Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 22.12.2024, 06:09:42
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Древнерусские соборы и храмы
28.08.2009, 11:49:50
Цели:  1) Познакомить с архитектурой Руси.
                   2) Воспитывать интерес к прошлому русского народа, к памятникам                                 культуры.
                  3) Учить начальным навыкам изображения пространства на плоскости и пространственных построений.
                  4) Развивать художественный вкус и творческие способности.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран.
Материалы: мелки.
Зрительный ряд:В.Васнецов, И.Билибин, Н.Рерих, слайды "Прогулка по Кремлю", "Соборы Московского Кремля", презентация «Соборы и храмы Руси», эскизы собора.
Ход урока:
I.Организационный момент.         


Дворец великолепный и надменный,
Творенье рукокрылых мастеров,
Стоял собор, безмолвный и несмелый,
Набросив златотканый свой покров...

II.Сообщение темы урока.
      Сегодня мы отправимся в путешествие по русским соборам. Узнаем об их архитектуре, познакомимся с историей их строительства, а в конце урока попробуем сами изобразить собор.
III. Рассказ учителя.
   В начале давайте познакомимся со значением слова «собор». (Слайд 1,2). Раскопки и исследования показали, что до конца Х в. на Руси не было монументального каменного зодчества. Постройки были деревянные или деревянно-земляные.
   Одно из первых каменных сооружений, возведенное греческими мастерами в конце    Х в.- это 25-главая церковь в честь Богородицы в Киеве. От этого сооружения до нас дошел лишь фундамент. В период татаро-монгольского нашествия захватчики подожгли храм и под его развалинами были погребены последние защитники города.
    В середине XI в. при Ярославе Мудром был сооружен Софийский собор(1037г.), имевший 13 куполов. (Слайд 3).
( Такие же соборы были сооружены в Новгороде (Слайд 5) и Полоцке.) Этими постройками город подчеркнул свое желание не уступать по величию Константинополю.
   Принципы строительства храмов были заимствованы из Византии. Они возводились из плоского кирпича размером 31х31 см и толщиной 2,5-4 см, который назывался плинфой. Храм являл собой как бы уменьшенное отображение мироустройства. Тип храма, пришедший из Византии, назывался крестовокупольным. 4,6 и более столбов плане образовывали крест, над которым возвышался купол. Восточная часть здания имела выступы, в ней совершались богослужения и называлась она алтарной. Алтарная часть невысокой преградой, украшенной богатыми тканями и иконами, отделялась от церковного зала, где находились верующие.
   В западной части располагались хоры, где во время богослужения находился князь с семьей. Хоры, как правило, соединялись переходом с княжеским дворцом. (Слайд 4).
  Большинство храмов XII- начала XIII в. были одноглавые. Архитектурные отличия в строительстве были связаны с материалом, используемым в той или иной земле. Например, в Киеве, Рязани, Чернигове по-прежнему строили из плинфы. В Новгороде наиболее использовали известняк. Он слоился, легко затирался раствором. Наиболее известные памятники Новгорода - соборы Юрьева (Слайд 6) и Антоньева монастыря.
   В отличие от Новгорода и Киева, во Владимиро – Суздальской и Галицко- Волынской Руси основным строительным материалом был белый камень. Он вырубался блоком размером 50х50х50 см. Из камня возводилась стена из 2 рядов блоков, промежуток между которыми заполнялся щебнем и заполнялся связующим раствором. Характерные черты белокаменной архитектуры - изысканность, стройность, ясность, устремленность ввысь, богатый декор стен, зданий.
Стоял он величаво, гордо, пышно;
Неодолимо в сказку он манил -
И мне, будто во сне, вдруг стало слышно...
Как колокольчик в сердце зазвонил.

В который раз звонит он лет уж триста?
Не сосчитать бесчисленных звонков!
Казалась роспись чудом кисти,
Автографом, дошедшим из веков.

И красоты нездешней отраженью
Я подивился, трепет не тая,
И я не знаю, кто же был блаженней
В тот миг связующий - собор иль я?.. 
-Как вы думаете, о каком храме идет речь? (ответы детей)
(Слайд 7).
 Собо́р Покрова́, что на Рву́, также называемый Храм Васи́лия  Блаже́нного — православный храм, расположенный на Красной площади в Москве. Широко известный памятник русской архитектуры. До XVII века обычно назывался Троицким, так как первоначальный деревянный храм был посвящён Святой Троице. Покровский собор был построен в 1555—60 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством. Существует несколько версий о создателях собора. По одной из версий, архитектором был известный псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма.  По другой, широко известной версии Барма и Постник — два разных архитектора, оба участвовавших в строительстве, эта версия ныне устарела.                                                                                                                             По третьей версии, собор был построен неизвестным западноевропейским мастером (предположительно итальянцем, как и ранее — значительная часть сооружений Московского Кремля), отсюда и столь неповторимый стиль, сочетающий в себе традиции как русского зодчества, так и европейского зодчества эпохи Возрождения, но эта версия пока так и не нашла никакого четкого документального подтверждения. Согласно легенде, архитектор (архитекторы) собора были ослеплены по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить подобного храма. Однако, но если автором собора является Постник, то он не мог быть ослеплён, поскольку в течение нескольких лет после строительства собора участвовал в создании Казанского кремля.
Величавый, торжественный, чудный
Храм стоит над Москвою-рекой,
Золотым отражением утром
Темных вод нарушая покой
. (Слайд 8).
Кафедра́льный Собо́рный храм Христа́ Спаси́теля (во имя Рождества Христова) в Москве — на левом берегу Москвы-реки, на месте, именовавшемся ранее Чертольем. Существующее сооружение — осуществлённое в 1990-х годах внешнее воссоздание одноимённого храма, созданного в XIX веке. На стенах храма были начертаны имена офицеров Русской армии, павших в войне 1812 года и иных по времени близких военных походах. Оригинал был воздвигнут в благодарность Богу за спасение России от наполеоновского нашествия. Был построен по проекту архитектора Константина Тона. Строительство продолжалось почти 44 года, освящён — 26 мая 1883 года. 5 декабря 1931 года здание храма было разрушено. 12 октября 1817 года, в 5-летнюю годовщину ухода французов из Москвы, в присутствии царя Александра I был заложен на Воробьёвых горах первый храм по проекту Витберга. Стройка вначале шла энергично (в ней участвовали 20000 подмосковных крепостных), но вскоре темпы резко снизились. За первые 7 лет не удалось завершить до конца даже нулевой цикл. Деньги уходили неизвестно куда (позднее комиссия насчитала растрат без малого на миллион рублей).
По восшествии на престол Николая I в 1825 году строительство пришлось остановить, по официальной версии, в связи с недостаточной надёжностью почвы; Витберг и руководители строительства были обвинены в растратах и отданы под суд.
Нового конкурса не проводилось, и в 1831 году Николай I самолично определил архитектором Константина Тона, «русско-византийский» стиль которого был близок вкусам нового императора. Новое место на Волхонка было также избрано самим Николаем I; бывшие там постройки были куплены и снесены. Был снесён и располагавшийся там Алексеевский монастырь, памятник XVI века (переведён в Красное село). Московская молва сохранила предание, что игуменья Алексеевской обители, недовольная таким поворотом, прокляла место и предрекла, что ничто не устоит на нём долго.
Торжественная закладка собора произошла в день 25-летия Бородинского сражения — в августе 1837 года. Однако, активное строительство началось только 10 сентября 1839 года и продолжалось почти 44 года; общая стоимость Храма простиралась до 15 миллионов рублей. Ещё 20 лет продолжались работы по внутреннему убранству; над росписью работали знаменитые мастера В. И. Суриков, И. Н. Крамской, В. П. Верещагин.
5 декабря 1931 года храм-памятник воинской славы был уничтожен взрывом.
31 декабря 1999 года, в канун 1999-летия Рождества Христова, верхний храм был открыт для публики.
IV. Работа над пройденным материалом.
- Какие постройки были на Руси до 10века?
- Где была сооружена первая каменная церковь?
- Откуда заимствовали принцип строительства?
- Из какого материала возводились храмы в XII-XIII в.?
- Перечислите основные черты белокаменной архитектуры.
- О каких храмах мы говорили сегодня на уроке? Какова история их строительства?
- Какие церкви и соборы вы знаете в нашей республике? (ответы детей)(Слайд 9,10).
V. Практическая работа.
Известные художники В.Васнецов, И.Билибин, Н.Рерих на своих полотнах изображали известные храмы и соборы ( показ иллюстраций).
Сегодня на уроке мы тоже попытаемся сделать набросок одного из соборов. (Слайд 11).
Спасский собор Андроникова монастыря - наиболее древний белокаменный храм, сохранившийся без существенных изменений до наших дней. Хотя реконструкции он подвергался несколько раз.
Стены собора сложены из правильных прямоугольных блоков желтовато-белого известняка, гладко отшлифованных с лицевой стороны. Однокупольный 4-стопный собор поражает своей цельной композицией. В монастыре жил и работал величайший художник древней Руси - Андрей Рублев, который не только расписывал собор, но и участвовал в его строительстве.
В разгар строительства Московского Кремля при Иване III в монастырской слободе было налажено изготовление кирпича. В 14-17 вв. монастырь был одним из центров переписи книг.
Рисовать мы сегодня будем черным мелком. Храм может иметь сложную композицию и помимо основного церковного объема включать в свой состав придельные храмы, трапезную, паперть, колокольню.
Освободимся мысленно от всех пристроек и обратимся к основному церковному объему. Рассмотрим его строение и характерные особенности.
Церковный объем может иметь в плане форму прямоугольную, крестообразную и форму круга. Он обязательно увенчан одной или несколькими главами либо шатрами, которые в свою очередь венчают кресты. Количество глав определяется рядом условий, на которых мы в настоящем разделе останавливаться не будем. Крест является обязательным элементом церкви. Он может быть 4-, 6- или 8-конечным либо иметь внизу над яблоком серповидную чашу.
Кресты обращены плоскостью с запада на восток. С восточной стороны к церковному объему пристраиваются алтарные выступы – апсиды. В древних каменных храмах апсиды имели полукруглую в плане форму. Позже появились многогранные и прямоугольные апсиды. Число апсид – от одной и более. В крестообразных в плане храмах алтарь размещают в восточном выступе. В деревянном зодчестве, как правило, апсиды имеют прямоугольную либо многогранную форму.
С западной, южной и северной сторон церковного объема устраиваются входы, главным из которых является западный. С восточной стороны, где находится алтарь, дверей не устраивают. В поздней архитектуре, образ которой строится на принципах симметрии, нередко с восточной стороны можно увидеть ложный портал, по виду аналогичный реальным церковным порталам...
Приступаем к работе.
VI.Самостоятельная    работа.                                                                                             
 1. На основе прямоугольников и треугольников тонкими линиями нарисовать храм.
2. Заштриховать стены и крышу храма, прорисовать мелкие детали, используя черный мелок.
VII. Итоги урока.
Категория: ИЗО | Добавил: tineydgers | Теги: Рисунок, открытый урок, Урок рисования в школе, конспект урока, живопись, изобразительное искусство, скачать бесплатно
Просмотров: 2039 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0