1. Из биографии художника.
По преданию, бытоваышему в семье художника, род Венециановых происходил из Греции, из "Эпирского местечка города Богдари". В Греции предки художника звались Михапуло-Проко или Фармоко-Проко, точной фамилии предание не сохранило. Прадед художника с женой и сыном приехали в Россию в 1730 - 1740 годах. Сначала появилось у них прозвище Венециано, позже оно превратилось в фамилию - Венециановы.
Из воспоминаний Венецианова, дошедших до нас в пересказе его племянника, известно, что в детстве он много рисовал с картин и любил рисовать своих товарищей по пансиону. Сначала рисовал акварелью, потом масляными красками. Воскресные дни проводил у живописца, которого называл Пахомычем. Больше о первом учителе художника не известно. Этот человек просил отца Алеши отдать мальчика учиться живописи, но отец и слышать об этом не хотел. После окончания пансиона Алексей Венецианов 3 года работал чертежником, потом помощником землемера в Петербурге, затем служил в почтовом департаменте. В свободное время ходил в Эрмитаж, копировал картины старых мастеров. В Петербурге Венецианов познакомился со знаменитым портретистом Боровиковским и стал его учеником. "Вот тут-то я понял, как нужно правильно рисовать", - рассказывал художник своему племяннику.
Вскоре Венецианов оставил службу, купил сельцо Сафонково в тверской губернии и уехал туда жить, писать картины и учить талантливых крестьянских детей живописи. В Сафонкове в начале 1820-ых годов была написана картина "На пашне. Весна."
2. Работа с компьютером. Диск "Шедевры русской живописи".
Посмотрите на репродукцию картины Алексея Гавриловича Венецианова "На пашне. Весна". В своей картине худлжник написал поле, расстилающееся до самого горизонта, и раскинувшееся над полем высокое-высокое небо. Крестьянка ведет лошадей, лошади тянут борону. Рядом работает еще одна крестьянка, а еще одну зритель видит вдалеке.
Посмотрите внимательно на картину.
Скажите, есть ли что-нибудь в картине такое, что нельзя представить в действительности? (Ответы детей)
Картина - не руководство к действиям: кто должен работать, что надеть, куда определить ребенка. а вы видели настоящую, живую лошадь? Если рядом с ней встанет женщина, кто будет выше? А в картине выше крестьянка и намного. Даже трудно представить такую гигантшу!
Но необычность размеров "не режет" глаз, не кажется странным. Художник писал в картине не сцену из реальной жизни. Он создал образ весны. Весна - время рождения новой жизни. Художник нарисовал темный остов дерева. Дерево ушло из жизни. Погибло, умерло, но рядом появились новые, еще тонкие как прутики деревца. Эти деревца - новая жизнь - это весна. Жизнь продолжается! На прутиках появились первые листочки, и это весна!
Крепкий толстый малыш - это тоже новая жизнь! И это весна!
И крестьянка, как сама Весна, красна и румяна, улыбаясь, идет по земле. Идет легко, еле касаясь земли ногами.
В этой картине многое появилось впервые. Впервые в русском искустве Венецианов написал деревенсикй пейзаж среднерусской полосы. И впервые написал весенний пейзаж. Венецианов провел линию горизонта низко - и бесконечное небо раскинулось над землей в его картине, и поэтому все изображенное кажется таким парящим, воздушным.
Венецианов написал картину, в которой в конкретном выражено главное весеннее обновление - рождение новой жизни.
3. "На жатве. Лето"
В полотне "На жатве. Лето" Венецианов изображает крестьянку в момент краткого отдыха от работы. Композиция картины своеобразна: на переднем плане выделяется написанная в крупном масштабе женская фигура, за ней расстилается пейзаж, композиция которого построена на горизонталях.
Фигура женщины, сидящей на помосте, кажется застывшей. Рядом с ней, на пустой поверхности помоста, лежит серп - постоянный венециановский атрибут полевых работ.
Пейзаж определяет основное впечатление от всего произведения.
В картине "На жатве. Лето" Венецианов прекрасно передает ощущение жаркого летнего дня, когда солнце еще высоко в небе, но скоро уже начнет медленно клониться к закату. Горячая, прогретая земля, поля со спелыми, частично уже заскирдованными снопами чередуются с нескошенными полосами ржи, затем идет горизонталь покрытого травой поля, а дальше опять нивы. Очень убедителен колорит произведения, построенный на теплых тонах - желтом, зеленом и коричнево-красном.
4. "Захарка".
Этюд "Захарка" воплощает лучшие стороны творчества и творческого метода Венецианова. Он был написан с натуры: Захарка был сыном крепостных Федула и Анны Степановых. Захарка явно интересовал художника, написавшего его дважды. Этюд подлинно живописен: в нем ничего не "раскрашено", цвет живет в нем, переходит один в другой, то гаснет, то усиливается снова. Живописное мастерство Венецианова делает убедительнее и нагляднее жизненную сущность образа. Этюд написан с увлечением, и это способствет наиболее полному раскрытию того значительного содержания, которое Венецианов сумел вложить в свою, казалось, небольшую работу. Лицо мальчика с широкими скулами, коротким носом, большими живыми глазами - "не ладно скроено, да крепко сшито".
Оно не производит впечатления неправильности, ибо вполне сгармонировано внутренним содержанием.
"Захарка" - крепкий, смышленный, способный мальчик. Он вызывает симпатии зрителей и в наше время. Венецианов воплотил в этюде уверенность в уме и одаренности русского крестьянина, ту уверенность, с которой он самоотвержено отдал много трудов и лет своей жизни воспитанию народных талантов. |