Цели урока: Повышение уровня самостоятельности и творческой активности учащихся. Развитие умений пользоваться словарями. Воспитание уважения к одноклассникам, терпимости к чужому мнению. Приобщение к культуре.
Описание урока
Этап урока
Действия учителя и учащихся
Организационный момент
Учитель: Добрый день, ребята ! Начинаем нетрадиционный урок русского языка - урок общения. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению. Сегодня мы продолжим знакомство с секретами богини красноречия.
Речевая разминка
На доске написана скороговорка :
"Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки”.
Учитель предлагает ученикам прочитать скороговорку хором, но вполголоса.
А сейчас вы прочитаете эту скороговорку, но уже немного по-другому и с разной интонацией:
Какой усердный ученик! (Восторженно) Какой неаккуратный ученик! (С осуждением ) Почему щеки в чернилах? (С удивлением)
Сообщение темы и целей урока
Учитель: Ребята! Вы не задумывались, сколько слов в русском языке? В русском языке более 500 тысяч слов. Наверно нет ни одного человека, который бы знал их все. Но существует справедливое изречение: "Не тот образованный человек, кто много знает, а тот, кто знает, где можно найти ответ на свой вопрос”.
Сегодня мы узнаем, что "хранятся” слова в словарях, которые :
помогают правильно писать;
говорят об истории их создания;
расширяют кругозор пытливого читателя;
приобщают к культуре народа.
Учитывая то, какую помощь оказывают словари, я так и назвала тему нашего урока "Незаменимые помощники - словари”.
Чтение темы с переменой логического ударения
Учитель предлагает ученикам прочитать тему урока с перемещением логического ударения, выделяя голосом слова.
Учитель: Внимательно слушайте вопросы!
Чем являются для нас словари? - Незаменимые помощники - словари.
Что является для нас незаменимыми помощниками? - Незаменимые помощники - словари.
Учитель: Но чтобы найти в словаре нужное слово, необходимо знать и выполнять следующие правила:
Слова в словарях располагаются в алфавитном порядке.
Статья о каждом слове написана в научном стиле.
Цель статьи - сообщить точную информацию о слове.
Письменная работа учащихся - минутка чистописания
Запись в рабочих тетрадях даты проведения урока.
Учитель: Ребята, взгляните на тему сегодняшней минутки чистописания.
На доске: …
Найдите закономерности написания каждой группы символов и продолжите работу до конца строчки.
Ученики выполняют этот вид письменной работы.
Вхождение в тему урока
Учитель: Неспроста буква "т” повторяется несколько раз. А сегодня мы познакомимся со словом, которое также начинается с буквы "т”- это слово "ТОЛЕРАНТНОСТЬ”. Что означает это слово? Нам поможет узнать словарь иностранных слов. Итак, откроем наш словарь.
Учитель вывешивает на доску первую страничку устного журнала : "Какого роду племени : ТОЛЕРАНТНОСТЬ, МИГРАНТ, КОМПЛИМЕНТ ?”
Работа со словарем иностранных слов
Ученик - помощник учителя на этом уроке выступает в роли словаря иностранных слов :
"Я - словарь иностранных слов. Я имею 1500 слов. При чтении журналов, газет, книг вы часто встречаетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку о значении иностранного незнакомого слова, а также сведения о его происхождении. Авторы словаря Одинцов, Иванов, Смолицкая, Голанова, Васильев”.
Учитель: Ребята! Издавна люди общались с соседними народами. Налаживали с ними торговые и культурные связи. При общении в их речь проникали иноязычные слова, обозначавшие новые понятия. Найдите слово "толерантность” в словаре и объясните его значение и происхождение.
Идет работа в микрогруппах. Учащиеся ищут слово и узнают, что это слово по своей этимологии (происхождению) латинское и означает - терпение, терпимость.
Учитель предлагает ученикам записать в тетрадях слово толерантность и объяснение этого слова:
ТОЛЕРАНТНОСТЬ (в переводе с латинского языка) - терпимость, терпение к чужому мнению, культуре, религии.
Стихопауза с комментариями
Учитель читает стихотворение Кешова А.П. "Мне больно, мальчики”. Последнее четверостишие записано на доске, его дети читают самостоятельно, интонацией обозначая логическое ударение:
Но обидным словом друг Рану мне нанес когда-то, Стало очень больно вдруг… Больно и сейчас ребята.
Беседа по содержанию стихотворения:
Чем нанес рану друг этого мальчика?
Почему ему больно и сейчас?
Оцените дружбу этих двух мальчиков?
Как вы понимаете дружбу?
А как вы относитесь к новым одноклассникам, которые приезжают к нам из других республик и стран?
Затем идет запись четверостишья в тетради и попутный комментарий - объяснение орфограмм.
Продолжение работы со словарем иностранных слов
Работа со словом "МИГРАНТ” (с латинского - переселяющийся, миграция - перемена мест жительства ).
А как вы думаете, тяжело таким людям привыкать к новому месту жительства? Находить себе новых друзей?
А как мы можем поддержать таких людей?
Ученики отвечают, что поддержать можно не только одеждой, продуктами, другими вещами, но также добрым словом, уважением, дружбой.
Работа со словом "КОМПЛИМЕНТ” (с французского - лестные , приятные слова).
Учитель : Скажите, ребята, вам часто приходилось слышать в свой адрес комплименты? А ведь это очень приятно, так как вместе с приятными словами вы дарите вашему собеседнику хорошее настроение и частичку своего сердца. Давайте сыграем в игру "Комплимент”.
Игровая пауза
Учитель предлагает ребятам стать в круг. Дает первому ученику сердечко и говорит комплимент. Ученик, получивший сердечко, должен передать его дальше, также произнеся комплимент своему соседу. Принявший комплимент должен поблагодарить вас и передать следующему. Комплименты можно говорить, упоминая внешность, характер, способности, умение дружить.
Музыкальная шкатулка
Ученики слушают песню Булата Окуджавы "Давайте говорить друг другу комплименты”.
Учитель: Прочитайте вслух высказывание В. Бокова и следуйте этому примеру всю свою жизнь:
Следуйте хорошему примеру - Продляйте добрым словом жизнь людей.
Ученики читают высказывание.
Учитель: А мы закрываем первую страницу нашего устного журнала.
Работа со словарем антонимов
Второй ученик - помощник учителя выступает в роли словаря антонимов:
"Я - словарь антонимов. В языке антонимов отражена противоположность существования в жизни. Мы спрашиваем "Это хорошо или плохо?”, "Еще рано или уже поздно?”. В словаре представлено 2000 антонимических пар. В словаре статья дает объяснение значений каждого члена пары, приводит пример употребления антонимов из литературных произведений. Автор словаря - Львов”.
Учитель вывешивает на доску вторую страничку устного журнала : "МИНУС - ПЛЮС, ОГОНЬ - ВОДА, ДЕРЗКИЙ 0 ОСТОРОЖНЫЙ. ВСЕ АНТОНИМЫ ВСЕГДА ПРОТИВОПОЛОЖНЫ.”
Подберите антоним к слову "добро”. Идет работа со словарем в парах.
Игровая пауза
Учитель объясняет правила игры "Магнит”:
- Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру "Магнит”. А что вы знаете о магните?
Ученики сообщают, что у магнита есть два полюса, один из которых притягивает, а другой отталкивает.
Учитель: Не правда ли, наш магнит также является примером антонимов?
Я предлагаю вам выбрать из записанных на доске слов слова добрые и хорошие и слова, прямо противоположные им по смыслу. Запишите эти слова в своих тетрадях в две колонки: "Левая сторона” - хорошие слова, а "Правая сторона” - антонимы словам из левой половинки.
На доске записаны случайным образом следующие слова: ленивый, любить, грубо, жадный, ласково, ненавидеть, трудолюбивый, щедрый.
Экскурсия в музей словарей
Готовясь к уроку, учитель предварительно в классе готовит выставку всевозможных словарей.
Сейчас он предлагает ученикам посмотреть, какие собраны словари:
- Мы познакомились только с двумя словарями. А посмотрите, сколько их пришло к нам на выставку в класс! Прочитайте высказывание французского писателя Анатоля Франса :
"Словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке!”
Подведение итогов урока
Учитель:
Я полностью согласна со словами Анатоля Франса. А вы, ребята ?
И действительно, в них вы можете получить ответ на любой вопрос. Но надо еще и уметь ими пользоваться. Работу со словарями вы продолжите в библиотеке, при подготовке не только к русскому языку, но и к другим предметам. Главное, чтобы вы уважали язык не только своего, но и любого другого народа.