528)(слайд 19):
– самым ярким представителем искусства Германии был Альбрехт Дюрер. Главным делом его творчества стала гравюра (на дереве, меди). Он создал цикл иллюстраций к последней книге «Нового завета» – «Апокалипсису» – эта книга содержит грозные и красочные пророчества о конце земного мира, на смену которого придёт Царство Божье.
«Автопортрет» (1498)
– один из первых начал изображать самого себя. На этом автопортрете нарядный кавалер, баловень судьбы.
«Рыцарь, дьявол и смерть»(1513)(слайд 20):
сам Дюрер назвал её «Всадник». Вооружённый путник медленно едет вдоль обрывистого лесного склона. На всаднике доспехи, в руке – копьё. В грозном виде воина есть какая – то нелепость, беззащитность чудака, роднившая этот персонаж с Дон – Кихотом. Поднятое забрало открывает отрешённое и суровое лицо. С рыцарем поравнялась смерть – мертвец верхом на костлявой кляче. Он показывает песочные часы: показывает, что жизнь на исходе. Сзади плетётся дьявол со свиной головой, увенчанный причудливым гребнем. Рыцарь Дюрера – это христианин, упорно следующий к Небесному граду (замок на скале заднего плана), несмотря на искушения дьявола и неотступную близость смертного часа.
«Адам и Ева» (слайд 20):
веками история Адама и Евы рассказывалась только как история грехопадения, за которую прародители человечества были изгнаны из рая, осуждены на тяжкий труд и вечные муки. Кажется, Дюрер постарался забыть всё, что с детских лет знал об этом. Создавая своё произведение, он думал о силе человеческих чувств и красоте любви. Его «Адам и Ева» – один из великих гимнов во славу Человека умного и красивого, любящего и любимого. Их юные лица полны неизъяснимой прелести и очарования.
Подведём итог, в Северной Европе в средние века человечество сделало крупный шаг вперёд по сравнению с древностью в развитии культуры и морали.
А теперь проверим, как вы усвоили материал, для вас приготовлен тест.
Определите, какие суждения принадлежат эпохе итальянского Возрождения, а какие Северной Европе? Почему?
«Человек…есть нечто наилучшее…и даже более чем наилучшее»
«То, что присуще нам от природы, менее всего достойно осуждения»
«Служение Богу и воинские подвиги – цель жизни и высшее счастье»
«Благие души, доблести подруги,
Заселят мир: он будет золотым,
Античными творениями полным»
«Человек грешен по своей сути, необходимо отказаться от радости жизни»
«Всё что относится не к христианской культуре достойно осуждения»
1. Какую из картин вы отнесете к эпохе итальянского Возрождения, а какую к эпохе Северной Европы? Почему?
1 Итальянское Возрождение. 2 Северная Европа.
2. Кому принадлежат произведения? (написать авторов)
Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Дюрер.
3. Соотнесите автора и картину.
1 – Дюрер, 2 – Питер Брейгель, 3 – Босх, 4 – Дюрер, 5 – Рафаэль.
4. Назвать лишнее слово и объяснить, почему именно оно является лишним в данной тройке?
- Леонардо да Винчи
- Микеланджело
- Дюрер
- Рафаэль
- Босх
- Брейгель
Выпишите 15 фамилий художников.
Бруни
Брегг
Штерн
Репин
Ландау
Кюри
Васнецов
Митчелл
Мазаччо
Фонвизин
Лосенко
Шекспир
Джотто |
Крамской
Тагор
Айвазовский
Хемингуэй
Босх
Буше
Пуссен
Чемберлен
Рубенс
Эдисон
Рубенс
Донателло
Тициан |
|